Земельный участок передан учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, но не зарегистрирован? Должно ли учреждение платить земельный налог со стоимости данного участка?
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 65-66.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (далее - Реестр). Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Реестра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона N 141-ФЗ*(1) в случае отсутствия в Реестре информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Реестре, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Основанием приобретения государственным (муниципальным) учреждением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является решение (акт) органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 39.1, 39.9 ЗК РФ).
Исходя из вышеизложенного, факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения учреждения от уплаты земельного налога.
Данный вывод подтверждается Постановлением АС УО от 03.03.2017 N Ф09-554/17. В нем рассматривался спор о правомерности уплаты земельного налога в отношении земельного участка, переданного бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы муниципального образования, но не зарегистрированного в установленном порядке. Суд постановил, что государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с этим, если права на земельные участки не регистрируются длительное время, указанные участки должны подлежать обложению земельным налогом, а действия налогоплательщика квалифицируются как уклонение от налогообложения.
1 апреля 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"