Биткойн - альтернатива инвестициям, криптовалюта или "стеклянные бусы" без реальной торговой стоимости? Обзор основных подходов регулирования*(1)
Е.В. Галкова,
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник
Национального исследовательского университета
Высшей школы экономики Института права
и развития ВШЭ - Сколково, преподаватель кафедры
предпринимательского и корпоративного права МГЮА
Журнал "Законодательство", N 11, ноябрь 2016 г., с. 25-36.
Биткойн как уникальное общественное явление
1. Экономическая привлекательность биткойна. Несмотря на огромные перспективные возможности признания биткойна в качестве единой международной валюты, пока это не произошло и биткойн остается в тени*(2). Ограниченность эмиссии, отсутствие центрального эмитента и поддержание свободного оборота криптовалют свидетельствуют о возможности принятия ими на себя функции средств накопления. Рост спроса на криптовалюты вместе с их ограниченностью и формирования цены за счет динамики спроса и предложения влечет за собой возможность торговать без привязки к национальным валютам, что свидетельствует о возможности принятия криптовалютами функции мировых денег. В то же время основным контраргументом становится отсутствие у биткойна реальной стоимости. Последнее качество препятствует применению биткойна в качестве полноценного платежного средства. На практике эмиссия и оборот биткойнов полностью децентрализованы, что делает невозможным какое-либо государственное вмешательство и "тотальное контролирование" таких сделок. Все осуществляемые транзакции находятся в открытом доступе, но не раскрывается информация о реальном владельце, что является предпосылкой для возможных преступных действий в финансовой сфере. Использование биткойна для расчетов делает пока невозможным применение к таким транзакциям законодательства об идентификации клиента (KYC), противодействии легализации отмыванию денежных средств, полученных преступным путем - AML, и финансированию терроризма*(3).
В основе ценообразования криптовалют лежит динамика спроса и предложения, сопряженная с естественным ограничением объема "эмиссии" биткойна. В настоящий момент количество биткойнов ограничено 21 млн., поэтому некоторые авторы сравнивают его с другими ценными товарами, количество которых ограничено в мире (как, например, сырье, золото или иные благородные металлы), и говорят об "особой электронной товарной ценности"*(4). И хотя биткойн, таким образом, обладает некоторой ценностью, она не закреплена и не сохранена за ним ни в электронном, ни в каком-либо ином виде*(5). Курс биткойна не учитывает соотношение курсов других валют между собой и по причине сильного колебания дает возможности для финансовых спекуляций и использования его как базового актива в различных финансовых инструментах*(6). Вместе с тем эмитентом является каждый участник платежной системы: любая транзакция с виртуальной валютой создает новый блок в блокчейне*(7).
Тренды динамики курса биткойна по отношению к доллару, рублю и юаню с ноября 2013 г. по ноябрь 2014 г. практически идентичны, несмотря на значительное падение рубля к доллару в течение 2014 г. Курс биткойна не реагирует на валютные интервенции центральных банков, политические факторы, спекулятивные действия; он также не опосредует экспортно-импортные операции*(8).
Основным аргументом в пользу запрета биткойна становится его анонимность, вследствие которой под сомнение попадает возможность государства контролировать совершение сделок на рынке и оборот товаров и услуг, а также невозможность применения законодательства об идентификации клиента (KYC), противодействии легализации отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Тем не менее можно предположить, что спрос на виртуальные валюты будет все же расти по мере усугубления или начала нового финансового кризиса и роста недоверия инвесторов к финансовым посредникам. Так, вслед за кипрским финансовым кризисом наблюдался рост спроса на биткойн*(9).
Далее рассмотрим коротко, что из себя представляет сама транзакция биткойнов.
2. Транзакция биткойнов. Транзакцию с момента ее появления, включения в блокчейн и до момента, когда этот блок перестает уже быть последним в блокчейне, можно разделить на несколько этапов*(10):
1) появление новой транзакции;
2) опубликование новой транзакции в электронной сети биткойн;
3) включение транзакции в новый блок;
4) хэш нового блока засчитывается;
5) новый блок предъявляется электронной сети;
6) блок принимается электронной сетью.
Новая транзакция может быть осуществлена через программу электронного кошелька (Instawallet, Coinbase, Walletbit, Armory). Как только появилась новая транзакция, остальные участники электронной сети будут о ней проинформированы. Так, транзакция может быть включена в новый блок. Каждый блок при этом состоит из множества транзакций. При этом каждая транзакция содержит полную информацию о "пошлине" за транзакцию, о самой транзакции, кто перевел сумму, кто может подтвердить платеж. Тот участник-майнер, который объединяет несколько транзакций в блок, получает общую стоимость "пошлин" всех транзакций*(11). Всеми майнерами в электронной сети, которые приняли участие для каждого блока, генерируется хэш. Далее этот хэш передается по каналам связи другим участникам электронной сети. Как только удалось создать новый блок с подходящим концом блокчейна, новый блок принимается и "вешается" на конец всей цепочки. Теоретически может получиться и так, что одновременно два или более участников-майнеров сгенерировали новый блок, тогда система примет первый поступивший блок и сохранит второй до того момента, пока не появится новый блок на конце цепочки, далее "дублирующий" блок будет отклонен*(12).
3. Правовая квалификация отношений по поводу биткойна. Поскольку криптовалюты являются относительно новым явлением в экономической жизни и они не подпадают ни под один известный объект регулирования публичного и частного права, то различные национальные правопорядки по-разному их квалифицируют и используют иные правовые методы их регулирования. В частности, возможность распространения на криптовалюты различных режимов налогообложения определяется квалификацией криптовалюты в качестве имущества, денег, электронных денег, валюты, финансового инструмента, ценной бумаги.
