В суд через Интернет
М. Кандалов,
адвокат, заведующий кстовским филиалом
второй Нижегородской коллегии адвокатов
"Нижегородский адвокат"
Газета "Новая адвокатская газета", N 7, апрель 2017 г., с. 12-13.
Как подать документы в суд в электронном виде.
С 1 января 2017 г. появилась долгожданная возможность подавать процессуальные документы в суды общей юрисдикции в электронной форме*(1). Порядок подачи документов в электронном виде в федеральные суды общей юрисдикции разъяснен Судебным департаментом при ВС РФ в приказе от 27 декабря 2016 г. N 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа". Однако, прочитав этот документ, содержащий большое количество новых терминов, можно прийти к выводу, что это не руководство, а справочник. Автор на личном опыте доступным языком объясняет процедуру подачи обращения.
Как и многие адвокаты, я, занимаясь бесконечным ксерокопированием приложений к искам, выстаивая очереди в приемной суда или в почтовых отделениях, воспринял данную новость с мыслью "ну теперь-то заживем" и решил во что бы то ни стало разобраться с функциональной частью ГАС "Правосудие". Данная инструкция для тех, кто не любит наступать на свои грабли, предпочитая учиться на опыте других.
Регистрация, электронная подпись и сертификат
Итак, первое, что рекомендую сделать, - зарегистрировать учетную запись на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru) с целью экономии времени при желании просмотреть статус движения вашего обращения с чужого компьютера либо со своего мобильного телефона. Также это избавит вас от необходимости постоянно заполнять в формах свои данные. Подробно останавливаться на этом моменте не буду, так как в Интернете достаточно всякого рода инструкций на этот счет. Никакой сложности в этом нет.
Второе, без чего обращения в суд с заявлением не получится, - это электронная подпись. Есть много разновидностей электронной подписи документа, но в Судебном департаменте при ВС РФ решили поберечь наши нервы, предложив использовать только усиленную квалифицированную подпись, которая обязательно должна содержаться в отдельном файле с расширением sig. К слову сказать, неусиленных квалифицированных подписей в природе не существует, а слово "квалифицированная" означает то, что она позволяет идентифицировать не только отправителя, но и зафиксировать то обстоятельство, что содержи - мое файла не изменено. Поэтому, если захочется что-то подправить в своем иске в последний момент, необходимо сделать для него новую электронную подпись.
Итак, переходим к действию. Список авторизованных удостоверяющих центров размещен на сайте Минкомсвязи России: http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2, выбираем ближайший. Сама процедура получения содержащей сертификат флешки, позволяющая подписывать в дальнейшем любые свои файлы, заняла у меня около 15 минут, однако перед визитом в удостоверяющий центр меня проинформировали о необходимости взять паспорт, СНИЛС и ИНН. На месте пояснили, что сам сертификат ограничен сроком действия на 1 год и изготавливается либо в формате для VipNet, либо для КриптоПро, после чего попросили сделать выбор в письменной форме. Поскольку и первый, и второй форматы были непонятным набором букв, я, почти не задумываясь, остановился на первом варианте, предварительно убедившись, что эта версия работает как на операционной системе Linux, использующейся в нашем филиале коллегии, так и на Windows.
Установка программ
Получив долгожданную флешку с сертификатом, я поспешил на работу с четким намерением отправить какой-либо иск в суд в электронной форме, однако столкнулся с проблемой: ни в каких инструкциях и письмах ВС РФ нет разъяснений, как подписывать файлы, имея только флешку, содержащую каталог сертификатов.
Оказалось, что для этого необходимо скачать и установить две программы. Ввиду того, что сертификат мне готовили для формата VipNet, я отправился на сайт разработчика, где скачал VipNet CSP и VipNet CryptoFile. В описании версий программ было указано, что для Windows 10 и Linux существуют лишь бета-версии и полная работоспособность, видимо, не гарантируется, что и подтвердилось: возникло затруднение в установке и наладке на Linux-системах. Однако, как и было обещано, все отлично заработало на старой доброй Windows 7. Для того чтобы скачать сами файлы на сайте: http://www.infotecs.ru/, необходимо было найти нужные программы, указать свои ФИО, после чего на адрес электронной почты пришла ссылка для скачивания. Сами программы, как я понял, бесплатные.
