Современное состояние организации бухгалтерского учета в Кыргызстане в соответствии с международными стандартами
З.Ш. Буланова,
ст. преподаватель Таш-Кумырского
технологического факультета
Жалал-Абадского государственного
университета (Кыргызская Республика)
Журнал "Учет и контроль", N 3, март 2017 г., с. 17-21.
В статье рассматривается совокупность мероприятий, проводимых правительством Кыргызской Республики по поводу внедрения международных стандартов. Говорится о роли и значении стандартов в развитии системы бухгалтерского учета.
Переход на МСФО даст возможность Кыргызской Республике укрепить доверие инвесторов за счет повышения прозрачности, сравнимости, понятности, надежности финансовой отчетности, позволит сохранить устойчивую тенденцию интегрирования в мировую экономику.
Наша республика является активным участником процесса общемирового признания МСФО, конечной целью которого для Кыргызстана является создание адекватной новым условиям, прозрачной системы бухгалтерского учета и отчетности, без чего в свою очередь невозможно устойчивое экономическое развитие страны. Так, Постановлением Правительства Кыргызской Республики утверждены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в Кыргызской Республике, а также в целях формирования и совершенствования нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета и создания законодательной основы для перехода субъектов республики на МСФО был принят Закон Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете", который устанавливают правовую основу ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.
Переход на МСФО даст возможность Кыргызской Республике укрепить доверие инвесторов за счет повышения прозрачности, сравнимости, понятности, надежности финансовой отчетности, позволит сохранить устойчивую тенденцию интегрирования в мировую экономику. МСФО изначально создавались с целью унификации имеющихся национальных требований для обеспечения заинтересованных пользователей, не знакомых с особенностями правил учета и отчетности в разных странах, понятной им информацией. Именно поэтому у международных стандартов есть не только достоинства, но и недостатки. МСФО - это наднациональная система, не связанная напрямую с экономикой конкретных стран и не имеющая собственных исторических корней.
К недостаткам международных стандартов зачастую относят и то, что они очень многое отдают на "откуп" профессиональному суждению составителя отчетности. Отсюда вытекает проблема отсутствия опыта такого суждения у людей, составляющих отчетность, а также широты выбора внутренних и внешних источников информации для принятия решений. МСФО ориентированы только на коммерческие предприятия, созданные и существующие для получения прибыли. Таким образом, из поля воздействия международных стандартов выпадают некоммерческие. Еще один недостаток МСФО обусловлен тем, что первоначально они представляли собой систему общих стандартов, в которой не прописывались индустриальные правила, учитывающие особенности той или иной отрасли. Специализированные стандарты начали создаваться лишь с конца 1990-х годов, но их до сих пор мало. Так, отсутствуют или находятся в стадии разработки иные индустриальные стандарты, например, по добывающей промышленности, в том числе по нефтегазовой отрасли. МСФО - это система принципов составления и представления именно отчетности, но не ведения бухгалтерского учета.
Главной проблемой перехода хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики на МСФО, по нашему мнению, является несовместимость международных стандартов с нашими традициями, с нашей психологией и существующей практикой ведения учета:
- во-первых, в них отсутствует привычный для нашего восприятия и психологии, а главное для классической бухгалтерии План счетов;
- во-вторых, в бухгалтерских записях, нет четко сформулированной и ясной хозяйственной операций;
- в-третьих, форм первичных бухгалтерских документов и учетных регистров;
- в-четвертых, отсутствует увязка между синтетическим и аналитическим учетом и отчетностью;
- в-пятых, основным элементом метода бухгалтерского учета в условиях международного стандарта становится отчетность, ибо МСФО представляют собой стандарты именно отчетности - заключительного этапа бухгалтерской работы.
И, наконец, бухгалтерский учет является продуктом социально-экономических условий, и поэтому для каждой страны важно наличие системы бухгалтерских стандартов, совместимых с той средой, в которой они применяются.
Процесс внедрения МСФО регулируется Службой надзора и регулирования финансового рынка Кыргызской Республики, деятельность которого прежде всего направлена на разработку и формирование законодательной базы для трансформации и гармонизации МСФО в Кыргызской Республике.
Для развития бухгалтерского учета в КР предстоит большая работа, в частности целесообразно решить следующие задачи.
1. Законодательно упорядочить методологию бухгалтерского учета и налогообложения. Существующая практика и тенденция усиления зависимости бухгалтерского учета от налогообложения ведут к подрыву самостоятельности бухгалтерской учетной системы, функции которой в государстве гораздо шире.
2. Создать на принципах МСФО целостную бухгалтерскую информационную систему хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности и правового управления, для целей разработки стратегии их развития в нынешних условиях экономики.
3. Поднять классификационный уровень бухгалтеров и аудиторов во всей цепи их подготовки путем совершенствования учебных программ вузов, международной сертификации подготовки и переподготовки, материального и морального стимулирования и др.
В условиях быстро меняющегося законодательства и нормативной базы реализация нового в учетной практике организаций невозможна без постоянного повышения квалификации, обучения и переподготовки бухгалтерских кадров, в первую очередь - главных бухгалтеров и их заместителей.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности заставляет непрерывно совершенствовать знания в сфере бухгалтерского образования и бухгалтерской профессии. Задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. Этому способствует ежегодно возрастающее количество заинтересованных пользователей, что является также одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому при организации подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров особое внимание должно быть обращено:
- на глубокое освоение лежащих в основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;
- на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;
- на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;
- на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;
- на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
- на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;
- на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:
- переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;
- мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;
- разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;
- обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования;
- разработка национальных стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
- обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий, обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.
Для реализации поставленных задач необходимо:
1) создание ряда авторитетных представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений;
2) организация отлаженной системы бизнес-образования:
- улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования;
- создание системы профессионального ускоренного образования;
- создание и совершенствование системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров;
3) формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов;
4) разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики;
5) формирование положительного общественного мнения о специалистах бухгалтерского учета, добросовестно выполняющих свои обязанности;
6) организация общественного контроля за профессиональной деятельностью;
7) присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций.
Список литературы
1. Арзыбаев А.А. Организационные и методические аспекты учета и аудита капитала. Монография. - Алматы, 2011. - 164 с.
2. "О бухгалтерском учете". Закон Кыргызской Республики от 29 апреля 2002 года N 76.
3. "О дополнительных мерах по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике". Постановление Правительства КР от 18 марта 2005 года N 137.
4. "О Международных стандартах финансовой отчетности в Кыргызской Республике". Постановление Правительства КР от 28 сентября 2001 года N 593.
5. "О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике". Указ Президента КР от 3 апреля 2000 года УП N 73.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Учет и контроль"
В журнале освещаются актуальные вопросы в сферах бухгалтерского, налогового, статистического учета, внешнего и внутреннего контроля и аудита, корпоративного управления, экономического и финансового анализа, а также правового обеспечения хозяйственной деятельности.