Вино раздора, или Бесконечный спор о Токайском регионе
Г. Андрощук,
заведующий лабораторией правового обеспечения
развития науки и технологий НИИинтеллектуальной
собственности НАПрН Украины, к.э.н.
(Украина, г. Киев)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 4, апрель 2017 г., с. 59-68.
Географические указания как объект промышленной собственности и экономико-правовой институт отличаются многообразием форм и сложным характером. Специальная (sui generis) система охраны географических указаний в Европейском союзе связана с системой гражданского права, принятой в странах континентальной Европы, например во Франции, Италии, Португалии, Испании. Традиция использования географического указания происхождения продукции в странах Европы происходит еще с XV в., когда был утвержден декрет французского парламента, который регламентировал производство сыра рокфор.
В настоящее время в мире существует около 10 000 охраняемых географических указаний. Их примерная рыночная стоимость превышает $50 млрд. Около 90% этих обозначений происходит из 33 стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) [1].
Мотивы, побуждающие страны или регионы осуществлять правовую охрану географических указаний, можно свести к двум основным:
1) экономический: очевидное повышение признания коммерческих преимуществ географических указаний, особенно сельскохозяйственных и пищевых продуктов, для стран-экспортеров, которые могут положиться на добавленную стоимость, которую дают географические указания. (Так, во Франции насчитывается более 113 000 сельскохозяйственных продуктов, содержащих наименование места происхождения. Стоимость только французских вин с такой маркировкой составляет евро 15,6 млрд., или 85% годового производства Франции, а бренди - евро 15 млрд. Годовой оборот молочных продуктов, в основном сыров, составляет евро 2 млрд.) [1].
Объем продажи товаров с географическими указаниями в ЕС составляет евро 54,3 млрд. (оценивается в оптовом объеме продукции региона). Это 5,7% от общего сектора пищевых продуктов и напитков ЕС. Стоимость экспорта товаров с географическими указаниями в ЕС составила евро 11,5 млрд. Среди общего объема экспорта промышленности ЕС 15% составляют продукты питания и напитки. Этот успех является отражением количества зарегистрированных в ЕС географических указаний: 1561 - вино, 332 - спиртные напитки, 1130 - продукты питания, из которых 14 - происходящие из третьих стран (в основном Азии) [1];
2) место происхождения как элемент идентификации товара: наименование места происхождения товара или географическое указание являются важнейшими инструментами различия товаров на мировом рынке. Эти инструменты передают и гарантируют потребителю преимущества, сконцентрированные в товаре, которые могут содержать до сотни лет традиционного ремесленного мастерства и особых природных характеристик и характеристик окружающей среды региона, которые заложены в специфическом продукте.
Из истории токайских вин. Венгрия издавна славилась своими винами. На её территории производятся более 1000 марок вин. Особо выделяется из их числа знаменитое вино из Токая. Своим появлением токайское вино обязано набегам турков-османов. В 1550 г. местные жители, опасаясь очередного набега завоевателей, не собрали вовремя урожай, и виноград остался на лозе. Через месяц гроздья слегка засахарились, и вино, полученное из такого винограда, было названо Токай-ассу ("ассу" - изюм). Идея изготовления принадлежит Мате Сепши-Лацко. Именно он предложил перерабатывать "подвяленный" виноград в винную эссенцию. Вина, полученные таким образом, очень быстро нашли поклонников во всей Европе [2].
Уже много лет длится словацко-венгерский спор, связанный с использованием названия вина "Токай". Виноделы, которые производят соответствующие сорта вин из винограда, выращиваемого на юго-востоке Словакии, получили право использовать название "Токай" для обозначения своей продукции. Словацким парламентом в ускоренном законодательном порядке была принята соответствующая поправка к закону Act on Viniculture.
Спор возник после того, как в июле 2009 г. Венгрия, несмотря на существующую договоренность, изменила в своем законодательстве оговоренное название "Tokaji" (в конце слова буква "i") на "Tokaj". Одновременно Венгрия подала заявление в Европейскую комиссию с требованием зарегистрировать обозначение "Tokaj". Еврокомиссия в декабре 2009 г. опубликовала это заявление. В свою очередь, Словакия обратилась с требованием включить название "Tokaj" в соответствующий реестр. Но Еврокомиссия не удовлетворила требование Словакии. Словацкое министерство землепользования обратилось к еврокомиссару по вопросам сельского хозяйства с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. В результате решения Европейского суда Словакия получила возможность регистрации обозначения "Виноградарская область "Tokaj" [3].