А.Я. Курбатов в своей работе "Правовое регулирование электронных платежных систем по законодательству Российской Федерации"*(13) указывает, что "виртуальные денежные единицы представляют собой своеобразный способ фиксации прав требования. Учет таких прав требований производится в электронной форме на специальном устройстве". В связи с этим он приходит к выводу, что применять к учету виртуальных денежных единиц правило о безналичных расчетах не представляется возможным.
Для сравнения можно привести следующие примеры из мировой практики: в Финляндии биткойн рассматривается регуляторами как биржевой товар, в Германии - мера стоимости и одновременно частные деньги*(14), в Великобритании до 2014 г. - single purpose voucher - одноцелевые ваучеры*(15), а во Франции - разновидность нерегулируемых электронных денег. В Испании биткойны рассматриваются как электронные платежные системы, в Швейцарии биткойн отождествляется с иностранной валютой.
Центральный банк Дании в 2014 г. выступил с заявлением, декларирующим, что биткойн не является валютой: "Bitcoin не имеет реальной торговой стоимости по сравнению с золотом или серебром и более подобен стеклянным бусам".
Отношение регуляторов национальных финансовых рынков к криптовалютам также очень разнообразно, в настоящее время запрет биткойнов или сделок с ними существует в таких странах, как Норвегия, Тайланд*(16), Индия*(17), Китай, Россия*(18).
В случае если в перспективе будет снят запрет в России, представляется весьма интересным рассмотреть возможности для правовой квалификации биткойна в российской правовой действительности: денежные средства, ценные бумаги, финансовый инструмент, электронные деньги, товар?
3.1. Биткойн как денежные средства. При первичном анализе биткойна бросается в глаза его схожесть, а точнее, - схожесть некоторых его функций с денежными средствами. Так, биткойн может быть средством расчета и платежа, как далее будет рассмотрено; во многих правопорядках - платежа за товары и услуги, например, в законодательстве США специально оговаривается, что он может быть платежной единицей, в которой выдается заработная плата. Это означает, что в рассматриваемых правопорядках биткойн стал единицей расчета, которая активно признается и принимается различными субъектами на рынке. Это делает его схожим с денежными средствами. Однако для денежных средств характерно также, что они являются продуктом государственного порядка*(19). Биткойны же таким продуктом не являются, государство не имеет никакого отношения к выпуску или эмиссии биткойнов, который происходит независимо от государственного регулирования в интернете. Кроме того, считается, что именно государство осуществляет эмиссию денежных средств, обеспечивая своим государственным актом определенную их ценность, и признает их законным средством платежа*(20).
В узком смысле под деньгами понимают признанное со стороны государства законное средство платежа, которое участники рынка обязаны принимать*(21). Исходя из такого определения денежных средств становится очевидным, что биткойн не является денежным средством, т.к. он не эмитируется государством, государство не гарантирует его ценность и в отношении него не установлена обязанность принимать его как платежное средство. Кроме того, у биткойна нет "материального носителя" как у законного средства платежа в виде банкнот или монет.
Так, согласно статье 140 ГК РФ в России рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Исходя из приведенного нормативного определения законного средства платежа становится ясным, что биткойн не отвечает еще одному его ключевому признаку, а именно - нарицательной стоимости. Как уже было отмечено выше, биткойн не обладает стоимостью и поэтому сравнивается со "стеклянными бусами".
Весьма спорным представляется и правовая квалификация и использование термина "валюта" к биткойнам*(22), поскольку под валютой обычно понимается законное денежное средство иностранного государства, которым, очевидно, биткойн не является.
3.2. Биткойн как электронные деньги. Представляется вполне очевидным, по причинам, которые были рассмотрены выше, несоответствие биткойна правовому понятию электронных денежных средств. Согласно пункту 18 ст. 3 федерального закона РФ "О национальной платежной системе" электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
Особенностью электронных денег является то, что у них нет эмитентов и обязательства конкретного лица погасить их денежным платежом. Главным же отличием биткойна от электронных денег будет отсутствие посредника в расчетах, который верифицирует платеж. При платеже биткойном расчет осуществляется от одного субъекта к другому напрямую, без посредника. Кроме того, в случае платежа электронными деньгами у получателя всегда есть право требования оплаты денежного обязательства определенной зафиксированной номинальной стоимости, причем он может получить их не только в виде электронных денег, но и в виде наличных. Как уже неоднократно отмечалось, у биткойна нет торговой стоимости (или номинальной стоимости), цена на него все время меняется и формируется на основе спроса и предложения. Кроме того, электронные деньги возникают только в том случае, когда осуществляется уже оплата определенного денежного обязательства*(23).
3.3. Биткойн как финансовый инструмент. Далее можно рассмотреть биткойн на предмет его соответствия понятию финансового инструмента по российскому законодательству.
Согласно статье 2 ч. 28 ст. 2 федерального закона "О рынке ценных бумаг" финансовый инструмент - ценная бумага или производный финансовый инструмент. При этом производный финансовый инструмент - договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:
1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в т.ч. в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей, либо иного обстоятельства, и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит; а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
2) обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
3) обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.
Исходя из толкования определения, данного в законе, "основанием" или базовым активом производного финансового инструмента может являться валюта, товар, ценные бумаги, а также различные показатели, индексы, проценты и различные статистические показатели.
