Учет средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 12-24.
Бюджетное учреждение может выступать как исполнителем (участником торгов), так и заказчиком по контракту (договору). Обычно функции исполнителя контракта (договора) учреждение выполняет в рамках осуществления приносящей доход деятельности. При этом расчеты ведутся по коду вида деятельности 2. В рамках данного материала рассмотрим, как на счетах бухгалтерского учета бюджетного учреждения отражаются операции:
- по перечислению средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- по удержанию платы за использование программного обеспечения электронной площадки с сумм, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обязанность участников конкурсов, аукционов перечислять обеспечение своей заявки
Заказчики в силу норм законодательства РФ при размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг руководствуются нормами:
- Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг).
Из положений названных документов следует, что закупка товаров работ, услуг может производиться как конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и путем заключения контракта (договора) с единственным поставщиком. Укажем конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
/--------------------------\ /-----------------\ /---------\ /---------\
|Конкурс (открытый конкурс,| |Аукционы (аукцион| | Запрос | | Запрос |
| конкурс с ограниченным | | в электронной | |котировок| |предложе-|
| участием, двухэтапный | |форме (далее так | | | | ний |
|конкурс, закрытый конкурс,| |же - электронный | | | | |
| закрытый конкурс с | | аукцион), | | | | |
| ограниченным участием, | |закрытый аукцион)| | | | |
| закрытый двухэтапный | | | | | | |
| конкурс) | | | | | | |
\--------------------------/ \-----------------/ \---------/ \---------/
Статьей 44 Закона о контрактной системе установлены требования по перечислению участниками конкурсов, аукционов обеспечения своей заявки. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок согласно Закону о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (п. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Что касается денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- при проведении конкурса и закрытого аукциона они возвращаются на счет участника закупки в течение не более чем пяти рабочих дней;
- при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из случаев, указанных в п. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов. Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в данном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
Заметим, что требований по перечислению участниками конкурсов, аукционов обеспечения своей заявки Закон о закупках товаров, работ, услуг не содержит.
Таким образом, в случае если бюджетное учреждение является участником закупки, в документации, в которой (в конкурсной документации, документации об аукционе) указан размер обеспечения заявки, оно обязано перечислить указанные суммы (или предоставить банковскую гарантию, если это предусмотрено документацией проводимой закупки).
Взимание платы за использование программного обеспечения электронной площадки
Электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В целях Закона о контрактной системы под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся электронные аукционы (п. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе). Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории РФ, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Правительством РФ устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством РФ определяется перечень названных операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. На сегодняшний день обозначенные требования установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 N 495.
Пунктом 5 ст. 59 Закона о контрактной системы установлено, что не допускается взимание оператором электронной площадки платы за проведение электронного аукциона. Также не допускается взимание с участников электронного аукциона платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в указанном аукционе, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается контракт, в соответствии с актом Правительства РФ, предусмотренным ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системы и устанавливающим порядок и условия отбора операторов электронных площадок.
Законом о закупках товаров, работ, услуг запрет на взимание платы за использование программного обеспечения специализированной электронной торговой площадки не установлен.
Здесь же отметим, что участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу часто бывает платным. Операторы электронных площадок взимают плату за использование программного обеспечения электронной площадки с победителя аукциона. Поэтому при заключении контракта на лицевой счет участника торгов поступает не вся сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки.
Бухгалтерский учет
В случае если бюджетное учреждение принимает участие в закупочных процедурах в качестве потенциального исполнителя контракта, перечисление им средств в качестве обеспечения заявки отражается посредством счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами". Согласно нормам п. 235 Инструкции N 157н*(1) счет 0 210 05 000 предназначен:
- для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
- для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогам, сборам, иным платежам, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством РФ считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам));
- для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
- для отражения иных операций, возникающих в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.