Отметим, что вино "Токай" производится и на Украине. Эти вопросы также требуют урегулирования [4].
Рассмотрим некоторые экономико-правовые и исторические аспекты споров, возникающих по поводу этих географических указаний и товарных знаков в различных юрисдикциях.
"Токай" vs "Токайский Бренди". Коллегия Палаты по патентным спорам в порядке, установленном п. 3 ст. 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56, рассмотрела возражение от 17 апреля 2014 г., поданное адвокатской канцелярией "Г. Лехерт, л.с.", Словацкая Республика (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2012715681. При этом было установлено, что обозначение по этой заявке с приоритетом от 15 мая 2012 г. заявлено на регистрацию в отношении товаров 33 класса МКТУ. В качестве товарного знака было заявлено словесное обозначение "Токайский Бренди", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Роспатентом 9 января 2014 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака. Основанием стало заключение экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в отношении всех товаров из-за его несоответствия требованиям п. 3, 4 ст. 1483 ГК РФ. По мнению экспертизы, словесный элемент заявленного обозначения "Токайский" является прилагательным от географического названия "Токай" - город в Венгрии, который находится в медье Боршод-Абауй-Земплен (Северная Венгрия) на берегу р. Тиса и является винодельческим регионом, где производят вина токай из белых сортов винограда.
Примечание. В настоящее время в мире существует около 10 000 охраняемых географических указаний. Их примерная рыночная стоимость превышает $50 млрд. Около 90% этих обозначений происходит из 33 стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).
Основная часть региона располагается на территории Венгрии. Высокое качество токайских вин обеспечивает целый комплекс природных условий: почва, климат, автохтонные сорта винограда, методы производства и хранения вин. Поэтому словесный элемент "токайский" идентифицирует вино, происходящее с определенной территории, поскольку его особое качество, репутация и другие характеристики определяются особыми природными условиями. Регистрация заявленного обозначения способна ввести в заблуждение потребителя относительно вида, свойств и качества товаров, места происхождения товаров и места нахождения изготовителя.
Кроме того, в заключении указано, что Токай является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Следовательно, без согласия соответствующего компетентного органа на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, ему не может быть предоставлена правовая охрана по основаниям, предусмотренным подп. 2 п. 3 и п. 4 ст. 1483 ГК РФ.
В возражении от 17 апреля 2014 г., поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента. Его доводы сводились к следующему:
- решением Комиссии Европейского союза определено, что вина, произведенные на территории Венгрии, называются "Tokaji", и производители словацкой территории маркируют свой товар как "Tokajsky";
- наименование "Токай" относится к названию вина, и именно как вино, обладающее набором специфических характеристик, оно было занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а регистрация заявленного обозначения запрашивается по "бренди", который не является охраняемым объектом всемирного культурного наследия.
На их основании заявитель просил отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех товаров 33 класса МКТУ. В дополнение к возражению заявителем были представлены распечатки из сети Интернет по решению судебной палаты Евросоюза.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в его рассмотрении, палата по патентным спорам сочла доводы, изложенные в возражении, неубедительными. С учетом даты (15.05.2012) поступления заявки N 2012715681 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя ГК РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 5 марта 2003 г., зарегистрированным Минюстом России 25 марта 2003 г. за N 4322, которые вступили в силу 10 марта мая 2003 г. (далее - Правила) [5].
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Согласно п. 2.5.1 Правил, к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, не соответствующее действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов. Согласно п. 4 ст. 1483 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации или объектов всемирного культурного и природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация была получена на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
Что касается заявленного обозначения "Токайский Бренди", выполненного стандартным шрифтом буквами русского алфавита, его регистрация испрашивается в отношении товаров 33 класса МКТУ "бренди". Анализ обозначения на соответствие требованиям п. 3 и 4 ст. 1483 ГК РФ показал, что в него включен словесный элемент "Токайский", являющийся прилагательным, образованным от географического названия Токай.
Согласно информации из открытых источников - токай - десертное виноградное вино, произведенное в Венгрии из винограда белых сортов фурминт и гарс-левелю, обладающее следующими характеристиками: содержание спирта 6-16 объемных %, сахаристость 0-25%. Готовится брожением высокосахаристого сусла (30-60% сахара), получаемого из заизюмленного (или завяленного) винограда, пораженного микроскопическим грибом Botrytis cinerea. После осветления вино выдерживают 4-8 лет в подвалах при температуре 9-11°С, влажности воздуха 85-90%; при этом обязательно присутствие гриба Cladosporium cellaroe.