Соответственно, если биткойн не является товаром или ценной бумагой, он и не будет являться базовым активом для производного финансового инструмента. По своей экономической природе биткойн очень близок к средству или единице платежа, что и объясняет широкое распространение его в качестве базового актива в финансовых инструментах, таких как деривативы, фьючерсы, форварды в мире и, в первую очередь, в США. Однако отсутствие реальной стоимости биткойна не позволяет его рассматривать в качестве полноценного стабильного средства платежа.
Если российский регулятор признает его в качестве самостоятельного базового актива для финансовых инструментов, полагаем, что это даст значительный импульс для развития различных финансовых инструментов на основе биткойна.
3.4. Биткойн как нематериальный товар. Под товаром может пониматься любой материальный или нематериальный объект, который может быть использован в экономическом смысле*(24). В этом смысле биткойн представляет собой неисчерпаемый нематериальный товар, который благодаря закрытой системе участников, а также спросу и предложению на него имеет определенную стоимость в каждый конкретный момент времени. Его приобретение или продажа имеет определенную экономическую стоимость. В связи с этим во многих странах биткойн рассматривается как имущество или товар и облагается НДС.
Соответственно, одна из возможностей для правового регулирования - это признание биткойна неисчерпаемым нематериальным товаром с определенной стоимостью в каждый конкретный момент времени. Недостатком такого регулирования можно признать необходимость налогообложения самого товара или сделок с ним, что многими экспертами рассматривается как сдерживающий фактор для его дальнейшего развития и применения. Однако на фоне тотального запрета и это можно расценивать как шаг вперед.
3.5. Биткойн как ценные бумаги. Согласно ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление, и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги). Ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, - названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.
Биткойн не отвечает установленным в ГК РФ признакам ценных бумаг и не является ценной бумагой в соответствии со ст. 2 федерального закона "О ценных бумагах", не является эмиссионной или неэмиссионной ценной бумагой.
С экономической точки зрения выпуск биткойнов можно сравнить с выпуском или эмиссией бездокументарных ценных бумаг. Однако можно ли говорить, что биткойны содержат обязательственные или иные права? Можно ли здесь рассматривать денежное или валютное обязательство? Или это скорее обязательства по договору мены? Представляется, что отношения, которые содержатся в транзакции биткойна, наиболее близки по своей природе к обязательствам из договора мены. Кроме того, как уже отмечалось, эмиссия биткойнов осуществляется в интернете децентрализованно, что не отвечает понятию эмиссии ценных бумаг. Эмитентом является каждый участник платежной системы, т.к. транзакция с биткойном создает новый блок в цепочке транзакций. Весьма спорно и соответствие биткойнов признакам эмиссионных ценных бумаг, установленных в законе "О рынке ценных бумаг". Из этого можно сделать вывод, что биткойн по своей правовой природе не является ценной бумагой.
Обзор основных подходов финансовых регуляторов в мире
1. Европейский союз
В октябре 2012 г. ЕЦБ подготовил доклад о схемах цифровых валют*(25), в котором анализировалась система Bitcoin и правовой статус такой системы в европейском законодательстве. В рамках доклада рассматривалось возможность применения определения электронных денег в рамках Директивы об электронных деньгах 2009/110/EC2 к криптовалютам и, соответственно, последующее их регулирование в рамках данной Директивы. В докладе было сделано заключение о нераспространении положений Директивы о платежных услугах 2007/64/EC на операции с Bitcoin*(26).
В 2012 г. под виртуальной валютой ЕЦБ понимает вид нерегулируемых цифровых денег, которые выпускаются и контролируются их разработчиками, используются и принимаются членами особого виртуального сообщества. В 2015 г. ЕЦБ выпустил "Схемы обращения виртуальных валют - дальнейший анализ" (2015)*(27), где дал иное определение виртуальной валюте - это цифровое выражение стоимости, эмитентом которого не является ни центральный банк, ни финансово-кредитный институт, ни организация, специализирующаяся на эмиссии электронных денег; данное цифровое выражение стоимости при определенных обстоятельствах может быть использовано как альтернатива деньгам. В 2016 г. Европейская комиссия определяет виртуальную валюту как цифровое выражение стоимости, эмитентом которого не является ни центральный банк, ни финансово-кредитный институт, ни организация, принимаемое физическими и юридическими лицами в качестве средства платежа; а также доступное для хранения, перемещения и отчуждения в процессе электронных торгов*(28). Интересным представляется, что до 1 января 2017 г. данное определение должно быть имплементировано в национальное законодательство государств-участников ЕС об отмывании денежных средств.
Что касается судебной практики, то в октябре 2015 г. Европейский суд (European Court of Justice) выпустил предварительное постановление о налогообложении Bitcoin, которое было поддержано шведской комиссией по доходам (Swedish Revenue Law Commission), что на практике означало: сделки, связанные с покупкой и продажей Bitcoin не только в Швеции, но и других странах - членах Евросоюза, не должны быть обложены НДС. В соответствии с позицией Европейского суда биткойн не является товаром или услугой и вследствие этого не должен облагаться налогом на добавленную стоимость*(29). Можно предположить, что дальнейшее законодательное регулирование в рамках ЕС и судебная практика в отношении криптовалют и биткойна будут складываться в русле признания его средством платежа.
Такое решение суда приравнивает виртуальные валюты к традиционным в отношении налогообложения. В соответствии с постановлением суда операции по обмену традиционных валют на биткойны должны быть свободны от налога на добавленную стоимость, поскольку правила ЕС запрещают взимание такого налога с операций по обмену валют, банкнот и монет.
