Какие формы учета мнения населения могут быть предусмотрены для решения вопроса об изменении статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением?
Согласно нормам частей 3 и 4 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. При этом голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 5 и 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ. Из данных положений следует, что проведение голосования требуется не для всех случаев преобразования муниципальных образований, а только для тех случаев, которые определены в статье 13 и части 4 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ. В других случаях, установленных статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ, при осуществлении преобразования муниципальных образований применяются иные формы учета мнения населения при решении соответствующего вопроса.
Следует отметить, что в настоящее время принят Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Его положения вносят изменения в часть 7.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающие, что изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа не только в соответствии с его уставом, но и законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае определение конкретных форм учета мнения населения должно осуществляться не только уставом указанного городского округа, но и законом субъекта Российской Федерации. Полагаем, что в указанном случае, согласно нормам Федерального закона N 131-ФЗ (пункт 4 части 3 статьи 28 и статья 31), учет мнения населения соответствующего городского округа возможен в формах публичных слушаний и опроса граждан. В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона N 131-ФЗ наряду с предусмотренными данным Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, указанному Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Полагаем, что указанные положения Федерального закона N 131-ФЗ (помимо публичных слушаний и опроса граждан) предоставляют возможность определять уставом муниципального образования и законом субъекта Российской Федерации иные формы учета мнения населения муниципального образования по вопросу его преобразования из городского округа в городской округ с внутригородским делением и из городского округа с внутригородским делением в городской округ в части, не противоречащей Федеральному закону N 131-ФЗ.
Таким образом, в случае осуществления процесса изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением в уставе соответствующего городского округа могут быть предусмотрены только те формы учета мнения населения, которые предусмотрены в Федеральном законе N 131-ФЗ и указанном законе субъекта Российской Федерации. В случае возникновения по данному вопросу противоречий между уставом соответствующего городского округа и указанным законом субъекта Российской Федерации или не внесения в устав данного городского округа необходимых изменений в целях приведения его в соответствие с упомянутым законом субъекта Российской Федерации должны применяться требования этого закона субъекта Российской Федерации (как правового акта, имеющего более высокую юридическую силу).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.