В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. в соответствии с частью 2 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков. В соответствии с частью 9 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529) в соответствии с которыми сказано, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра) и Наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование (далее - работники, осуществляющие наблюдение и собеседование) (п. 17-18 Правил). Между работодателем и работником заключен трудовой договор, в соответствии с которым работник принят на должность инспектора по досмотру в подразделение транспортной безопасности. В трудовую функцию работника входит проводить мероприятия по осмотру, дополнительном досмотру, повторному досмотру, а также наблюдению и собеседованию лиц, находившихся в зоне транспортной безопасности. Данное требование установлено должностной инструкцией работника, которая является неотъемлемой частью трудового договора, с которой он ознакомлен под роспись при заключении трудового договора. Однако, работодатель, приняв на работу работника и возложив на него функции по осмотру, дополнительном досмотру, повторному досмотру, а также наблюдению и собеседованию лиц находившихся в зоне транспортной безопасности, не аттестовал данную службу в соответствии с Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172. Таким образом, поскольку работник, осуществляющий трудовые функции по подразделении транспортной безопасности, которая является неаттестованной в установленном порядке, не имеет права проводить работы по осмотру, дополнительном досмотру, повторному досмотру, а также наблюдению и собеседованию лиц, находящихся в зоне транспортной безопасности. Имеет ли право работодатель применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, когда на работника возложены указанные выше обязанности по трудовому договору, а в силу действующего законодательства работник не имеет право их выполнять до тех пор, пока работники работодателя не будут аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности?
Работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Таким образом, если работник не допущен к выполнению работы, которая непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, то отказ выполнять эту работу не может являться основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, устанавливающие устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее соответственно - аттестация, аттестуемые лица), а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации (п. 1; далее - Правила).
В силу п. 3 Правил аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Отдельные категории сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, определяются по перечню согласно приложению.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.