Признавая виртуальные валюты "платежным средством", Европейский суд заложил основы для масштабного процесса - введения института лицензирования виртуальных обменных пунктов и бирж на территории ЕС.
2. Великобритания
До 2014 г. криптовалюты не регулировались в Великобритании и классифицировались Королевской налогово-таможенной службой как "одноцелевые ваучеры"*(30), при этом сделки с ними облагались НДС*(31). Такое регулирование вызвало среди экспертов негативную оценку, поскольку такой подход сдерживал дальнейшее развитие Bitcoin, который оценивался как очень перспективный*(32). Так, финансовый и технологический анализ подтвердил, что система блокчейна может быть адаптирована и к другим сферам экономической жизни общества, например к электронному документообороту, договорам*(33).
В докладе Правительства Великобритании 2015 г. были анонсированы меры, направленные на создание благоприятной среды и поддержку бизнеса для предпринимателей, применяющих технологии Bitcoin и работающих в рамках законодательства, и в то же время - на борьбу с нелегальным использованием цифровых валют, в частности незаконным отмыванием денежных средств*(34).
3. Германия
В 2013 г. Министерство финансов вынесло постановление о признании криптовалюты Bitcoin официальным средством расчетов (Rechnungseinheit) - единицей расчета*(35) (например, условной расчетной единицей Европейского платежного союза). В соответствии с немецким законодательством это приводит к квалификации биткойнов как финансовых инструментов*(36), однако законодательство не наделяет их статусом законного средства платежа*(37). Юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность с криптовалютой в коммерческих целях, необходимо получение лицензии, надзор за ними осуществляет Федеральное управление по финансовому надзору*(38). Они также должны отвечать определенным требованиям (наличие бизнес-плана, предоставление систематически отчетности, повышенные требования к уставному капиталу). Такие компании обязаны также соблюдать требования для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма*(39). Деятельность с любыми цифровыми валютами квалифицируется как операции с финансовыми инструментами.
4. Австрия
В соответствии с австрийским законодательством биткойны не рассматриваются как финансовые инструменты по смыслу закона о банковской деятельности - Bankwesengesetz*(40) и закона о надзоре за рынком ценных бумаг - Wertpapieraufsichtsgesetz*(41). Несмотря на близость австрийского и немецкого законодательства, определение биткойнам, которое было дано немецким регулирующим органом*(42) - Rechnungseinheit - как единица расчета, неприменимо для австрийского законодательства и доктрины*(43).
Торговля биткойнами и деятельность бирж, специализирующихся на операциях с биткойнами, не подпадает также под регулирование закона о биржах*(44), поскольку биржи предназначены для торговли ценными бумагами, финансовыми инструментами и товарами*(45). А биткойны, в свою очередь, не отвечают признакам ни одного из перечисленных объектов гражданского оборота.
Соответственно, можно сделать вывод, что в соответствии с национальным австрийским правом по регулированию финансового рынка для операций с биткойнами не требуется специального разрешения или лицензии. Поскольку до настоящего момента не было разработано специального законодательства в отношении биткойнов, все же может быть применена аналогия закона, и в этом случае некоторые авторы склоняются к точке зрения, что по своей природе биткойны наиболее близки финансовым инструментам*(46).
5. Франция
Во Франции в июле 2014 г. Сенат Франции выпустил доклад под названием "Регулирование перед лицом инноваций: органы власти и развитие виртуальных валют", информация для которого была представлена по результатам совместной встречи Сената, Казначейства, таможенников, Банка Франции, TracFin (занимается вопросами отмывания денег) и биткойн-специалистов*(47).
В докладе были сделаны следующие выводы и рекомендации*(48):
- развитие виртуальных валют, среди которых Bitcoin;
- несмотря на риски, связанные с волатильностью, анонимностью и отсутствием законодательных гарантий, Bitcoin предлагает широкие возможности использования его в платежных системах и децентрализованном протоколе проверки;
- правительственным органам необходимо разработать правовое регулирование, в целях предотвращения преступлений и сохраняя потенциал инноваций;
- установление единых правил в отношении биткойн в Европе и на международном уровне, с учетом транснационального характера виртуальных валют.
Центральный банк Франции указал в докладе*(49), что биткойн в соответствии с национальным законодательством не может быть рассмотрен как реальная валюта или иметь значение платежа в соответствии с французским законодательством*(50). Но его можно рассматривать в качестве "услуги по оплате", поэтому деятельность, основанную на виртуальных валютах, могут осуществлять только специализированные лицензированные организации. Это позволит также защитить права потребителей услуг и предотвратить отмывание незаконных денежных средств и финансирование террористической деятельности*(51).
6. США
Федеральное законодательство. Поскольку первоначально биткойн-технология рассматривалась как обычные платежи и перевод денег, то и регулирование на уровне федерального законодательства было ориентировано на регулирование движения денежных средств.
В марте 2013 г. FinCEN объявила о том, что операции по обмену любых криптовалют на фиатные деньги должны регулироваться так же, как и операции по обмену фиатных денег между собой (например, долларов на евро) в соответствии с Bank Secrecy Act. Не только биткойн-биржи, но и обменные пункты должны зарегистрироваться в качестве поставщиков финансовых услуг и сообщать о подозрительных транзакциях в органы правопорядка. Также они должны были соответствовать требованиям KYC. Юридические лица, занимающиеся движением средств с криптовалютами, должны были получить лицензии*(52). Несколько американских обменных сервисов, например BitInstant, были вынуждены закрыться до получения соответствующих финансовых лицензий.