Бренди (англ. Brandy, сокращение для brandywine, от нидерл. Brandewijn - "жженое вино", от branden - "сжигать"; wijn - "вино") - алкогольный напиток, общий термин для обозначения продуктов дистилляции виноградного вина, фруктовой или ягодной браги (обычно крепостью 40-60% об). Если явно не указано иное, то бренди изготавливается из виноградного вина. Поскольку словесный элемент "Бренди" является видовым названием товаров, относящихся к 33 классу МКТУ, то он не может быть объектом правовой охраны.
Слово "Токай" хорошо известно российскому потребителю как название вина, произведенного в Венгрии, и обладает особым качеством, свойствами, определенными природными условиями. Поэтому производное от него обозначение "Токайский Бренди", будет восприниматься потребителем как указание на алкогольный напиток, производимый в Венгрии.
Принимая во внимание, что местом нахождения заявителя является Словацкая Республика, а не Венгрия, регистрация заявленного обозначения на имя словацкой компании способна ввести потребителя в заблуждение относительно товара, а также места его производства. Представленные документы не давали однозначного представления о том, что между Венгрией и Словакией достигнуто соглашение о маркировке вин обозначениями "Tokaji / Tokajsky".
Как уже отмечалось, заявленное обозначение содержит словесный элемент "Токайский", который является производным от названия винодельческого региона и города в Венгрии. При этом винодельческий регион Токай, является объектом Всемирного природного наследия, регистрация которого в качестве товарного знака допускается только с согласия собственника или лиц, им уполномоченных. В связи с этим коллегией Палаты по патентным спорам сделан вывод, что указанное основание о несоответствии заявленного обозначения не может быть снято. Коллегия Палаты по патентным спорам решила отказать в удовлетворении возражения, оставив в силе решение Роспатента от 9 января 2014 г.
По мнению автора, обозначение "Токайский Бренди" с точки зрения конкурентного права (защиты от недобросовестной конкуренции), действительно, может рассматриваться как паразитирование на чужой репутации, неправомерное использование чужих достижений.
Существующая проблема с использованием обозначений "Токай" или "токайское" уходит своими корнями далеко в прошлое. На эту проблему обращала внимание в своем исследовании специалист в сфере промышленной собственности к.ю.н. С.А. Горленко [6].
Когда-то район Токай был частью Королевства Венгерского, затем входил в состав Австро-Венгерской империи. Спор между Венгрией и Словакией начался в 1964 г., когда впервые Чехословакия экспортировала свое токайское вино в Австрию, на винном рынке которой до того было токайское только из Венгрии [2; 3].
В то же время название "Токай" применяется сейчас и использовалось в нескольких винодельческих регионах мира. Среди них четыре страны ЕС, которые подчиняются правилам и регламентам этой организации.
В Италии название "Tocai" или "Tocai Friulano" касается вин, произведенных из сорта sauvignon vert из района Friuli-Venezia Giulia. Это наиболее популярный и широко распространенный сорт белого винограда района Friuli на севере Италии. Вино светлое по цвету, с цветочным ароматом и нотками миндаля во вкусе. Потребляется молодым. Использование этого названия в 2010 г. было прекращено.
Обозначение "Tokay" использовалось также во французском Эльзасе для вин, произведенных из сорта пино гри и называлось "Tokay d'Alsace". Согласно соглашению 1993 г. название "Tokay Pinot Gris" было одобрено как промежуточное и временное до 2007 г., после которого использование этого названия было запрещено для вин Эльзаса. Производители района выполнили это решение даже раньше установленного срока.
Белое сухое вино Tocai из итальянской области Фриули-Венеция-Джулия теперь так называть нельзя, поскольку Европейский суд решил, что его название похоже на название венгерского десертного вина Tokaj. После вступления Венгрии в 2004 г. в Европейский союз она получила права на такие названия, как Tokai, Tokaj и Tocai [6]. Правительства Франции и Италии согласились изменить названия своих вин Tokay d'Alsace и Tocai Friulano. Эльзасские производители теперь называют свои вина Pinot Gris d'Alsace [7]. Итальянские виноделы долго не могли найти подходящие названия. Были предложены варианты Friulano и Tai, но производители считают, что они веками использовали название Tocai и делали вино из винограда сорта токай. Из-за изменения названия вин они потеряют своих покупателей.