Здесь же отметим, что положения Инструкции N 174н*(2) на сегодняшний день не приведены в соответствие с положениями Инструкции N 157н, и в ней по-прежнему отсутствует счет 0 210 05. Разъяснения по применению счета 0 210 05 при отражении операций по перечислению средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах приведены в письмах Минфина РФ от 01.08.2016 N 02-06-10/45133, от 01.03.2017 N 02-06-10/11569. В последнем из названных писем также даны пояснения относительно совершения участниками закупки бухгалтерских записей в случае удержания платы за использование программного обеспечения электронной площадки. Из информации, отраженной в вышеназванных письмах, следует, что данные операции на счетах бухгалтерского учета отразятся так:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечисление учреждением средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе | 0 210 05 560 | 0 201 11 610 |
Возврат средств, внесенных в качестве обеспечения заявок | 0 201 11 510 | 0 210 05 660 |
Начисление обязательств по оплате права пользования программным обеспечением | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 |
Зачет взаимных требований по возврату денежного залога и уплате суммы обязательства по оплате права путем удержания | 2 302 26 830 | 2 210 05 660 |
Обратите внимание! В письмах Минфина РФ N 02-06-10/45133, 02-06-10/11569 рекомендовано при отражении операций по предоставлению учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе на счете 0 210 05 одновременно отражать данные операции на соответствующем забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств" или 18 "Выбытия денежных средств".
В соответствии с положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. С учетом характера средств, перечисляемых в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях, по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
Согласно положениям разд. V Указаний N 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.
Таким образом, в 15-17-м разрядах номера счета 2 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" указывается аналитический код поступлений (510) или аналитический код выбытий (610) (Письмо Минфина РФ N 02-06-10/45133).
Ниже предлагаем рассмотреть на примерах корреспонденцию счетов по перечислению средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.
Пример 1
Бюджетное учреждение участвует в электронном аукционе. Размер обеспечения заявки участника электронного аукциона - 50 000 руб. По итогам проведения аукциона заявка учреждения была отклонена, и сумма обеспечения была возвращена на счет учреждения в этот же отчетный период.
В бухгалтерском учете операции по перечислению денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе будут следующими:
Содержание операции учреждения | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислены учреждением как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 210 05 560 | 2 201 11 610 | 50 000 50 000 |
Возвращены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 201 11 510 | 2 210 05 660 | 50 000 50 000 |
Пример 2
Бюджетное учреждение участвует в электронном аукционе. Им были внесены в качестве обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки денежные средства в размере 50 000 руб. По итогам проведения аукциона с учреждением был заключен контракт. С победителя аукциона удерживается плата за использование программного обеспечения электронной площадки в размере 5 000 руб. Оставшаяся сумма была возвращена учреждению.
В бухгалтерском учете описанные операции отразятся так:
Содержание операции учреждения | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | ||||
Перечислены учреждением как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 210 05 560 | 2 201 11 610 | 50 000 50 000 | ||||
Начислены обязательства по оплате права пользования программным обеспечением | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 5 000 | ||||
Произведен зачет взаимных требований по возврату денежного залога и уплате суммы обязательства по оплате права путем удержания | 2 302 26 830 | 2 210 05 660 | 5 000 | ||||
Возвращены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 201 11 510 | 2 210 05 660 | 45 000 45 000 |
Бухгалтерская отчетность
Бюджетные учреждения составляют бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным Инструкцией N 33н*(3). Операции по перечислению средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах и их возврат на счет учреждения отражаются:
в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
в отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
в отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738).
Так, показатели по выбытию денежных средств при перечислении денежных обеспечений и по поступлению денежных средств от возврата сумм ранее перечисленных денежных обеспечений отражаются по строкам 592 и 591 разд. 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" отчета (ф. 0503737) (п. 44 Инструкции N 33н). Исполнение принятого к учету обязательства путем удержания отражается в графе 8 отчета (ф. 0503737) как некассовая операция.
Пример 3
В отчетном периоде у бюджетного учреждения операции по перечислению денежных средств оператору электронной площадки в качестве обеспечения заявки для участия в аукционе и их возврат, а также уплата права пользования программным обеспечением путем зачета взаимных требований по возврату денежного залога отражены следующим образом:
Содержание операции учреждения | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислены учреждением как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 210 05 560 | 2 201 11 610 | 100 000 100 000 |
Начислены обязательства по оплате права пользования программным обеспечением | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 10 000 |
Произведен зачет | 2 302 26 830 | 2 210 05 660 | 10 000 |
Возвращены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 201 11 510 | 2 210 05 660 | 90 000 90 000 |
Для справки: при заполнении отчета (ф. 0503737) мы руководствовались положениями Инструкции N 33н, а также разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 15.04.2015 N 02-07-07/21402.