В ноябре 2013 г. в Сенате США проходили слушания по поводу Bitcoin, в ходе которых было решено не запрещать хождение криптовалют, а работать над регулированием этого бизнеса.
В США в 2013 г. также появились регулируемые деривативы на биткойн и иные финансовые инструменты, такие как BitcoinFutures, Forwards, Swaps, Options*(53). Эти финансовые инструменты регулируются Commodity Futures Trading Commission (CFTC) в соответствии с Commodity Exchange Act (CEA).
Служба внутренних доходов (IRS) и Бюро по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) - федеральные органы США издали официальные разъяснения об обороте биткойнов*(54). В США криптовалюты квалифицируются как имущество, инвестиционный инструмент и иностранная валюта. Кроме того, 25 марта 2014 г. Служба внутренних доходов США выпустила руководство по налогообложению операций с биткойнами и другими виртуальными валютами*(55). Существует два основных варианта расчета налога за доход в биткойнах, в зависимости от того, как их классифицировать - как иностранную валюту или актив, подобный долгосрочным инвестициям в акции*(56).
IRS издало руководство (IRS Guidance), согласно которому биткойны расцениваются в качестве имущества и к ним применяются следующие правила:
- выплата заработной платы в криптовалютах облагается федеральным подоходным налогом и налогом с заработной платы;
- выплаты в виртуальных валютах независимым подрядчикам и сервис-провайдерам облагаются налогом и налогом на самозанятость;
- характер прибыли или убытка от продажи или обмена виртуальной валюты зависит от того, является ли виртуальная валюта основным активом;
- платежи в виртуальных валютах являются предметом отчетов, как и платежи за собственность*(57).
По сути, для целей уплаты федеральных налогов Bitcoin рассматривается как имущество, при продаже которого владельцы получат прибыль от прироста капитала, а не прибыль от курсовой разницы.
TeraExchange, американская площадка для обмена активами, сообщила о создании первой регулируемой платформы для деривативов и спотового индекса цен для криптовалюты биткойн*(58).
Надзор за операциями по обмену активами на новой площадке компания TeraExchange будет осуществлять совместно с CFTC (Комиссией по торговле товарными фьючерсами США), которая дала свое одобрение на создание платформы. Создание возможности заключить своп-контракты на цифровую валюту биткойн и узнать индекс цен на нее - результат спроса на биткойн со стороны многих крупных торговых компаний, майнеров, платежных систем и других фирм, работающих с криптовалютой. В этой связи возникла необходимость в снижении рисков. Благодаря платформе, созданной TeraExchange, у клиентов появится возможность хеджировать свои позиции и пользоваться биткойн без опасений.
Некоторые авторы полагают, что покупка биткойнов по своей экономической природе очень близка покупке акций стартапов по финансовым услугам*(59). Интересно также, что в Америке появились Фонды Биткойнов, Bitcoin Funds, которые учреждены брокерами-дилерами, специализирующихся на торговле акциями компаний Силиконовой Долины. Ими был создан Bitcoin Investment Trust (BIT), который является частным, открытым трастом, инвестирующим свои средства исключительно в биткойны; и стоимость пая зависит исключительно от цены на биткойн*(60).
Маржинальная торговля биткойнами связана с попытками создать специальные платформы. Так, среди первых платформ можно назвать Bitcoinica, которая начала свою деятельность еще в 2011 г. В августе 2012 г. она была ликвидирована. В настоящий момент действуют с ограничениями две платформы: Coinsettler Platform и Bitfinex*(61).
Появились деривативы, деноминированные в биткоинах: такие торговые площадки, как ICBIT.se, MPEx и BTC.sx (Singapore-based) начали предлагать своим клиентам биткойн-деривативы, которые можно купить и продать не за доллары, а за биткойны или иную криптовалюту. ICBIT.se была образована в 2012 г. и предлагает главным образом фьючерсы, деноминированные в биткойнах. Здесь нужно отметить, что такие деривативные контракты и платформы не подпадают под регулирование CFTC. Платформы по биткойн-деривативам также не оказывают клиринговых услуг свои клиентам. Поскольку и форфардные, и фьючерсные контракты, предлагаемые на таких биржах, очень стандартизованы и предлагаются в качестве "фьючерсов", то между фьючерсами и форвадами на таких платформах нет четкого различия.
Регулирование в отдельных Штатах. На уровне штатов регулирование в США значительно разнится, так штат Вашингтон первым объявил, что цифровая валюта является деньгами, поэтому здесь цифровая валюта подпадает под определение "денег" в законе о валютных операциях (UMSA). В штате Нью-Йорк в 2014 г. начали обсуждать необходимость специальных "БитЛицензий" BitLicense, в штате Калифорния компании, занимающиеся денежными переводами, должны получить лицензию в Департаменте коммерческого надзора*(62).
7. Япония
В 2015 г. Банк Японии выпустил доклад, содержащий обзор технологии Blockchain и цифровой валюты Bitcoin, где указывается, что "цифровая валюта" представляет собой весьма неоднозначный инструмент. Исследователи отметили, что цифровая валюта может быть эффективным средством оплаты для потребителя (без необходимости открытия банковского счета), поскольку процесс оплаты становится быстрее, удобнее и дешевле*(63). Банк Японии рассматривает концепцию цифровой валюты как вариант инструмента оплаты, отмечая при этом и недостатки такой технологии*(64).