Существуют еще две страны, которые не входят в ЕС: Украина и Австралия, также изготавливающие ликерные или десертные вина, в названии которых есть слово "Tokay". Вина из Австралии производятся в районе Разерглен (Rutherglen) и мало чем напоминают сорта винограда и технологический процесс, используемый в венгерском районе Токай [3].
Украинские вина производятся, в основном, в Закарпатье. Они делаются из подобных сортов винограда, что и классическое токайское, и разливаются в аналогичные бутылки по 500 мл, но не обязательно соответствуют тем же стандартам.
Если проблемы с Францией и Италией удалось решить нормальным законодательным порядком внутри ЕС, то в отношениях двух других стран этой организации - Венгрии и Словакии - постоянно возникают споры и недоразумения по этому вопросу.
В настоящее время Токайский винный регион Словакии включает 7 коммун (565 га виноградников), а Токайская область Венгрии - 28 коммун и около 4500 га виноградников. Поэтому объемы производства токайского в Словакии несопоставимы с венгерскими. Максимальное производство словацкого - 20 000 гектолитров в год. Это 10% от объемов производства венгерской стороны.
Переговоры между этими странами продолжаются уже давно. Нынешний этап разногласий начался в июле 2009 г. после того, как Венгрия, несмотря на соглашение о том, что каждое изменение в законодательстве, касающемся общих винных регионов, сначала должно быть обсуждено с другой стороной, неожиданно изменила достигнутые ранее договоренности по использованию терминов Tokaj и Tokaji в своем законодательстве, и зарегистрировала наименование по происхождению "Tokaj" в электронной базе Европейской комиссии E-Bacchus. Комиссия ЕС 1 декабря 2009 г. опубликовала венгерские предложения в своем журнале, что дало начало отсчета двухмесячного срока, в течение которого Словакии разрешено дать свои комментарии к этому предложению соседней страны. Министр сельского хозяйства Словакии направил письмо Европейскому Комиссару по сельскому хозяйству и сельскому развитию, в котором просил ее помощи в решении "бесконечного спора о Токайском регионе".
Примечание. Географические указания становятся все более ценным коммерческим активом для стран с ориентированным на рынок сельским хозяйством, производящих продукты с уникальными физическими и культурными свойствами.
Название "Виноградарская область Токай", упомянутое в электронном реестре E-Bacchus, Венгрия уже не может ставить под сомнение. Решение Европейского суда о том, что регистрация является неоспоримым актом, вызвало у словацких виноделов чувство облегчения и удовлетворения [8]. Ведь понятие "Виноградарская область Токай" никогда не было ошибкой или выдумкой. Это реальная территория Словакии с виноградниками и винными погребами, где с незапамятных времен выращивали виноград и производились токайские вина. Лучшие словацкие виноделы из региона Токай уже давно экспортируют свою продукцию.
Как показывает анализ, географические указания становятся все более важным инструментом в международной торговле, в частности, после подписания дополнительных соглашений между государствами-членами и странами, не входящими в ЕС. Согласно экспертным оценкам, практика правовой охраны географических указаний позволила увеличить доходы фермеров, которые зарегистрировали географические указания своих товаров, от 2% до 150% [4; 9].
Известно, что с 2007 г. Европейский суд запретил использовать название "Токайские вина" всем странам, кроме Венгрии.
По мнению экспертов, спор об обозначении "Токай" был, прежде всего, спором за торговую марку и географическое указание, их огромный коммерческий потенциал. Именно доходность этого средства индивидуализации и прекрасная репутация вина являются причиной того, что Венгрия искала доказательства, чтобы поставить под сомнение существование региона Токай за ее пределами. Ведь, что такое регион Токай? Это виноградники, растущие на редких горных породах, микроклимат, который создается осенними туманами, а также винные погреба и бочки, покрытые полезной плесенью. Таких условий для виноделия не найти нигде в мире, кроме как в Венгрии и Словакии.
После распада Чехословакии двадцать лет токайские вина вывозились из Словакии в Венгрию и продавались как венгерский "Токай" [3; 10; 11]. Практически с момента возникновения Словацкой Республики велись переговоры с Венгрией о токайских винах. По многим вопросам удалось договориться, но словацкая сторона не могла согласиться с тем, чтобы перед выходом на международный рынок словацкие токайские вина подлежали аналитическому и сенсорному анализу в Венгрии. Фактически это означало бы полный контроль над словацким производством токайского вина.
