Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения государственного контракта
Армасова Е.Р.,
Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства
по Тверской области
В соответствии с изменениями, которые были внесены в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"*(1) (далее - Федеральный закон N 42-ФЗ), вместо понятия "банковская гарантия" в § 6 гл. 23 было введено понятие "независимая гарантия".
Под банковской гарантией, с учетом внесенных Федеральным законом N 42-ФЗ изменений, в соответствии с п. 1 и 3 ст. 368 Гражданского кодекса РФ, понимается независимая гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, в соответствии с которой гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Отличительным признаком банковской гарантии от иной независимой гарантии является то, что гарантом в обязательстве выступает банк или иная кредитная организация.
Исходя из положений ст. 368 п. 4 в независимую гарантию (банковскую гарантию) включается основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией. Соответственно независимая гарантия (банковская гарантия) является способом обеспечения основного обязательства.
Применение банковской гарантии в рамках Закона N 44-ФЗ урегулировано в ст. 44, 51, 87, где банковская гарантия рассматривается в качестве способа обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, в ст. 45, где оговариваются условия банковской гарантии и обозначены нормы, регулирующие ведение реестра банковских гарантий, в ст. 96, где банковская гарантия указана в качестве способа обеспечения исполнения контракта.
Во исполнение указанных норм Закона N 44-ФЗ было принято постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"*(2) (далее - постановление Правительства N 1005), которое также регулирует вопрос применения банковской гарантии в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, заказчиками принимаются в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов только банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Также в ст. 45 Закона N 44-ФЗ определены требования, предъявляемые к банковской гарантии, к ним относятся:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 44 и 96 Закона N 44-ФЗ;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Кроме требований, установленных Законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства N 1005 были определены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии:
а) обязательное закрепление в банковской гарантии: - права заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта; - условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант; - перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
б) недопустимость включения в банковскую гарантию:
- положений о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации);
- требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта;
- требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
в) обязательное наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
Таким образом, требования, предъявляемые к содержанию и оформлению банковской гарантии, выдаваемой в рамках Закона N 44-ФЗ, закреплены на сегодняшний момент в Гражданском кодексе РФ, Законе N 44-ФЗ, и постановлении Правительства N 1005.
Что касается непосредственно банковской гарантии как обеспечительной меры исполнения контракта, то ссылка на банковскую гарантию, как способ обеспечения исполнения государственного контракта содержится в ст. 96 Закона N 44-ФЗ, наряду с внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Хотелось бы отметить, что Гражданский кодекс РФ в ст. 329 к способам обеспечения обязательств относит: неустойку, залог, удержание вещи должника, поручительство, независимую гарантию, задаток, обеспечительный платеж и другие способы, предусмотренные законом или договором.
Следовательно, неустойка также как независимая гарантия (банковская гарантия) относятся к способам обеспечения обязательств.
В ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указано, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Исходя из норм ст. 34 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан выставить требование об уплате неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. Тогда возникает вопрос применения банковской гарантии, в каком случае заказчик обязан применить банковскую гарантию при неисполнении неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, если в качестве способа обеспечения государственного контракта, он обязан взыскать неустойку.
Так, в п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ указано, что банковская гарантия должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона.
Как видно из вышеуказанной нормы, банковская гарантия в качестве обеспечения заявки применяется в случаях установленных ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, что касается суммы банковской гарантии, подлежащей уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ, на которую ссылается законодатель, то в указанной статье случаи ее применения не установлены.
Вероятно, заказчику, в этой ситуации, удобно было бы применить банковскую гарантию в качестве оплаты неустойки, но тогда как же рассматривать требования ст. 368 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о том, что банковская гарантия обеспечивает основное обязательство.
По вопросу применения банковской гарантии для уплаты неустойки были даны разъяснения Министерством экономического развития РФ в 2015 и 2016 гг.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 16 января 2015 г. N Д28и-65, неустойка не может быть оплачена за счет средств банковской гарантии, т.к. является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией.
Согласно письму Минэкономразвития России от 15 февраля 2016 г. N Д28и-416, неустойка может быть уплачена из средств банковской гарантии, в случае, если условиями выдачи банковской гарантии не предусмотрено иное.
Судебная практика по вопросу взыскания неустойки (штрафов, пеней) из обеспечения, предоставленного в форме банковской гарантии, отсутствует.
Таким образом, решение вопроса взыскания неустойки за счет средств банковской гарантии остается открытым и, видимо, будет решаться заказчиками с учетом появления судебной практики по данному вопросу.
Помимо указанной проблематики, хотелось бы также обратить внимание на применение ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, где оговорено право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Гарантом в соответствии со ст. 368 Гражданского кодекса РФ с учетом положений Закона N 44-ФЗ является Банк, возникает вопрос, каким образом заказчик может в бесспорном порядке списать денежные средства со счета Банка, каков порядок и куда обращаться заказчику в данном случае, данный вопрос в настоящий момент не урегулирован ни на уровне Закона N 44-ФЗ, ни в постановлении Правительства N 1005.
В качестве заключения хотелось бы отметить необходимость разрешения ряда вопросов, связанных с применением банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения государственного контракта, путем внесения изменений в Закон N 44-ФЗ, поскольку неисполнение своих обязательств по государственному контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обеспеченных банковской гарантией на сегодняшний момент создает ряд определенных проблем для заказчиков в части ее применения. Со своей стороны хотелось бы предложить прописать условия применения банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения государственного контракта, как это сделано в ст. 44, где банковская гарантия применяется как способ обеспечения заявки, и указать на необходимость урегулировать вопрос в части бесспорного списания денежных средств со счета гаранта, поскольку данная норма на сегодняшний момент является недействующей, т.к. встает вопрос ее реализации заказчиком.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2015.
*(2) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.11.2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Армасова Е.Р. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения государственного контракта
Извлечение из книги "Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В. Ломоносова) (авторский коллектив)". - "Юстицинформ", 2016 г.
В настоящей статье рассмотрено понятие и требования предъявляемые к банковской гарантии, в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и применение банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения государственного контракта, с учетом положений гл. 23 Гражданского кодекса РФ и разъяснений Министерства экономического развития РФ.
На основании проведенного анализа нормативных документов предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ, определив более четкую позицию в части применения банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения государственного контракта с учетом норм Гражданского кодекса РФ.