Как оценивается охраноспособность товарных знаков, в которых присутствуют названия парфюмерных ароматов, имеющих иностранное происхождение?
В.Ю. Джермакян,
специалист в области патентоведения и патентного права,
советник юридической фирмы "Городисский и Партнеры", г. Москва
Подход может быть иллюстрирован рассмотрением возражения, поданного компанией Томас Си.Форд (Thomas C.Ford), США, на решение Роспатента об отказе в предоставлении правовой охраны на территории РФ знаку по международной регистрации N 1163356 с конвенционным приоритетом от 17.05.2013, произведенной в Международном бюро ВОИС 23.05.2013 на имя заявителя в отношении товаров 03 класса МКТУ, указанных в регистрации.
Знак по международной регистрации N 1163356 представляет собой комбинацию словесных элементов "TOM", "FORD", "NEROLI" и "PORTOFINO", выполненных стандартным шрифтом буквами латинского алфавита и расположенных в одну строку.
TOM FORD NEROLI PORTOFINO
Решение Роспатента основано на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано тем, что словесный элемент "PORTOFINO", входящий в состав заявленного обозначения, являясь названием небольшого городка в итальянской провинции Генуя, способен ввести потребителя в заблуждение относительно местонахождения изготовителя товара, поскольку заявитель находится в Соединенных Штатах Америки. Словесные элементы "PORTOFINO" и "NEROLI" являются неохраняемыми элементами обозначения, поскольку указывают на место производства товара и его свойства (нероли - растительное масло, широко используемое различными производителями парфюмерии).
Заявитель выразил свое несогласие с указанным решением, приводя следующие доводы:
- Портофино (Portofino) согласно интерактивной энциклопедии Википедия - небольшой рыбацкий городок в провинции Генуя, один из наиболее живописных средиземноморских портов, часть Итальянской Ривьеры, население - 439 человек (2011), относится к курортной зоне, где невозможно строительство парфюмерной фабрики;
- указанное обозначение является неизвестным большинству российских потребителей и поэтому будет восприниматься как фантазийный элемент знака;
- обозначение "PORTOFINO" не воспринимается как указание на место производства, поскольку заявленное обозначение начинается с элемента "TOM FORD", являющегося именем и фамилией известного американского дизайнера и режиссера и товарным знаком заявителя, под которым производится парфюмерия;
- парфюмерия, маркированная заявленным обозначением, уже производится и предлагается к продаже и у потребителей не возникает сомнений в американском происхождении этого товара;
- отзывы потребителей в Интернете о продукции "Tom Ford Neroli Portofino" не содержат высказываний о том, что эта продукция произведена в Италии, что также опровергает вывод экспертизы о способности заявленного обозначения вводить потребителя в заблуждение;
- заявитель согласен с исключением из правовой охраны слова "Neroli";
- по крайней мере, 2 словесных знака "Portofino" охраняется в РФ (международная регистрация N 624433 для товаров 14 класса МКТУ на имя швейцарской компании и свидетельство N 168041 в отношении товаров 33 класса МКТУ на имя польской компании), что говорит в пользу регистрации обозначения "Portofino".
Коллегия отметила, в частности, следующее.
Словесное обозначение "TOM FORD", входящее в заявленное обозначение, является именем и фамилией американского дизайнера и кинорежиссера. "Neroli" с английского, немецкого и французского языков - масло нероли, неролиевое масло (см. Яндекс. Словари.) Нероли - эфирное масло, получаемое из лепестков цитрусовых деревьев, обычно горького апельсина, широко используемое в парфюмерии и названное по фамилии итальянской принцессы Анны-Марии, первой получившей это масло из цветов методом паровой дистилляции. Наиболее крупными производителями масла нероли являются Франция, Италия, Северная Америка. Таким образом, обозначение "NEROLI" рассматривается как указание на состав сырья, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны знаку по международной регистрации N 1163356, и является неохраняемым элементом знака на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, что заявителем не оспаривается.
Также следует отметить, что заявленное обозначение используется для маркировки эксклюзивных духов серии "TOM FORD", которые являются известными российскому потребителю, о чем свидетельствует информация с различных сайтов сети Интернет, в том числе отзывы покупателей парфюмерии Том Форд. Учитывая знание потребителями парфюмерной продукции, производимой под знаком "TOM FORD", в том числе и маркированной заявленным обозначением, а также то, что обозначение "PORTOFINO" является малоизвестным рядовому потребителю географическим названием, отсутствует вероятность возникновения у потребителя представления о том, что указанная парфюмерная продукция произведена в Италии. Кроме того, Коллегией было принято во внимание, что заявленное обозначение является продолжением серии знаков со словесным элементом "TOM FORD", принадлежащих заявителю, среди которых такие знаки как "TOM FORD SHANGHAI LILY", "TOM FORD FLEUR DE CHINE", "TOM FORD BOIS MAROCAIN" по международным регистрациям NN 1135797, 1135796, 986042 соответственно, в которых также присутствуют ароматы, имеющие иностранное происхождение.
Указанным знакам предоставлена правовая охрана на территории РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Коллегия сочла возможным признать заявленное обозначение удовлетворяющим требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, и удовлетворить возражение от 25.10.2014, отменить решение Роспатента от 02.09.2014 и предоставить правовую охрану на территории РФ знаку по международной регистрации N 1163356 с исключением из правовой охраны словесного элемента "NEROLI".
29 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Как оценивается охраноспособность товарных знаков, в которых присутствуют названия парфюмерных ароматов, имеющих иностранное происхождение? (Книга Джермакяна В.Ю.)
Извлечение из книги Джермакяна В.Ю. 600 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
Продолжаемое издание стереотипно воспроизводит фрагмент хронологически предшествующего. В 2011 году вышло издание "100 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики", в 2012 году оно было дополнено вопросами N 101-200, в 2013 году - вопросами N 201-300, в 2014 году - вопросами N 301-400, а в 2015 году - вопросами N 401-500. В актуальном издании вниманию читателя представлены новые вопросы: N 501-600.