Экономическое значение географических указаний (ГУ) в ЕС. Недавно, по итогам Совместного проекта Европейского патентного ведомства и Ведомства по гармонизации на внутреннем рынке, опубликован аналитический отчет "Права интеллектуальной собственности отраслей промышленности: вклад в экономические показатели и занятость в Европейском союзе. Анализ уровня промышленности", сентябрь 2013 г.) [12].
Ниже приведены основные показатели, характеризующие ГУ интенсивных отраслей промышленности государств - членов ЕС. Хотя их удельный вес составляет менее 1% в каждой из стран-членов, а в среднем по ЕС составляет 0,2% и 0,1%, соответственно, четыре ГУ - интенсивные отрасли промышленности используют значительное количество занятых людей во Франции, Италии, Испании, Португалии, Германии и Великобритании (см. таблицу 1). На Францию, в частности, с ее большой винодельческой промышленностью, приходится более 1/3 ГУ - интенсивной занятости в ЕС.
Таблица 1
Доля ВВП и занятости в ГУ - интенсивных отраслях промышленности по странам-членам, 2010 г. [12]
Страна | Доля ВВП | Доля общей занятости |
Австрия | 0,1% | 0,1% |
Бельгия | 0,0% | 0,0% |
Болгария | 0,1% | 0,1% |
Кипр | 0,0% | 0,1% |
Чехия | 0,0% | 0,0% |
Дания | 0,0% | 0,0% |
Эстония | н/а | н/а |
Финляндия | н/а | н/а |
Франция | 0,3% | 0,5% |
Германия | 0,1% | 0,1%% |
Греция | 0,1% | 0,2% |
Венгрия | 0,1% | 0,1% |
Ирландия | 0,1% | 0,0% |
Италия | 0,2"% | 0,3%% |
Латвия | 0,0% | 0,0% |
Литва | н/а | н/а |
Люксембург | 0,0% | 0,0% |
Мальта | н/а | н/а |
Нидерланды | 0,0% | 0,0% |
Польша | н/а | н/а |
Португалия | 0,2"% | 0,6%% |
Румыния | 0,1% | 0,0% |
Словакия | 0,1% | 0,1% |
Словения | 0,1% | 0,0% |
Испания | 0,1% | 0,2% |
Швеция | н/а | н/а |
Великобритания | 0,2"% | 0,0%% |
Всего по ЕС | 0,1"% | 0,2% |
Следует отметить также, что хотя их доля в национальной экономике является умеренной, ГУ - интенсивные отрасли промышленности в значительной степени сконцентрированы в отдельных регионах государств-членов, они являются важной частью местной экономики. ГУ является основной частью общих пищевых продуктов и напитков в некоторых государствах-членах, как показано в таблице 2.
Таблица 2
Добавленная стоимость ГУ продуктов в отношении добавленной стоимости еды и напитков, 2010 г. [12]
Страна | Доля ГУ в добавленной стоимости отрасли еды и напитков |
Австрия | 3,85% |
Бельгия | 0,11% |
Болгария | 1,97% |
Кипр | 1,06% |
Чехия | 0,51% |
Дания | 0,51% |
Франция | 14,83% |
Германия | 3,50% |
Греция | 6,47"% |
Венгрия | 4,74% |
Ирландия | 1,35% |
Италия | 9,77"% |
Литва | 0,56% |
Люксембург | 5,01% |
Нидерланды | 0,17% |
Португалия | 9,83"% |
Румыния | 3,58% |
Словения | 6,85% |
Словакия | 4,15% |
Испания | 6,29% |
Великобритания | 9,69"% |
Всего ЕС | 6,78"% |
Некоторые страны-члены не имели в 2010 г. зарегистрированных ГУ.
В этом исследовании оценки добавленной стоимости и занятости в ГУ-интенсивных отраслях были рассчитаны с использованием доли соответствующих отраслей, производящих ГУ продукты.
Из этой таблицы видно четкую структуру доли добавленной стоимости ГУ продуктов в общей добавленной стоимости еды и напитков. Особенно значительна она во Франции, а также в других средиземноморских/южных странах Европы (Португалии, Италии, Греции и Испании), доля продаж ГУ в общих продажах продуктов питания и напитков достаточно высока. Во многом это является отражением стратегии защиты, принятой соответствующими органами промышленности стран. Так, высокая доля ГУ в Великобритании объясняется преимущественно важностью производства шотландского виски и тем фактом, что эта продукция происходит из выборки высоких цен и генерирует высокую добавленную стоимость [12].