По состоянию на 26 апреля 2016 г. Кабинет министров Японии признал, что биткойны являются fiat money, имеют "функции, схожие с деньгами", и в настоящее время разрабатывается законодательство, чтобы полностью интегрировать криптовалюты в банковскую систему Японии. В соответствии с новыми требованиями биткойн-биржам будет необходимо соответствовать стандартам KYC/AML. До конца 2016 г. планируется разработка мер по противодействию незаконному отмыванию денежных средств и защиты потребителей*(65). Национальным регулятором в отношении криптовалют стало Агентство по финансовым услугам Японии, которое регулирует вопросы эмиссии национальной валюты*(66).
Список литературы
1. Алёхин В.В. Глобализация денежного обращения: функции денег, генезис платежных средств и проблема монетарного дорегулирования [Электронный ресурс] // Институты и механизмы регулирования в условиях глобальной нестабильности. 2014.
2. Информация об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн от 27 января 2014 // Вестник Банка России N 11 (1489).
3. Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3. 2016.
4. Налогообложение BTC в США: дилемма 15 апреля - платить или не платить? URL: http://bits.media/news/nalogooblozhenie-btc-v-ssha-dilemma-15-aprelya-pla tit-ili-ne-platit/
5. Шульгина А.Н., Колядина М.Г., Бикалова Н.А. Bitcoin - валюта будущего [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2016. N 1.
6. Фаткина Е.В. Совершение операций и сделок с криптовалютами: тенденции правового регулирования [Электронный ресурс] // Право и управления - XX век. 2015. N 2.
7. Bitcoin currency exchange not liable for VAT taxes: top EU court // Reuters. URL: http://www.reuters.com/article/us-bitcoin-tax-eu-idUSKCN0SG0X920151022;
8. Bitcoin IRS Tax Guide For Individual Filers [Electronic resource] // Investopedia. 2014; URL: http://www.investopedia.com/university/definitive-bitcoin-tax-guide-dont- let-irs-snow-you/.
9. Eckert K.-P, Der Betrieb 2013, 2109 mit Verweis auf BaFin, Merkblatt-Hinweise zum ZAG (www.bafin.de)
10. Helgo Erberwein, Anna-Zoe Steiner, Bitcoin, Offentliche Sicherheit (OSi) 7-8/13 (S. 20-22).
11. Helgo Erberwein, Anna-Zoe Steiner (Hrsg), Bitcoin, Wirtschaftsrecht, Jan Sramek Verlag, 2014.
12. European Central Bank, Virtual Currency Schemes, October 2012; URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pd f;
13. European Central Bank: Bitcoin Shouldn't be Ignored or Dismissed [Electronic resource] // CoinDesk. 2014; URL: http://www.coindesk.com/european-central-bank-bitcoin-shouldnt-ignored-di smissed/.
14. EU's Top Court Rules That Bitcoin Exchange Is Tax Free // Bloomberg. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-10-22/bitcoin-virtual-currenc y-exchange-is-tax-free-eu-court-says-ig21wzcd;
15. Evaluating the EU's New Definition for Virtual Currencies [Electronic resource] // CoinDesk. 6 July 2016. URL: http://www.coindesk.com/anti-terror-eu-definition-digital-currencies/.
16. Falschlehner/Klausberger. Zur finanzmarktaufsichtsrechtlichen Einordnung von Bircoins, Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014.
17. Jerry Brito, Houman Shadab, Andrea Castillo. Bitcoin Financial Regulation: Securities, Derivativaes, Prediction Markets, and Gambling. //16 Colum. Sci.&Tech. L.Rev. 144 2014-2015.
18. Joe Weisenthal, Why Bitcoin Has Value, Business Insider (Dec. 30, 2013), Stan Larimer, Bitcon and the Three Laws of Robotics. Let's Talk Bitcoin! (2013).
19. Georg Kaes, Bitcoins: Technische Einleitung Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014.
20. Grimmer, Der Goldstandart als Schutz vor Hyperinflation und Staatsuberschuldung: Eine Studie uber Ursprung, Wirkung und die Potenziale von Sachgeld, 2012.
21. Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions, The Law Library of Congress, Global Legal Research Center, January 2014.
22. Nermin Hajdarbegovic, Tera Group Hopes to Offer First Bitcoin Swap, COINBASE (Mar. 25, 2014).
23. Christoph Ohler, Die hoheitlichen Grundlagen der Geldordnung Juristen Zeitung (JZ) 2008, S. 317-324.
24. Perez Y.B. European Exchanges React to Bitcoin VAT Exemption // CoinDesk. URL: http://www.coindesk.com/ european-exchanges-react-to-bitcoin-vat-exemption/
25. Press Release, European Banking Authority, EBA Warns Consumers on Virtual Currencies (Dec. 13, 2013), URL: http://www.ebaeuropa.eu/-/eba-warns-consumers-on-virtual-currencies.
26. Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions, The Law Library of Congress, Global Legal Research Center, January 2014, URL: https://www.loc.gov/law/help/bitcoin-survey/regulation-of-bitcoin.pdf.
27. Simon Foxman, Once again the Winklevoss twins get beaten launching their big idea: a bitcoin trust. Quartz (Sept 26, 2013).
28. Schefold in Schimansky/Bunte/Lwowski, Bankrechts-Handbuch, C.H. BECK 5. Auflage 2016.
29. Walter Loukota, Christian Wimpissinger.Bitcoins. steuerrechtliche Aspekte. Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014.
