Администрация района обладает правами юридического лица и создана в форме казенного учреждения. Земельный участок составляет имущество казны. Уплачивают ли органы местного самоуправления земельный налог?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В ситуации, когда земельный участок составляет казну муниципального образования, до приобретения этого земельного участка в собственность либо предоставления его на праве постоянного (бессрочного) пользования в отношении этого земельного участка отсутствует плательщик земельного налога.
Соответственно, Администрация района плательщиком земельного налога не признается.
Обоснование вывода:
По общему правилу согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ:
- на праве собственности;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
На основании положений ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Понятие "организации" для целей налогообложения определено п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, организациями признаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации).
В силу п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
С учетом приведенных норм законодательства можно сделать вывод, что муниципальное казенное учреждение в целях налогообложения относится к организациям. Иными словами, оно может быть признано плательщиком земельного налога.
Вместе с тем органы местного самоуправления (в том числе и Администрация района) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124, п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Учитывая изложенное, мы полагаем, что Администрация района как орган местного самоуправления не может рассматриваться в качестве организации и, следовательно, не может быть признана плательщиком земельного налога.
Аналогичное мнение нашло отражение в письмах Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82, от 28.04.2008 N 03-05-06-02/30.
С данной позицией соглашаются и судьи. Так, в постановлениях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 N 16АП-4462/14, от 03.12.2014 N 16АП-4062/14 прямо указывается, что основания для признания администрации сельского поселения налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 N А15-1760/2008).
Следовательно, если земельные участки являются муниципальной собственностью и (или) составляют казну муниципального образования, то до приобретения этих земельных участков в собственность либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования в отношении данных земельных участков отсутствует плательщик земельного налога. Данный вывод нашел отражение в письмах Минфина России от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15, от 31.08.2011 N 03-05-04-02/88, от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, ФНС России от 31.05.2010 N ШС-37-3/3062.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
7 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.