Как показывает анализ материалов исследования, зарегистрированные ГУ становятся все более важным инструментом в международной торговле, в частности, после подписания дополнительных соглашений между государствами-членами и странами, не входящими в ЕС.
В заключение хотелось бы сделать следующие выводы.
Географические указания служат для защиты нематериальных активов, таких как стандарты качества, репутация и место на рынке. Они повышают стоимость национальных богатств страны и умений населения, предоставляя местному производителю отличные характеристики.
По данным Института экономических и политических исследований, опубликованным в исследовании "Экономическая составляющая Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС: последствия для бизнеса, населения и государственного управления", придется изменить наименования более половины винодельческой продукции, производимой в Украине [13]. По оценкам специалистов, объемы реализации украинских напитков сразу упадут на две трети.
Уменьшение производства только винодельческой продукции с географическим указанием на 50% приведет к потерям поступлений в госбюджет около 400 млн. грн. в год за счет уменьшения акцизных поступлений и НДС. Переход на новые наименования в любом случае будет связан с существенными финансовыми потерями для винодельческой отрасли.
Сегодня, в условиях растущей глобализации и конкуренции на рынке, коммерческий успех во многом будет зависеть от дифференциации продуктов. Это означает, что географические указания становятся все более ценным коммерческим активом для стран с ориентированным на рынок сельским хозяйством, производящих продукты с уникальными физическими и культурными свойствами.
Литература:
1. Evans G.E. The protection of geographical indications in the European Union and the United States under sui generis and trade mark systems: signs of harmonisation? // Intellectual Property Quarterly. - 2013. - N 1. - Р. 18-46.
2. Токайские вина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.лпх-заречье.рф/.
3. Токайское: Вино раздора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vinmoldova.md/.
4. Андрощук Г. Iнститут географiчних зазначень у розвитку економiки: стан, проблеми, перспективи / Г. Андрощук, А. Афян // Iнтелектуальна власнiсть в Украiнi. - 2015. - N 2. - С. 23-34.
5. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 5 марта 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rupto.ru/docs/.
6. Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров // Москва, ИНИЦ Роспатента, 2001. - 131 с.
7. Итальянского "Токая" больше не будет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moevino.com.ua/getnews/.
8. Европейский суд признал неопровержимой регистрацию словацкой части Токая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rsi.rtvs.sk/clanky/tema-dnja/.
9. Evaluation of the CAP policy on protected designations of origin (PDO) and protected geographical indications (PGI). - London Economics, November 2008.
10. Judges Reject Hungary's Tokaji Case [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wine-searcher.com/.
11. Tokaj wine-makers still eager to support brand after European court ruling [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dailynewshungary.com/.
12. Intellectual property rights intensive industries: contribution to economic performance and employment in the European Union Industry-Level Analysis Report, September 2013 [Электронний ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/internal_market/intellectual-property/docs/.
13. Економiчна складова Угоди про асоцiацiю мiж Украiною та ЄС: наслiдки для бiзнесу, населення та державного управлiння // Iнститут економiчних дослiджень i полiтичних консультацiй. - К.: 2014. - 141 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ier.com.ua/files/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Андрощук Г. Вино раздора, или Бесконечный спор о Токайском регионе
Г. Андрощук - заведующий лабораторией правового обеспечения развития науки и технологий НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины, к.э.н.
Заведующим лабораторией правового обеспечения развития науки и технологий НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины, к.э.н. Г.А. Андрощуком рассмотрены экономико-правовые и исторические аспекты судебных споров по поводу географических указаний и товарных знаков, возникающих при использовании названия вина "Токай" в различных юрисдикциях. Приводятся результаты исследования ЕПВ и Ведомства по гармонизации на внутреннем рынке. Показана роль географических указаний в национальной экономике стран - членов ЕС.
G. Androshchuk (Ph. D. in Economics), head of Laboratory for legal support of science and technology development at the Intellectual Property Research Institute of Ukraine's National Academy for Legal Science, analyzes the economical, legal and historical aspects of court disputes over geographicalnmes and trademarks arising out of usage of the Tokaj wine brand name in various jurisdictions. He refers to the results of investigations by the European Patenting Office and OHIM. The author also illustrates the role of geographical names in the national economies of the EU member countries.
Ключевые слова: географическое указание, промышленная собственность, судебный спор, товарный знак, экономическое значение.
Keywords: geographical indication, industrial property, legal dispute, trademark, economic significance.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.