Для чего они нужны? Скажем так, для наших целей необходима лишь CryptoFile, однако без предварительной установки и настройки CSP первая работать откажется. А соответственно после установки CryptoFile появится возможность подписывать свои документы с помощью двух кликов мыши.
Требования к документам
Теперь о том, какие требования предъявляются к файлам электронного образа (сканированного документа). Файл должен быть в pdf-формате черно-белого либо серого цвета (если цвет не значим для содержания документа). Разрешение 200-300 dpi устанавливается в настройках сканирования, а конечный размер одного файла должен быть не больше 30 Мбайт. Отдельно сказано, что документы не должны быть перевернутыми, могут быть многостраничными и должны быть читаемыми, содержать удобочитаемое название, например "решение по делу 2-366 2016 5 л. pdf". Однако после загрузки документов на сайт я обратил внимание на то, что название файлов меняется автоматически. Каждый документ нужно сохранять в отдельном файле.
Разница в понятиях
Также пришлось разобраться в разнице между электронным документом и файлом электронного образа. Если говорить простым языком, то отличие заключается в следующем. При создании документа, например в Microsoft Word или LibreOffice Writer, у нас есть возможность сохранить документ в pdf-формате. Впоследствии текстовое содержимое можно копировать или даже редактировать. Данный файл будет называться "электронный документ". Разумеется, он не содержит графического изображения подписей, печатей и т.д. А вот если этот файл распечатать, подписать, затем сканировать и сохранить снова в формате pdf, то текстовое содержимое копировать или редактировать без использования специальных средств не получится. Называться такой документ будет уже - электронный образ, он может содержать в себе графические образы в виде подписей или печатей. Поэтому при отправке файлов в ГАС "Правосудие" само заявление подается в виде электронного документа, а приложения в виде электронных образов.
Пошаговая инструкция
Разобравшись с вышеизложенным, трудностей с самим обращением в суд с использованием Интернета возникнуть не должно.
1. На сайте любого суда переходим по ссылке: "Подача процессуальных документов в электронном виде". Как я понял, нет никакой разницы, с какого сайта суда это делать, поскольку наименование нужного нам суда выбирается позже.
Если на портале Госуслуг учетная запись личного кабинета сохранена, то ничего делать не нужно, кроме как поставить галочку о согласии на обработку персональных данных, в противном случае, дополняем это действие вводом своих данных для входа в личный кабинет этого портала.
2. После этого на портале ГАС "Правосудие" выбираем новое обращение и тип заявления.
3. Выбираем способ обращения, данные заявителя, необходимый суд, загружаем электронный документ в разделе "Суть заявления" и прикрепляем файл с электронной подписью, затем электронные образы приложений и их электронные подписи, скан госпошлины или отмечаем галочкой, что заявитель от уплаты освобожден. Нажимаем на кнопку "Сформировать заявление" и получаем квитанцию об отправке, которая автоматически сохраняется в материалах дела.
Не забываем, что по ГПК РФ для подачи заявления нам как представителю необходимо специальное полномочие, оговоренное в доверенности, поэтому сама доверенность тоже должна быть загружена на портал вместе с файлом электронной подписи.
Готово, заявление подано. День или два оно будет висеть со статусом "Отправлено в суд", затем сменится на "Зарегистрировано в суде" и, наконец, "Передано на рассмотрение судье".
* * *
Что во всей этой процедуре лично меня порадовало и огорчило?
Не скажу, что было просто зарегистрировать свое первое обращение в суд, а времени на него я потратил достаточно много. Однако буду надеяться, что это вопрос недостатка опыта. Кроме этого, я не увидел способа подачи ходатайств в электронном виде по уже рассматриваемому делу в суде. Указание на необходимость прикладывать к заявлению образ квитанции по оплате госпошлины, видимо, предполагает обращение в суд лишь с исковыми заявлениями, административными исками, жалобами, но не с ходатайствами. Впрочем, посмотрим, какое развитие получит система в дальнейшем.
Зато обрадовало, что все мои зарегистрированные заявления и ход их рассмотрения отображаются теперь в одном месте, и надеюсь, что это послужит хорошей службой для меня как представителя, у которого судебных дел очень много. Также заслуживает внимание, что теперь все поданные мною документы доступны для просмотра в любой момент времени и с любого устройства, например с мобильного телефона.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также: Комолов Е. Подать иск по интернету // АГ. 2017. N 5 (238). - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.