30. Rudolf Welser, Brigitta Zochling-Jud, Burgerlichesrecht, BandII, 14.Auflage, MANZ Verlag, 2015.
31. URL: http://www.coindesk.com/france-inches-closer-bitcoin-regulation/.
32. URL: http://coinspot.io/favourites/velikobritaniya-vserez-vzyalas-zaregulirova nie-bitcoina/.
33. URL: http://www.bmask.gv.at/site/Konsumentenschutz/News/Bitcoin_Geld_ohne_Bank en.
34. URL: http://www.bitcoinfees.com.
35. URL: http://www.hse.ru/data/646/702/1240/4.doc.
36. URL: http://heise.de/newsticker/meldung/Bitcoin-Verbot-inThailand-1926521.html
37. URL: http://info.kopp-verlag.de/hintergruende/wirtschafts-und-finanzen/redakti on/indiens-fuehrende-bitcoin-plattform-stellt-nach-warnung-von-regulierun gsbehoerden-vor-sicherheitsri.html.
38. URL: http://coinspot.io/favourites/velikobritaniya-vserez-vzyalas-zaregulirova nie-bitcoina/.
39. URL: http://www.coindesk.com/france-inches-closer-bitcoin-regulation/.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Автор выражает благодарность Институту Макса Планка по зарубежному и международному частному праву, Гамбург Германия (Max-Planck-Institut fur auslandisches und internationales Privatrecht, Hamburg) за предоставленную возможность пользоваться библиотекой.
*(2) Grimmer, Der Goldstandart als Schutz vor Hyperinflation und Staatsuberschuldung: Eine Studie uber Ursprung, Wirkung und die Potenziale von Sachgeld, 2012, P. 66.
*(3) Фаткина Е.В. Совершение операций и сделок с криптовалютами: тенденции правового регулирования [Электронный ресурс] // Право и управления - XX в. 2015. N 2. С. 157.
*(4) URL: http://www.bmask.gv.at/site/Konsumentenschutz/News/Bitcoin_Geld_ohne_Bank en (здесь и далее, если не упомянутое другое, дата обращения - 19 сентября 2016 г.).
*(5) Falschlehner/Klausberger. Zur finanzmarktaufsichtsrechtlichen Einordnung von Bircoins, Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 40.
*(6) Erberwein/Steiner, Bitcoin, OSi 7-8/13, 20.
*(7) Более подробно см. раздел статьи "Транзакция биткойнов".
*(8) Алёхин В.В. Глобализация денежного обращения: функции денег, генезис платежных средств и проблема монетарного дорегулирования [Электронный ресурс] // Институты и механизмы регулирования в условиях глобальной нестабильности. 2014. С. 191.
*(9) Шульгина А.Н., Колядина М.Г., Бикалова Н.А. Bitcoin - валюта будущего [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2016. N 1. С. 16.
*(10) Georg Kaes. Bitcoins:Technische Einleitung Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 7.
*(11) URL: www.bitcoinfees.com
*(12) Georg Kaes. Bitcoins:Technische Einleitung Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 7-9.
*(13) URL: http://www.hse.ru/data/646/702/1240/4.doc.
*(14) В том смысле, что их эмитирует не государство, а частные субъекты.
*(15) Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions, The Law Library of Congress, Global Legal Research Center, January 2014, P. 23-24.
*(16) URL: http://heise.de/newsticker/meldung/Bitcoin-Verbot-in Thailand-1926521.html
*(17) URL: http://info.kopp-verlag.de/hintergruende/wirtschafts-und-finanzen/redakti on/indiens-fuehrende-bitcoin-plattform-stellt-nach-warnung-von-regulierun gsbehoerden-vor-sicherheitsri.html
*(18) Информация об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн от 27 января 2014 г. // Вестник Банка России N 11 (1489).
*(19) Ohler, JZ 2008, S. 317.
*(20) Ohler, JZ 2008, S. 320.
*(21) Welser, Burgerlichesrecht II, 31.
*(22) В частности, использование Центральным банком РФ термина "виртуальная валюта".
*(23) Eckert K.-P, Der Betrieb 2013, 2109 mit Verweis auf BaFin, Merkblatt-Hinweise zum ZAG (URL: www.bafin.de).
*(24) Walter Loukota, Christian Wimpissinger. Bitcoins - steuerrechtliche Aspekte. Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 67.
*(25) European Central Bank, Virtual Currency Schemes, October 2012; URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pd f; see also: European Central Bank: Bitcoin Shouldn't be Ignored or Dismissed [Electronic resource] // CoinDesk. 2014; URL: http://www.coindesk.com/european-central-bank-bitcoin-shouldnt-ignored-di smissed/
*(26) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит, N 3 2016, C. 21.
*(27) European Central Bank, Virtual Currency Schemes - a further analysis, February 2015; URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pd f.
*(28) Evaluating the EU's New Definition for Virtual Currencies [Electronic resource] // CoinDesk. 6 July 2016; URL: http://www.coindesk.com/anti-terror-eu-definition-digital-currencies/.
*(29) Bitcoin currency exchange not liable for VAT taxes: top EU court // Reuters. URL: http://www.reuters.com/article/us-bitcoin-tax-eu-idUSKCN0SG0X920151022; EU's Top Court Rules That Bitcoin Exchange Is Tax Free // Bloomberg. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-10-22/bitcoin-virtual-currenc y-exchange-is-tax-free-eu-court-says-ig21wzcd; Perez Y.B. European Exchanges React to Bitcoin VAT Exemption // CoinDesk. URL: http://www.coindesk.com/european-exchanges-react-to-bitcoin-vat-exemption /.
*(30) Ssingle purpose voucher.
*(31) От 10 до 20% в зависимости от ставки Flat VAT.
*(32) Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions, The Law Library of Congress, Global Legal Research Center, January 2014, P. 23.
*(33) URL: http://coinspot.io/favourites/velikobritaniya-vserez-vzyalas-zaregulirova nie-bitcoina/.
