Муниципальное бюджетное учреждение 02.02.2017 приобрело автобус (мощность двигателя составляет 109 л.с.). На учет в ГИБДД он был поставлен 13.03.2017. Как рассчитать и уплатить на него транспортный налог?
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2017 г., с. 24-27.
Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства (в том числе легковые автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ). Соответственно, учреждение, зарегистрировав в органах ГИБДД в установленном порядке приобретенный автобус, становится в отношении него плательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ).
Транспортный налог относится к региональным налогам, уплачиваемым в соответствии с гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ). При введении транспортного налога законами субъектов РФ определяются (абз. 2, 3 ст. 356, п. 3 ст. 360, п. 1 ст. 363 НК РФ):
- ставка налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ;
- порядок и сроки его уплаты, включая право не устанавливать отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций.
Кроме того, могут устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Указать ставки и льготы, установленные законом региона по месту нахождения учреждения, можно с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС (http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ по транспортному налогу налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Примечание. Базовые ставки транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, установлены в зависимости от категории транспортного средства.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента в случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых оно было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом:
- если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно (снятие с регистрации после 15-го числа), этот месяц принимается как полный;
- если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца включительно (снятие с регистрации до 15-го числа), этот месяц не учитывается при определении коэффициента.
Примечание. Указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ базовые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Пример
Исходя из условий вопроса приобретенный учреждением автобус, мощность двигателя которого равна 109 л.с., относится к категории "Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. включительно". Ставка транспортного налога, установленная в п. 1 ст. 362 НК РФ составляет 5 руб.
Расчеты по транспортному налогу производятся за счет средств субсидии на выполнение задания учредителя и учитываются в составе прямых расходов.
Предположим, что законом субъекта РФ, в котором находится учреждение, установлены отчетные периоды, а ставки налога, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ, увеличены в 10 раз. Поэтому в отношении автобуса налоговая ставка составит 50 руб./л.с. (10 х 5 руб./л.с.).
Соответственно, налог рассчитывается за один месяц налогового периода (первого квартала) - март.
Таким образом, учреждение должно будет уплатить авансовый платеж по транспортному налогу за первый квартал в сумме 454,17 руб. (1/4 x 109 л.с. x 50 руб./л.с. x 1 мес. / 3 мес.).
За второй, третий и четвертый кварталы авансовый платеж по транспортному налогу будет равен 1 362,50 руб. (1/4 x 109 л.с. x 50 руб./л.с. x 3 мес. / 3 мес.) ежеквартально.
Для расчетов с бюджетом по транспортному налогу в бухгалтерском учете применяется счет 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 130 Инструкции N 174н*(1)). Расходы учреждения по уплате транспортного налога отражаются по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Указания N 65н*(2)).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен авансовый платеж по транспортному налогу | 4 109 60 290 | 4 303 05 730 | 454,17 |
Перечислен в бюджет авансовый платеж | 4 303 05 830 | 4 201 11 610 | 454,17 |
1 марта 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(2) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"