На основании ч. 2 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества учреждения. В соответствии с ГК РФ учреждение приобретает на имущество, закрепленное за ним собственником и приобретенное им по иным основаниям, право оперативного управления.
В каком порядке автономные, бюджетные и казенные учреждения передают в аренду закрепленное за ними недвижимое имущество?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ, советник Управления
внутреннего контроля
(аудита) и оценки эффективности деятельности
Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2017 г., с. 50-52.
В соответствии с положениями ч. 2-4 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ*(1), ч. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ*(2):
- автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ;
- бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено в ч. 13, 14 ст. 9.2 и ст. 27 Закона N 7-ФЗ;
- казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Исходя из положений ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ*(3) договоры аренды могут заключаться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
По общему правилу в указанном порядке заключаются договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении:
- государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными, бюджетными и казенными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ);
- государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Примечание. Учреждения вправе передавать закрепленное за ними недвижимое имущество в аренду третьим лицам с согласия собственника имущества - учредителя данного учреждения.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды утвержден Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67*(4). Разъяснения по применению ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ даны в Письме ФАС РФ от 24.04.2014 N ЦА/16309/14.
1 марта 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
*(4) Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"