Лесная амнистия
А. Мазуров,
к.ю.н., эксперт, Бюро по земельному,
лесному и смежному законодательству,
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 13, март 2017 г.
В Комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ 16 марта 2017 года состоялось обсуждение законопроекта "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров", больше известного как законопроект о лесной амнистии (N 90991-7). Проанализируем его плюсы и минусы.
Законопроект направлен на установление приоритета сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра. Такой законопроект необходимо принять, поскольку к настоящему времени возникли многочисленные случаи противоречия сведений о землях по ЕГРН и лесному реестру. Последний базируется в основном на материалах лесоустройства, которые подготавливались органами лесного хозяйства и лесоустроительными организациями нередко на площади целых лесничеств в сотни тысяч гектар по лесоустроительным инструкциям разных лет без согласования устанавливаемых границ лесов с правообладателями объектов недвижимости. Впоследствии границы установленных таким образом лесов или лесничеств могли быть внесены в ГКН и ЕГРП (ныне - ЕГРН) с указанием на их принадлежность к земельным участкам лесного фонда, ориентировочную площадь или необходимость уточнения границ. В результате при установлении/уточнении границ земельных участков возникли многочисленные случаи пересечения их границ с лесами, и, соответственно, отказы в кадастровом учете земельных участков и/или регистрации прав на них, построек на них.
Решение данных вопросов в судебном порядке означает длительное разбирательство, которое может не привести к признанию приоритета сведений ЕГРН перед лесным реестром. Последнее подобное дело длилось восемь лет и закончилось утверждением, что "наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда" (Определение ВС РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203).
Не может быть данная проблема решена и посредством перевода земель лесного фонда в земли других категорий, поскольку процедура такого перевода предполагает участие органов лесного хозяйства и их препятствие таким переводам именно по основанию отнесения земли к землям лесного фонда в лесном реестре и отсутствия какого-либо документа, обязывающего ее оттуда исключить. Даже в случае согласия органов лесного хозяйства с переводом земель лесного фонда в другую категорию земель следует принимать решение о переводе. Исходя из того, что в Московской области около 200 тыс. пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий, пришлось бы ежегодно в течение десятилетий принимать десятки тысяч распоряжений о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
При этом во многих случаях те земли, которые отнесены к категории земель лесного фонда по лесному реестру, много лет заняты объектами, которые исключают на их месте леса или ведение лесного хозяйства, не могут остаться на землях лесного фонда, или относятся к нелесным землям лесного фонда. В данном случае речь идет не о самовольных постройках и не только о старых лесных поселках с военными городками. Гораздо больше, чем лесных поселков и военных городков, на землях лесного фонда кладбищ, садоводческих товариществ и некоторых других объектов, законно размещенных на землях лесного фонда в разные годы и которых лесное законодательство не позволяет там оставить. Либо это постройки, созданные в период отнесения земли под ними к землям лесного фонда и иной категории земель различными государственными реестрами.
Таким образом, противоречие в сведениях о землях в разных государственных реестрах не может быть устранено исполнительными и судебными органами и требует законодательного решения в пользу отказа от приоритета сведений лесного реестра. Соответственно, доработку законопроекта следует вести с исключением положений, ставящих устранение такого противоречия в зависимость от органов лесного хозяйства. К основным из них в законопроекте относятся:
- дополнение ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" п. 30 о согласовании схемы расположения земельного участка с органом лесного хозяйства субъекта РФ;
- дополнение ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" абзацем следующего содержания: "Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка, указанного в настоящей части, был принят акт о переводе (отнесении) земельного участка к определенной категории".
Некоторые иные положения законопроекта также требуют доработки.
При этом в законопроекте отсутствуют положения, соответствующие его концепции, без которых в государственных реестрах останутся или воспроизведутся необоснованные либо противоречивые сведения. В связи с этим необходимо дополнить законопроект следующими положениями.
1. Материалы лесоустройства, установившие границы земель лесного фонда на землях, ранее не относившихся к землям лесного фонда, и подготовка которых завершилась после 1 января 2007 года, не являются основанием для перевода или отнесения таких земель к землям лесного фонда в лесном реестре или иных государственных реестрах.
2. Сведения о принадлежности к землям лесного фонда земель или земельных участков, ранее находившихся на землях сельскохозяйственного назначения и после 1 января 2007 года переведенных (отнесенных) в земли лесного фонда, подлежат исключению из ЕГРН и лесного реестра с отнесением их в ЕГРН к землям сельскохозяйственного назначения, записи о праве собственности Российской Федерации на такие земли подлежат исключению из ЕГРН до 31 декабря 2017 года.
3. Сведения о принадлежности земель к особо охраняемым природным территориям не подлежат включению в кадастр особо охраняемых природных территорий до перевода земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Особо охраняемая природная территория считается созданной со дня внесения ее границ в ЕГРН, но не ранее перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.
4. Земли, покрытые поверхностными водами водных объектов на землях лесного фонда и землях иных категорий на 1 января 2017 года, не подлежат переводу в земли водного фонда или включению в водный реестр как находящиеся на землях водного фонда. Земли, покрытые поверхностными водами в границах населенных пунктов, являются категорией земель населенных пунктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.