Вопросы административного задержания транспортного средства
Т.В. Казина,
декан факультета управления
Института гуманитарного образования
и информационных технологий,
кандидат юридических наук,
судья в отставке
Журнал "Гражданин и право", N 4, апрель 2017 г.
Сущность мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях состоит в реализации главной задачи производства - предупреждать правонарушения в любой сфере жизнедеятельности человека. При всем этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются исключительно в административном порядке единолично должностным лицом, уполномоченным на сбор доказательств по делу об административном правонарушении и на составление протокола об административном правонарушении.
В КоАП РФ в каждой статье главы 27 делается ссылка на то, что о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях составляется соответствующий процессуальный документ.
В ст. 27.1 КоАП РФ законодатель привел исчерпывающий перечень мер обеспечения производства. Среди которых, в частности, задержание транспортного средства. Задержание транспортного средства, т.е. исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), всегда было краеугольным камнем между правоприменителем и водителями.
Во-первых, затрагивается вопрос возмещения расходов за специальную стоянку, расценки которой составляют значимую сумму.
Во-вторых, органы полиции зачастую не дают возможности передать право управления другим лицам, имеющим таковое в силу наличия водительского удостоверения и полиса ОСАГО, предоставляющего право управлять автомобилем неограниченному кругу лиц.
В-третьих, наличие двух органов государственного управления, имеющих право выдавать справки о возврате автотранспортного средства со спецстоянки, порождает волокиту. Так, правом выдачи справки обладает территориальный орган ГИБДД, а также орган дознания по уголовным делам, возбужденным по ст. 264.1 УК РФ*(1). Жалобы, подаваемые в порядке административного судопроизводства, свидетельствуют о фактах злоупотребления должностными лицами в вопросах выдачи соответствующих справок по факту задержания транспортного средства*(2).
В силу положений ст. 27.13 КоАП РФ основанием для задержания транспортного средства является*(3) выявление административных правонарушений, предусмотренных:
статьей 11.26 КоАП РФ (незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров);
статьей 11.29 КоАП РФ (осуществление международных автомобильных перевозок без разрешения);
частью 1 ст. 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца);
частью 2 ст. 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда));
частью 1 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды));
частью 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством);
частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в том числе при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения получена заверенная печатью медицинской организации и подписью врача справка, в которой отражено, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, а окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта);
частью 3 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права);
частью 4 ст. 12.8 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 12.8 Кодекса);
частями 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств);
частью 3 ст. 12.19 КоАП РФ (остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 ст. 12.19 КоАП РФ, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 ст. 12.19 КоАП РФ);
частью 3.1 ст. 12.19 КоАП РФ (остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 ст. 12.19 КоАП РФ);
частью 3.2 ст. 12.19 КоАП РФ (остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 ст. 12.19 КоАП РФ);
частью 4 ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 ст. 12.19 КоАП РФ);
частью 6 ст. 12.19 КоАП РФ (нарушения, предусмотренные частями 3 и 4 ст. 12.19 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге);
частью 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения);
частью 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ (перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см);
частью 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ (перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5%);
частью 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ (перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами);
статьей 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);
частью 3 ст. 12.27 КоАП РФ (невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования).
Как видим, перечень оснований является строго исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, указанными в перечне главы 23 КоАП РФ и уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции.
В ст. 27.13 КоАП РФ закреплено, что задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Фактически протокол об административном правонарушении составляется спустя несколько часов (а может, и сутки) после задержания транспортного средства даже при отсутствии административного расследования.
Следует отметить, что зачастую транспортное средство передается на специализированную стоянку в упрощенном порядке - путем составления акта о приеме-передаче. Территориальный орган ГИБДД в своем делопроизводстве имеет оформленный протокол об административном задержании, а сотрудники специализированной стоянки не отдают автомобиль, если не будет предоставлен протокол об административном правонарушении либо справка с разрешением на возврат. Более того, сотрудники правоохранительных органов не утруждают себя обязанностью исполнить императивную норму ст. 27.13 КоАП РФ следующего содержания: "Копия протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства". Протокол о задержании транспортного средства, составленный в отсутствие водителя, не только незамедлительно не вручается, но и не направляется по почте. Таким образом, обязанность, закрепленная в ст. 27.13 КоАП РФ, представляет собой правовую фикцию.
Руководители территориальных органов ГИБДД, рассматривая жалобы на действия сотрудников правоохранительной службы о неисполнении обязанности по вручению протокола о задержании транспортного средства, считают данный факт несущественным нарушением прав и законных интересов водителей транспортного средства. Согласно сложившейся практике, достаточно наличия данного процессуального документа в правовой природе. Представляется, что такой подход в производстве по делам об административных правонарушениях является незаконным и свидетельствует о правовом нигилизме.
В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
В силу разъяснений главы 27 водителю или собственнику задержанного транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства и порядке его возврата при вручении копии протокола о задержании транспортного средства либо при ином обращении. На самом деле водитель транспортного средства узнает о том, что его автомобиль задержан, а не угнан, только из справки служб оперативного реагирования. Таким образом, должностные лица органов правоохранительной службы государства зачастую подходят к исполнению своих прямых обязанностей формально, совершенно не используя превентивные меры.
Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Как уже было отмечено, ознакомиться с содержанием протокола о задержании транспортного средства и выяснить, какой прием использовался для законности меры обеспечения, практически не представляется возможным. Данный документ вроде существует, если судить по присвоенному порядковому номеру, но визуально его никто не видел (речь идет не только о водителе транспортного средства, но и о работниках спецстоянок).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 9 ст. 27.13 КоАП РФ, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
C 23 июня 2016 г., согласно п. 11 ст. 27.13 КоАП РФ (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"*(4)), лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в ч. 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)*(5).
Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства должна отражаться в постановлении о назначении административного наказания. Между тем должностные лица, указанные в перечне главы 23 КоАП РФ и уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, и после 23 июня 2016 г. в тексте постановления не упоминают о факте задержания транспортного средства и об обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства.
В свою очередь, сотрудники специализированных стоянок выдают квитанцию на оплату услуг по перемещению и хранению задержанного транспортного средства, при этом: не имея никаких законных оснований. А именно двустороннего договора на оказание услуг по перемещению и хранению транспортного средства на спецстоянке не имеется, а текст постановления об административной ответственности не содержит такой обязанности. Таким образом, при указанных обстоятельствах руководитель специализированной стоянки должен принять решение об отнесении расходов по перемещению транспортного средства на собственные убытки.
Однако существующее положение вещей показывает, что в действительности руководство спецстоянок продолжает незаконно возлагать обязанность на водителей по оплате квитанций за спецстоянку. Например, Администратор Московского парковочного пространства и по состоянию на ноябрь 2016 г. игнорирует требования законодательства, проводя финансовые операции по старым Правилам.
В силу ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является, в частности, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статья 4 КАС РФ предоставляет право на обращение в суд с административным исковым заявлением каждому заинтересованному лицу, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Представляется, что суды общей юрисдикции по заявленному административному иску должны признавать незаконными обязанности по возложению на водителей со стороны специализированных стоянок расходов по уплате счетов-квитанций, поскольку отсутствуют основания согласно п. 11 ст. 27.13 КоАП РФ. В данном случае действия по сбору денежных средств без соблюдения должных правил являются неосновательным обогащением. Органы административной юрисдикции, уполномоченные на охрану общественных интересов в сфере безопасности дорожного движения, однозначно должны вернуться в правовое русло.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством*(6).
Так, законодателем регламентированы правила возмещения расходов на перемещение и хранение транспортного средства в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду:
- отсутствия события административного правонарушения;
- отсутствия состава административного правонарушения (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Анализ правоприменительной практики по делам о возврате расходов на перемещение и хранение транспортного средства показал, что в основном при наличии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении денежные средства возвращаются в установленном порядке с соблюдением разумных сроков.
Между тем в судебной практике имелись решения суда о возмещении расходов, включая прибыль уполномоченной организации, лицом, совершившим административное правонарушение. Причем даже в том случае, когда вина водителя в его совершении не установлена, что прямо противоречит п. 12 ст. 27.13 КоАП РФ*(7). Позиция Верховного Суда РФ по обобщению судебной практики по актуальным проблемам последствий административного задержания транспортных средств позволила судам общей юрисдикции выработать единообразное правоприменение по данному вопросу.
Безусловно, каждая мера обеспечения производства по делу об административных правонарушениях (или группа таких мер) имеет свои конкретные цели. Так, задержание транспортного средства ставит своей целью восстановление нарушенного положения участников правоотношений в сфере безопасности дорожного движения и предупреждение новых правонарушений в указанной сфере. Однако последствия задержания транспортного средства не должны носить характер злоупотребления правом и формального подхода к исполнению процессуальных действий.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 264.1 УК РФ.
*(2) См., например: Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N ГКПИ09-281 "Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" (утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 5.
*(3) См.: Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарег. в Минюсте России 18.06.2009 N 14112) // Российская газета. 2009. 7 июля.
*(4) См.: Российская газета. 2016. 28 июня.
*(5) См., например, об этом: Красницкий Ю.Б., Петухов М.В., Лаптев А.Ю. Транспортная инфраструктура: тенденции последнего времени // Бюджет. 2015. N 1. С. 40-45.
*(6) См., например, об этом: Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 984-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кобринского Александра Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге".
*(7) См., например, об этом: Определение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 78-АПГ12-23 "Об отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 22.08.2012 и удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2012 N 343-54 "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казина Т.В. Вопросы административного задержания транспортного средства
Т.В. Казина - декан факультета управления Института гуманитарного образования и информационных технологий, кандидат юридических наук, судья в отставке
В статье рассматриваются вопросы административного задержания транспортного средства, а также правовые последствия применения данной меры обеспечения производства. Развитие административного законодательства в некоторых случаях идет опережающим темпом по сравнению с правоприменительной практикой.
Вопросы административного задержания транспортного средства
Автор
Т.В. Казина - декан факультета управления Института гуманитарного образования и информационных технологий, кандидат юридических наук, судья в отставке
Журнал "Гражданин и право", 2017, N 4