Возможно ли вынести на местный референдум или на референдум субъекта Российской Федерации вопрос об определении порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации?
В силу конкретизирующих статью 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации части 1 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) непосредственное решение населением вопросов местного значения возможно на местном референдуме. При этом, как было подчеркнуто Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 9 декабря 2014 года N 2744-О, нормативное содержание данных законоположений не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку в силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ вопросы местного референдума во всяком случае не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос об определении порядка наделения полномочиями главы муниципального образования к вопросу местного значения не относится, соответственно на местный референдум вынесен быть не может.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
Порядок избрания главы муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления (имея в виду его статус исполняющего полномочия председателя представительного органа или главы местной администрации) может быть установлен, а впоследствии - изменен законом субъекта Российской Федерации для любых конкретных (перечисленных поименно) муниципальных образований, либо для всех муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации, либо дифференцированно по видам (типам) муниципальных образований (с поименным перечислением исключений из общего правила либо без такового) и с обоснованием такого дифференцирования. Это было отмечено в Постановлении N 30-П Конституционного Суда Российской Федерации.
В данном Постановлении также было указано, что Федеральный закон N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ и последующих федеральных законов) предполагает возможность воспроизведения законами субъектов Российской Федерации как альтернативных вариантов, так и единственно возможного варианта установленных Федеральным законом N 131-ФЗ порядка избрания и места в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований - муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов, и тех городских поселений, которые обеспечивают значительный объем исполнения делегированных государственных полномочий.
Таким образом, вопрос об определении порядка наделения полномочиями главы муниципального образования находится в ведении субъекта Российской Федерации и не урегулирован федеральным законом, поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ допускает 3 варианта избрания главы муниципального образования и 5 вариантов его статуса.
Учитывая изложенное, вопрос об определении порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, четко сформулированный и не допускающий возможность его множественного толкования, может быть вынесен на референдум субъекта Российской Федерации.
На референдум субъекта Российской Федерации может быть вынесен и вопрос об утверждении проекта закона Иркутской области вместе с текстом самого законопроекта, устанавливающего соответствующий порядок избрания и места в системе органов местного самоуправления глав муниципальных образований Иркутской области.
Каких-либо правовых ограничений, не позволяющих провести указанный референдум, ни в Федеральном законе N 67-ФЗ, ни в Законе Иркутской области от 26 октября 2005 года N 66-ОЗ "О референдуме Иркутской области"не усматривается.
Вместе с тем обращаю Ваше внимание на порядок изменения решения, принятого на референдуме.
Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке (пункт 6 статьи 73 Федерального закона N 67-ФЗ).
Если для реализации решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца (пункт 9 статьи 73 Федерального закона N 67-ФЗ).
В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации Закона, иного нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным Законом, иным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен в указанном Законе, ином нормативном правовом акте, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме (пункт 6 статьи 73 Федерального закона N 67-ФЗ).
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.