Стандарт о представлении бухгалтерской отчетности общего назначения
Л. Ларцева,
редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 24-33.
В прошлом номере журнала мы начали знакомить вас с принятыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Речь шла о концептуальных основах бухгалтерского учета, раскрываемых в Стандарте N 256н*(1), а также об общих требованиях к учету основных средств, установленных в Стандарте N 257н*(2). В этой статье рассмотрим положения Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 260н (далее - Стандарт N 260н).
Стандарт N 260н устанавливает единые требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности, методические основы формирования и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, а также обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых показателей отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ.
Положения Стандарта N 260н вступают в силу с 2018 года и применяются одновременно со Стандартом N 256н, в котором описаны концептуальные основы отчетности организаций государственного сектора.
Напомним, что в соответствии с п. 8 Стандарта N 256н по степени раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности такая отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую) отчетность общего назначения и бухгалтерскую (финансовую) отчетность специального назначения.
Отличительной особенностью отчетности общего назначения является то, что она формируется субъектом отчетности в целях представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые не обладают в соответствии с законодательством РФ правом требовать предоставления отчетности, информации о деятельности субъектов отчетности. В такой отчетности раскрывается информация о финансовом положении субъекта отчетности (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовых результатах деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий)), для осуществления которых субъект отчетности создан (п. 9 Стандарта N 256н).
Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, кредиторы, инвесторы, заемщики, представители международного сообщества, сотрудники учреждений, иные граждане РФ и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
Кроме того, именно показатели отчетности общего назначения подлежат публичному раскрытию.
На бухгалтерскую (финансовую) отчетность специального назначения, в том числе отчетность, представляемую финансовым органам, учредителям, главным распорядителям, Стандарт N 260н не распространяется.
Общие требования к отчетности
Информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности, используется при принятии экономических решений (п. 5 Стандарта N 260н):
- об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;
- о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;
- о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), выполнять работы, оказывать услуги;
- о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях.
Кроме того, отчетные данные применяются для оценки результатов деятельности субъекта отчетности с точки зрения издержек на ведение деятельности, эффективности этой деятельности и достигнутых результатов, а также для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, ресурсов, которые могут быть созданы в процессе этой деятельности, и сопутствующих этому рисков и неопределенностей.
Отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета активов, обязательств, доходов, расходов и движения денежных средств субъекта отчетности. Такие данные отражаются в отчетности с учетом следующих особенностей:
1) статьи активов и обязательств, доходов и расходов отражаются обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда сальдированное отражение активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов требуется или разрешается применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
2) активы, в отношении которых применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов;
3) потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как чистые поступления или выбытия денежных средств.
Отчетность составляется на русском языке. Данные годовой отчетности должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств. Напомним, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств определены в разд. VIII Стандарта N 256н.
Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является отчетный год с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, ликвидации и реорганизации путем разделения, если иное не предусмотрено другими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом в данном случае не признается реорганизацией (п. 12 Стандарта N 260н):
- изменение подведомственности субъекта отчетности;
- изменение учредителя государственного (муниципального) учреждения;
- изменение типа государственного (муниципального) учреждения.
Состав и содержание публично раскрываемых показателей отчетности
В соответствии с п. 14 Стандарта N 260н публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется субъектом отчетности с учетом положений законодательных актов РФ о способах публикации, местах размещения такой информации в сети Интернет, а также сроках публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (но не ранее сроков, установленных для формирования и представления в предусмотренном порядке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов).
К сведению. В настоящее время в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" информация о годовой бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений должна быть размещена на сайте www.bus.gov.ru. Как правило, эта информация также публикуется на официальном сайте самих учреждений.
Согласно п. 23 Стандарта N 260н к публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта относятся:
1) показатели баланса;
2) показатели отчета о финансовых результатах деятельности;
3) показатели отчета о движении денежных средств;
4) показатели отчета, сопоставляющего утвержденный бюджет и исполнение бюджета;
5) пояснительная записка;
6) пояснения - систематизированная и по возможности формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализация информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Далее приведем некоторые особенности отражения перечисленных показателей, а также формирования пояснительной записки и пояснений.
Бухгалтерский баланс. Показатели бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату и представляются на начало и конец отчетного года.
Активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).
Показатели баланса | Краткосрочные | Долгосрочные |
Активы | Материальные запасы, дебиторская задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы |
Обязательства | Начисленная заработная плата и другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности субъекта отчетности, кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты). Указанные обязательства классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. К краткосрочным обязательствам относится также часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | Все прочие обязательства субъекта отчетности |
Показатели активов субъектов отчетности раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам (п. 31 Стандарта N 260н).
Детализированная информация об активах и обязательствах раскрывается в пояснениях (п. 32, 33 Стандарта N 260н).
Отчет о финансовых результатах. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей отчета о финансовых результатах деятельности допускается только в случаях, прямо предусмотренных Стандартом N 260н, иными применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода, раскрывается в составе пояснений (п. 35 Стандарта N 260н).
Пояснительная записка. В соответствии с п. 36 Стандарта N 260н, кроме раскрытия показателей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Документ представляется в упорядоченном виде и содержит как минимум следующую информацию (либо ссылки на другие отчеты субъекта, где представлена такая информация):
а) сведения о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;
б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;
в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;
г) наименование контролирующего субъекта;
д) информацию о сроках деятельности субъекта отчетности - если он создан на определенный срок;
е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;
ж) указание на то, что представленные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности сформированы исходя из применяемых нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
з) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:
- способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
- применяемые субъектом какие-либо переходные положения Стандарта N 260н, иные применяемые нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и характер таких положений;
- информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);
- прочие положения учетной политики субъекта, существенные для понимания пользователями отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;
и) информация, раскрытие которой в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется в соответствии со Стандартом N 260н, иными применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
к) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату. К учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;
л) информация о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;
м) информация о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;
н) иная финансовая и нефинансовая информация, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.
Раскрытие сопоставимой информации. По всем публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъект отчетности указывает сопоставимую информацию хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 20 Стандарта N 260н).
Согласно п. 40 Стандарта N 260н сравнительная информация хотя бы за один предыдущий отчетный период представляется субъектами отчетности при раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2018 год.
* * *
Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:
1) Стандарт N 260н устанавливает единые требования к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности, методические основы формирования и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения. При этом отчетность, представляемая финансовым органам и учредителям, к таковым не относится;
2) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета активов, обязательств, доходов, расходов и движения денежных средств субъекта отчетности;
3) к публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта относятся показатели баланса, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, отчета, сопоставляющего утвержденный бюджет и исполнение бюджета, а также сведения, указываемые в пояснительной записке и пояснениях;
4) к краткосрочным активам относятся материальные запасы, дебиторская задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, а также часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы классифицируются как долгосрочные;
5) к краткосрочным обязательствам относятся начисленная заработная плата и другие начисленные расходы, связанные с деятельностью субъекта отчетности, кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты), а также часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Все прочие обязательства субъекта отчетности классифицируются как долгосрочные;
6) Стандарт N 260н вступает в силу при публичном представлении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2018 год. Субъект отчетности раскрывает показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на своем портале в сети Интернет и (или) интернет-ресурсе, определенном действующими законодательными актами (муниципальными правовыми актами).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 256н.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 257н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"