*(34) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. N 3. 2016. C. 22.
*(35) Merkblatt der BaFin 22.12.2011.
*(36) § 1 Abs 11 dKWG.
*(37) Falschlehner/Klausberger. Zur finanzmarktaufsichtsrechtlichen Einordnung von Bircoins, Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 48.
*(38) Schefold in Schimansky/Bunte/Lwowski, Bankrechts-Handbuch § 115 Rz 24 ff.
*(39) Кузнецов В.А, Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. N 3 2016. C. 22.
*(40) BWG.
*(41) WAG.
*(42) BaFin.
*(43) Falschlehner/Klausberger. Zur finanzmarktaufsichtsrechtlichen Einordnung von Bircoins, Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 49.
*(44) BorseG.
*(45) § 1 Abs 1 BorseG, § 1 Z 6 WAG, §1 Abs 4 BorsG.
*(46) Falschlehner/Klausberger. Zur finanzmarktaufsichtsrechtlichen Einordnung von Bircoins, Hrsg Eberwein, Steiner: Bitcoin, Jan Sramek Verlag, 2014, S. 50-51.
*(47) www.coindesk.com/france-inches-closer-bitcoin-regulation/
*(48) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3. 2016. C. 25.
*(49) Press Release, European Banking Authority, EBA Warns Consumers on Virtual Currencies (Dec.13,2013), URL: http://www.ebaeuropa.eu/-/eba-warns-consumers-on-virtual-currencies.
*(50) Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions, The Law Library of Congress, Global Legal Research Center, January 2014, P. 9.
*(51) Там же.
*(52) Jerry Brito, Houman Shadab, Andrea Castillo. Bitcoin Financial Regulation: Securities, Derivativaes, Prediction Markets, and Gambling. // 16 Colum. Sci.&Tech. L.Rev. 144 2014-2015. P. 153.
*(53) Jerry Brito, Houman Shadab, Andrea Castillo. Bitcoin Financial Regulation: Securities, Derivativaes, Prediction Markets, and Gambling. // 16 Colum. Sci.&Tech. L.Rev. 144 2014-2015. P. 158.
*(54) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3 2016. C. 25.
*(55) Bitcoin IRS Tax Guide For Individual Filers [Electronic resource] // Investopedia. 2014; URL: http://www.investopedia.com/university/ definitive-bitcoin-tax-guide-dont-let-irs-snow-you/.
*(56) Налогообложение BTC в США: дилемма 15 апреля - платить или не платить?. URL: http://bits.media/news/nalogooblozhenie-btc-v-ssha-dilemma-15-aprelya-pla tit-ili-ne-platit/
*(57) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3. 2016. C. 25.
*(58) Nermin Hajdarbegovic, Tera Group Hopes to Offer First Bitcoin Swap, COINBASE (Mar. 25, 2014).
*(59) JoeWeisenthal, Why Bitcoin Has Value, Business Insider (Dec. 30, 2013), Stan Larimer, Bitcon and the Three Laws of Robotics. Let's Talk Bitcoin! (2013).
*(60) Simon Foxman, Once again the Winklevoss twins get beaten launching their big idea: a bitcoin trust. Quartz (Sept 26, 2013).
*(61) Jerry Brito, Houman Shadab, Andrea Castillo. Bitcoin Financial Regulation: Securities, Derivativaes, Prediction Markets, and Gambling. // 16 Colum. Sci.&Tech. L.Rev. 144 2014-2015. P. 180.
*(62) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3. 2016. C. 25.
*(63) Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях. // Деньги и кредит. N 3. 2016. C. 27.
*(64) http://coinspot.io/law/bank-yaponii-vypustil-doklad-posvyashhe nnyjblokchejnu/.
*(65) https://bitconnect.co/bitcoins-news/130/japan-officialy-recogn izes-bitcoin-and-digital-currencies-as-money.
*(66) https://cointelegraph.com/news/japan-officialy-recognizes-bitc oin-and-digital-currencies-as-money.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Галкова Е.В. Биткойн - альтернатива инвестициям, криптовалюта или "стеклянные бусы" без реальной торговой стоимости? Обзор основных подходов регулирования
Galkova E.V. Bitcoin - investment alternative, cryptocurrency, or 'glass beads' with no cost? Review of legal regulation
Е.В. Галкова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Института права и развития ВШЭ - Сколково, преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА
E.V. Galkova - Candidate of legal sciences Leading research fellow Skolkovo Institute for Law and Development of National Research University Higher School of Economics Lecturer Kutafin Moscow State Law University Department of Business and Corporate Law
В статье анализируется относительно новое явление в экономической жизни современного общества, довольно привлекательный инструмент инвестирования и построения финансовых инструментов блокчейн, или криптовалюта. Отражены основные подходы к правовой квалификации отношений по поводу блокчейна, дается сравнительно-правовой обзор регулирования этих отношений в различных правопорядках
The article analyzes blockchain and cryptocurrency - recent economic innovation representing quite an attractive tool for investment and development of financial instruments. The article examines the legal nature of this institute as well as the latest trends in the international practice of bitcoin technology implementation.
Ключевые слова: блокчейн; криптовалюта; международное регулирование блокчейн; сравнительное правоведение
Keywords: Blockchain; cryptocurrency; international regulation; blockchain; comparative law
Биткойн - альтернатива инвестициям, криптовалюта или "стеклянные бусы" без реальной торговой стоимости? Обзор основных подходов регулирования
Автор
Е.В. Галкова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Института права и развития ВШЭ - Сколково, преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 11