Работник Общества обратился в Гострудинспекцию с жалобой, в которой просил разобраться в ситуации с законностью его привлечения к дисциплинарной ответственности. С целью проведения проверки инспектор труда вынес распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки. В рамках данного распоряжения в качестве предмета проверки указал - соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Для проведения проверки были запрошены следующие документы: кадровая и бухгалтерская документация по учету труда и его оплаты за ноябрь-декабрь 2016 г., связанную с трудовой деятельностью работника: в том числе трудовой договор и соглашения об изменении (дополнении) его условий, приказы и распоряжения (кадровые), должностная инструкция, личная карточка, лицевой счет, график отпусков, расчетно-платежные (платежные ведомости с приложением расчетно-кассовых ордеров (платежных поручений на зачисление), расчетные листки, листки нетрудоспособности, записка-расчет о предоставлении отпуска, графики работы (сменности), табели учета рабочего времени, штатное расписание и изменения к нему, а также все документы, связанные с применением дисциплинарного взыскания в виде замечания, иные документы, относящиеся к предмету проверки. По итогам проведения проверки инспектор не установил нарушений по жалобе работника, что было указано в акте проверки. Вместе с тем, в этом же акте инспектор указал, что в нарушение графика отпусков, в нарушение ч. 2 ст. 123 ТК РФ отпуск был фактически предоставлен 04.07.2016 г., в то время как в соответствии с графиком отпуск был запланирован на 01.06.2016 г. В ходе заседания инспектор на вопрос, почему он проверял то, что не было указано в жалобе работника, Инспектор ответил, что в рамках предмета проверки "соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами" он имел право проверить любые документы и сведения, причем не только касающиеся данного работника, но и относительно других работников Общества и действий. Прошу Вас пояснить, имеет ли право инспектор: 1. Запрашивать документы, которые не имеют отношения к вопросу, по которому работник обратился с жалобой? 2. Является ли вышеописанное свидетельством того, что инспектор вышел за предмет проверки? В итоге инспектор привлек Общество в административной ответственности за то, что работник даже не указал в своей жалобе. 3. Можно ли подобные действия инспектора расценивать как выход за пределы предмета проверки?
1. Да, имеет право.
2. Нет, не является.
3. Если Вы считаете, что государственный инспектор труда недобросовестно исполнял свои обязанности в ходе проведения проверки, то Вы вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения инспектора Роструда непосредственно руководителю инспектора, в Роструд (в том числе через данный ресурс) или в суд по месту нахождения инспекции по труду.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ инспекция выдает работодателям обязательные для исполнения предписания устранить нарушения трудовых прав работника.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу пп. "б" п. 10 данного Положения основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Согласно п. 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н исполнение государственной функции осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов в отношении юридических лиц вступивших в трудовые отношения с гражданами.
Согласно п. 103 Административного регламента заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
нарушение срока исполнения государственной функции;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации при исполнении государственной функции;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для исполнения государственной функции, у заявителя;
отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений (п. 104 Административного регламента).
Согласно п. 113 Административного регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).
Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.