Каковы требования к закупочной комиссии, создаваемой в бюджетном учреждении в рамках работы по Закону N 223-ФЗ? Кто утверждает ее состав? Должны ли быть в комиссии представители учредителя или только сотрудники учреждения? Обязательно ли проходить членам комиссии обучение?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2017 г., с. 36-38.
Указанный в вопросе федеральный закон не требует обязательного функционирования в бюджетном учреждении комиссии по осуществлению закупок, а тем более не определяет никаких условий касательно ее состава и квалификации ее членов.
Если учреждение осуществляет часть своих закупок по Закону N 223-ФЗ, то при разработке положения о закупках, которое должно иметься у бюджетного учреждения в соответствии с законодательством*(1), оно вправе само установить способ принятия решений - комиссионно или единолично.
Если учреждение выбирает первый путь, а так обычно и происходит на практике, оно само вправе определять, каким будет состав комиссии, и требования к ее членам. Это одно из текущих отличий закупочной деятельности по Закону N 223-ФЗ от закупочной деятельности по Закону о контрактной системе, где состав и требования к членам соответствующих комиссий детально регламентируются (ст. 39 Закона о контрактной системе).
В практике формирования комиссий наблюдается заметное разнообразие. Рассмотрим несколько примеров на основе сведений из положений о закупке некоторых бюджетных учреждений.
В состав комиссии могут включаться иные лица помимо сотрудников учреждения - например, такая возможность установлена в положении о закупке ФГБ НУ "Научно-исследовательский институт биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича", при этом минимальное и максимальное количество членов комиссии не определены. А вот в положении о закупке Областного ГБУ "Межрайонная станция по борьбе с болезнями животных по Старооскольскому и Чернянскому районам" (Белгородская область) ничего не говорится о том, кто должен входить в состав комиссии (имеются лишь ограничения, связанные с предотвращением конфликта интересов), но зато указано, что комиссия может состоять не менее чем из пяти человек. В положении о закупке МБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 1 "Рябинка" городского округа Пущино Московской области так же, как и в первом примере, установлено, что в состав комиссии могут входить и работники учреждения, и иные лица, но уточняется, что среди этих "иных лиц" могут быть "представители центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего на территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствующих отраслях и сферах управления". Таким образом, в данном примере в комиссию муниципального учреждения допускается включать даже не представителей учредителя (хотя в их отношении указанная возможность тоже есть - они подпадают под понятие "иные лица"), а представителей органов государственной власти субъекта РФ.
В заключение отметим, что автору статьи пока не приходилось встречать положения о закупке государственных и муниципальных учреждений, где каким-либо образом прописывались бы требования к квалификации членов комиссии, но это, безусловно, не исключает возможности существования таких случаев.
1 апреля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 ч. 2 ст. 1, п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"