Туризм: изменения в учете
Общие положения
Лето - время отпусков у одних и горячая пора у других. В настоящей статье речь пойдет, в частности, о деятельности туристических фирм.
Итак, согласно Федеральному закону от 05 февраля 2007 г. N 12-ФЗ туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, а турист - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. При этом туристской деятельностью, согласно Закону признается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Отметим, что большинство положений данного Закона вступило в силу с 1 июня 2007 г. Однако, некоторые положения Закона вступят в силу с 1 июня 2008 г. В частности, это статья, устанавливающая размер финансового обеспечения.
Так, с 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, и не может быть менее:
1) 10 млн. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, то есть туризма выездного или въездного (туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации);
2) 500 тыс. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма (туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации);
3) 10 млн. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
До 1-го же июня 2008 г. размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не может быть менее:
1) 5 млн. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;
2) 500 тыс. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
3) 5 млн. руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
Отметим, что туроператор за свой счет осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.
Требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
При этом страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.
В договоре страхования ответственности туроператора не может быть предусмотрено условие о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе) при наступлении страхового случая.
Страховая сумма по договору страхования ответственности туроператора определяется по соглашению туроператора и страховщика, но не может быть менее размера финансового обеспечения, указанного выше.
Договор страхования ответственности туроператора заключается на срок не менее одного года. Срок действия договора страхования ответственности туроператора считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни туроператор, ни страховщик за три месяца до окончания срока его действия не заявят о прекращении или изменении данного договора либо о заключении нового договора страхования ответственности туроператора.
Договор страхования ответственности туроператора должен включать:
1) определение объекта страхования;
2) определение страхового случая;
3) размер страховой суммы;
4) срок действия договора страхования;
5) порядок и сроки уплаты страховой премии;
6) порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая;
7) порядок и сроки предъявления туристом и (или) иным заказчиком или их законными представителями заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику;
8) перечень документов, которые обязан представить турист и (или) иной заказчик в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;
9) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.
В договоре страхования ответственности туроператора по соглашению сторон могут определяться иные права и обязанности.
Туроператор вправе для защиты своих имущественных интересов по отдельному договору страхования, заключаемому со страховщиком, страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта с учетом выплаты страхового возмещения туристам и (или) иным заказчикам по дополнительным основаниям.
Туристической путевки больше нет
Обращаем ваше внимание на то, что Верховный Суд РФ своим Решением от 12 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1144 практически отменил туристические путевки.
Напомним, что пунктом 1 Приказа Минфина России от 9 июля 2007 г. N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности" утверждена форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2007 г. N 9857 и официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 31, 30 июля 2007 г.
Итак, некто Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного Приказа по тем основаниям, что он противоречит Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", т.к. утвержденный оспариваемым Приказом бланк строгой отчетности "Туристская путевка" не содержит условия путешествия - потребительские свойства туристического продукта, которые указывались в ранее действовавшей форме "Тур-1", и нарушает его право на получение информации об услуге.
Суд нашел заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 05 февраля 2007 г. N 12-ФЗ) туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
Статьей 10 указанного Закона установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
По смыслу приведенных правовых норм условия путешествия являются обязательным реквизитом туристической путевки.
Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452, установлена обязанность Исполнителя не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия (пункт 19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, пунктом 3 которого установлено, что формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России.
В соответствии с предоставленными полномочиями Минфин России Приказом от 09 июля 2007 г. N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности" утвердил форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка" и признал утратившим силу письмо Минфина России от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности".
Утвержденная форма туристской путевки содержит сведения о Туроператоре/Турагенте, Заказчике туристского продукта, Туристе, единице измерения туристского продукта (путешествия) в количестве (количество дней на одного человека), общей цене туристского продукта и факте оплаты.
Таким образом, форма путевки не содержит условий путешествия, предусмотренных статьей 10 вышеназванного Федерального закона.
Доводы Минфина России о том, что к информации об условиях путешествия относятся реквизиты, имеющиеся в форме бланка строгой отчетности "Туристская путевка", а именно: "вид туристского продукта (путешествия) - код услуги" и "единица измерения туристского продукта", нельзя признать обоснованными, поскольку в графе формы "вид туристского продукта" указывается код формы по ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населения), что означает вид туристских услуг туроператора или турагента населению, в графе единица измерения туристского продукта - количество дней на одного человека. Указанные реквизиты не содержат информации об условиях путешествия.
По мнению суда не могут быть признаны обоснованными доводы Минфина России и Ростуризма о том, что туристская путевка является исключительно финансовым документом, приравненным к кассовому чеку, документом строгой отчетности, используется исключительно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, а поэтому объем и характер информации, указанной в турпутевке, определяется не в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности, а нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По смыслу статей 1, 10 Федерального закона туристическая путевка является неотъемлемой частью договора, содержит условия путешествий и является наряду с договором документом, подтверждающим условия путешествия, оформляется и выдается туристу вместе с договором, независимо от формы оплаты. Кроме этого туристическая путевка является документом, подтверждающим факт оплаты туристского продукта, бланком строгой отчетности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, общих для всех бланков строгой отчетности, могут содержать дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации.
С учетом изложенного суд считает, что форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка" в части отсутствия в ней информации об условиях путешествия не соответствует статьям 1, 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и нарушает права потребителя. В остальной части оспариваемый Приказ федеральному законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд решил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка", утвержденную пунктом 1 Приказа Минфина России от 9 июля 2007 г. N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности".
"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru