Проблемы правового регулирования регистрации прав на недвижимость в порядке наследования на основании заявления нотариуса
Е.Б. Козлова,
доктор юридических наук, доцент,
директор центра научных исследований,
профессор кафедры гражданского и
предпринимательского права Всероссийского
государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, март 2017 г., с. 48-52.
Недвижимое имущество является одной из важнейших составляющих экономического потенциала страны, а эффективное функционирование рынка недвижимости непосредственно определяет рост предпринимательской и инновационной активности, без чего, в свою очередь, невозможен переход России к инновационному, социально ориентированному типу развития. Именно на это было обращено внимание в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(1).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является элементом публично-правового регулирования в частном праве, необходимым для эффективного осуществления частноправовых отношений, для обеспечения стабильности оборота недвижимости, и представляет собой наивысший способ "укрепления прав"*(2). В связи с этим происходящее комплексное реформирование гражданского законодательства не могло обойти стороной и систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Очередной этап развития всей системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета ознаменовался вступлением в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений) ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"*(3), который, как отмечается в юридической литературе, "принципиально изменяет соотношение регистрационно-правовых и кадастрово-учетных действий в сфере недвижимости, ее оборота и регистрации прав на нее"*(4).
Данный Закон в полной мере соответствует общей тенденции расширения участия нотариуса в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждением чего является прямое отнесение ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" нотариуса к числу участников отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 15 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению нотариуса или его работника в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки.
Правоустанавливающим документом при государственной регистрации перехода права собственности в порядке наследования является свидетельство о праве на наследство, учитывая, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ наследование как по закону, так и по завещанию является основанием приобретения права собственности, а переход прав на наследственное имущество, имущественные права и обязанности согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1*(5) и п. 4 разд. I Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением правления ФНП (от 27-28 февраля 2007 г., протокол N 02/07)*(6), удостоверяется нотариусом посредством выдачи наследникам свидетельства о праве на наследство.
Статья 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в свою очередь, также закрепляет в пп. 4 п. 2 ст. 14, что свидетельство о праве на наследство является основанием, в частности, для государственной регистрации прав, что ранее было закреплено в п. 1 ст. 17 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(7).
Новелла законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество в части определения роли нотариуса в данном процессе заложена в п. 14 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому нотариус обязан в течение трех рабочих дней с даты выдачи свидетельства о праве на наследство направить в орган регистрации прав сведения о выдаче такого свидетельства с указанием сведений о лице, получившем свидетельство о праве на наследство, кадастровых номерах объектов недвижимости, включенных в состав наследственного имущества, номере и дате регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий.
Во-первых, необходимо отметить, что данное положение противоречит ст. 86.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариус, совершивший нотариальное действие, в частности, выдавший свидетельство, на основании которого подлежит государственной регистрации право на недвижимость, представляет заявление о государственной регистрации такого права исключительно по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия.
Во-вторых, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, должны быть установлены, согласно указанной норме, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в порядке п.п. 1, 3-13, 15 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. N 1532*(8).
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате норм, позволяющих реализовать положения п. 14 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не содержат, несмотря на то, что ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" был принят 13 июля 2015 г. с вступлением в силу с 1 января 2017 г.
Кроме того, ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепляя гарантии нотариальной деятельности, устанавливает, что нотариусам запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Исключение составляют случаи предоставления соответствующей информации: по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами; по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов; по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции.
В последнем случае речь идет о том, что Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ.
С учетом данных обстоятельств Федеральной нотариальной палатой 21 декабря 2016 г. издано письмо N 4785/06-19 "О применении положений части 14 статьи 32 Федерального закона от 13-07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым до сведения всех заинтересованных лиц была доведена позиция Федеральной нотариальной палаты, согласно которой до внесения изменений в Основы законодательства о нотариате, предусматривающих возможность направления сведений о выдаче свидетельств о праве на наследство в орган государственной регистрации прав и устанавливающих порядок направления таких сведений, применение положений п. 14 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не представляется возможным.
Применение нового, по заявлению нотариуса, порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в порядке наследования представляется также затруднительным по целому ряду других оснований.
Как уже отмечалось, выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство является основанием для регистрации перехода права собственности на наследуемое имущество. Свидетельство о праве на наследство в соответствии со ст. 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и п. 11 разд. I Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав выдается нотариусом по письменному заявлению наследников. Следует, однако, отметить, что заявление о принятии наследства и заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство представляют собой различные документы с точки зрения нотариального делопроизводства.
Заявление о принятии наследства может одновременно содержать в себе требование о выдаче свидетельства о праве на наследство. Согласно п. 1 разд. IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, если просьба наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство изложена в заявлении о принятии наследства, то дополнительного заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не требуется. Подразумевается, что в этом случае наследник изъявляет желание получить свидетельство о наследовании вне зависимости от условий наследования.
Однако если заявление о принятии наследства не содержит указанного требования, можно предположить, что наследник впоследствии будет решать вопрос о выдаче ему свидетельства о праве на наследство. В этом случае, возможно, вопрос о подаче заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство будет решаться наследником в зависимости от условий наследования либо с учетом иных обстоятельств.
Проблема с точки зрения правоприменительной деятельности по государственной регистрации по заявлению нотариуса прав на недвижимость в порядке наследования может возникнуть в случае, если уже после осуществления государственной регистрации прав наследников на недвижимость один из наследников принимает наследство с пропуском срока принятия наследства, но во внесудебном порядке.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ и п. 8 разд. IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме на это всех остальных наследников, принявших наследство.
В этом случае на основании согласия наследников нотариус выносит постановление об аннулировании ранее выданного свидетельства о праве на наследство, вновь определяет доли каждого наследника с учетом прав наследника, принявшего наследство во внесудебном порядке, и выдает им новые свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1155 ГК РФ, если на основании ранее выданного свидетельства была осуществлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, постановление нотариуса об аннулировании ранее выданного свидетельства и новое свидетельство являются основанием внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации.
Пункт 13 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, предусматривает следующие статусы записей реестра:
"актуальная" - присваивается записи, содержащей актуальные на любой текущий момент времени сведения о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке;
"погашенная" - присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи, содержащей сведения о ранее зарегистрированном праве, ограничении права и обременении объекта недвижимости, сделке, за исключением неактуальных записей со статусом "архивная";
"архивная" - присваивается всем неактуальным на любой текущий момент времени записям в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
Исходя из указанных статусов записей Единого государственного реестра недвижимости можно утверждать, что при регистрации перехода права собственности на недвижимость в порядке наследования по заявлению нотариуса в реестре формируется актуальная запись о праве наследников на объект недвижимости, в то время как запись о праве собственности наследодателя на соответствующий объект переходит в разряд погашенной.
Впоследствии в случае принятия во внесудебном порядке наследства наследником, пропустившим срок принятия наследства, постановление нотариуса об аннулировании ранее выданного свидетельства о праве на наследство будет являться основанием для погашения записей Единого государственного реестра недвижимости, внесенных в соответствии с аннулированным свидетельством.
Вновь выданное свидетельство, в свою очередь, также будет являться основанием для внесения актуальной записи в реестр.
Однако, учитывая, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, что подтверждено п. 9 разд. IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, возможен такой вариант развития событий, что наследник при новых условиях наследования не будет заинтересован в получении свидетельства о праве на наследство и не подаст повторно соответствующего заявления нотариусу, исключив тем самым внесение актуальной информации о его правах на объект недвижимости.
Необходимо также отметить, что вынесение постановления об аннулировании свидетельства о праве на наследство не включено в перечень нотариальных действий, закрепленный ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Но очевидно, что в результате неправомерного вынесения данного постановления наследникам могут быть причинены убытки как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды, а полная имущественная ответственность нотариуса в соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрена исключительно за вред, причиненный в результате совершения нотариального действия либо в результате неправомерного отказа в совершении нотариального действия.
Кроме того, следует учесть, что постановление об аннулировании свидетельства о праве на наследство фактически является основанием для прекращения права собственности наследников на недвижимое имущество в том случае, когда нотариусом не подается заявление о государственной регистрации прав на основании вновь выданного свидетельства. Учитывая положения ст. 235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается не только по основаниям, указанным в данной статье, но и в иных случаях, предусмотренных законом, закрепление соответствующего статуса постановления нотариуса об аннулировании свидетельства о праве на наследство возможно без внесения дополнений в ст. 235 ГК РФ.
Таким образом, для целей реализации положений ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о государственной регистрации прав на недвижимое имущество по заявлению нотариуса необходимо:
внести изменения в ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в части нераспространения режима нотариальной тайны на информацию, предоставляемую в орган по государственной регистрации прав на недвижимость;
внести дополнения в основы законодательства Российской Федерации о нотариате, устанавливающие порядок и перечень документов, предоставляемых нотариусом на государственную регистрацию прав на недвижимость.
В целях устранения проблем правового регулирования государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость в порядке наследования по заявлению нотариуса целесообразно:
предусмотреть в правилах нотариального делопроизводства, что заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство в случае наследования объекта недвижимости должно содержать указание на согласие наследника на внесение записи о его правах в Единый государственный реестр недвижимости;
предусмотреть в правилах нотариального делопроизводства целесообразность включения в заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство оговорки о действии такого заявления в случае изменения условий наследования, в частности, при принятии во внесудебном порядке наследства наследником после истечения срока принятия наследства;
предусмотреть в перечне документов, подаваемых нотариусом на регистрацию прав на недвижимость в порядке наследования, заявление наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство;
признать вынесение нотариусом постановления об аннулировании свидетельства о праве на наследство самостоятельным нотариальным действием с обязательным предоставлением данного документа в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество вне зависимости от факта выдачи повторного свидетельства о праве на наследство (в случае принятия во внесудебном порядке наследства наследником после истечения срока принятия наследства);
установить, что постановление нотариуса об аннулировании свидетельства о праве на наследство является основанием погашения соответствующей записи о праве в Едином государственном реестре недвижимости.
Библиографический список
1. Липски С.Л. Новый этап законодательного регулирования регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее и некоторые аспекты участия в этом нотариусов // Нотариус. 2016. N 1.
2. Мейер Д.Л. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 2. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. M.: Статут, 1997.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2008. N 47. ст. 5489.
*(2) Д.И. Мейер отмечал, что, с одной стороны, для законодательства есть интерес настаивать на укреплении прав, но, с другой стороны, оно не может требовать укрепления каждого права безусловно, в соответствии с чем законодательство, смотря по большей или меньшей важности прав, делает между ними такое различие, что относительно одних признает укрепление более существенным, требует безусловного укрепления (Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 2. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. М.: Статут, 1997. С. 252.
*(3) СЗ РФ. 2015 г. N 29 (ч. I). ст. 4344.
*(4) Липски С.А. Новый этап законодательного регулирования регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее и некоторые аспекты участия в этом нотариусов // Нотариус. 2016. N 1. С. 25-28.
*(5) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. ст. 357.
*(6) Нотариальный вестник. 2007. N 8.
*(7) СЗ РФ. 1997. N 30. ст. 3594.
*(8) СЗ РФ. 2016. N 2 (ч. I). ст. 405.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Козлова Е.Б. Проблемы правового регулирования регистрации прав на недвижимость в порядке наследования на основании заявления нотариуса
Kozlova E.B. Issues of Legal Regulation of Immovable Property Rights Registration under Inheritance Based on the Notary Public's Petition
Е.Б. Козлова - доктор юридических наук, доцент, директор центра научных исследований, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
E.B. Kozlova - Doctor of Laws, Associate Professor, Director of the Center for Scientific Research, Professor of the Civil and Entrepreneurial Law Department of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования на основании заявления нотариуса в соответствии с п. 14 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
The article deals with problems of a legal state registration of transfer of ownership regulation on real estate by inheritance based on the application of a notary, in accordance with para. 14 of Art. 32 of the Federal Law "On state registration of real estate"
Ключевые слова: наследование недвижимости; заявление нотариуса в регистрирующий орган; государственная регистрация недвижимости; государственная регистрация перехода прав при наследовании.
Keywords: property Inheritance; notary statement to the registration authority; the state registration of real estate; the state registration of the transfer of rights in inheritance.
Проблемы правового регулирования регистрации прав на недвижимость в порядке наследования на основании заявления нотариуса
Автор
Е.Б. Козлова - доктор юридических наук, доцент, директор центра научных исследований, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2017, N 3