Операции, описанные в примере, в отчете (ф. 0503737) отразятся так:
2. Расходы учреждения
Наименование показателя | Код строки | Код аналитики | Исполнено плановых назначений некассовыми операциями | Итого |
1 | 2 | 3 | 8 | 9 |
Расходы - всего | 200 | х | 10 000 | 10 000 |
Приобретение работ, услуг | 170 | 220 | 10 000 | 10 000 |
в том числе: | ||||
прочие работы, услуги | 176 | 226 | 10 000 | 10 000 |
3. Источники финансирования дефицита средств учреждения
Наименование показателя | Код строки | Код аналитики | Исполнено плановых назначений через лицевые счета | Исполнено плановых назначений некассовыми операциями | Итого | ||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 8 | 9 | ||||||
Источники финансирования дефицита средств - всего (строка 520 + строка 620 + строка 700 + строка 730 + строка 820 + строка 830) | 500 | х | 0 | 10 000 | 10 000 | ||||||
Изменение остатков средств | 700 | х | 10 000 | 10 000 | |||||||
увеличение остатков средств, всего | 710 | 510 | -90 000 | -90 000 | |||||||
уменьшение остатков средств, всего | 720 | 610 | 100 000 | 100 000 | |||||||
Изменение остатков по внутренним оборотам средств учреждения | 730 | х | -10 000 | 10 000 | 0 | ||||||
увеличение остатков средств | 731 | 510 | 90 000 | 90 000 | |||||||
уменьшение остатков средств | 732 | 610 | -100 000 | 10 000 | -90 000 |
Для справки. Удержание платы за право использования программного обеспечения специализированной электронной торговой площадки из средств обеспечительного платежа учреждения за участие в конкурсной процедуре относится к операциям по исполнению денежных обязательств, осуществляемым без движения денежных средств - некассовыми операциями (Письмо Минфина РФ N 02-06-10/11569).
В отчете (ф. 0503723) сумма перечисленных денежных обеспечений отражается по строке 431, а сумма поступлений от возврата ранее перечисленных в соответствии с действующим законодательством денежных обеспечений - по строке 432 разд. 3 "Изменение остатков средств" в положительном значении (со знаком плюс). При этом исполнение принятого к учету обязательства по оплате права путем удержания в отчете (ф. 0503723) не отражается.
Обратите внимание, что согласно нормам п. 55.1 Инструкции N 33н по строке 431 отчета (ф. 0503723) отражается сумма поступлений от возврата денежных обеспечений, ранее перечисленных в соответствии с действующим законодательством. По строке 432 отчета (ф. 0503723) отражается сумма перечисленных денежных обеспечений. Полагаем, что в Письме Минфина РФ N 02-06-10/11569 допущена опечатка.
Ниже приведем пример заполнения отчета (ф. 0503723) с опорой на нормы Инструкции N 33н.
Пример 4
В отчетном периоде у бюджетного учреждения операции по перечислению денежных средств оператору электронной площадки в качестве обеспечения заявки для участия в аукционе и их возврат, а также уплата права пользования программным обеспечением путем зачета взаимных требований по возврату денежного залога отражены следующим образом:
Содержание операции учреждения | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислены учреждением как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 210 05 560 | 2 201 11 610 | 50 000 50 000 |
Начислены обязательства по оплате права пользования программным обеспечением | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 5 000 |
Произведен зачет | 2 302 26 830 | 2 210 05 660 | 5 000 |
Возвращены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) | 2 201 11 510 | 2 210 05 660 | 45 000 45 000 |
Операции, описанные в условии примера, в отчете (ф. 0503723) отразятся так:
3. Изменение остатков средств
Наименование показателя | Код строки | Код по КОСГУ | За отчетный период |
1 | 2 | 3 | 4 |
Изменение остатков средств | 400 | 5 000 | |
По операциям с денежными средствами, не относящимся к поступлениям и выбытиям | 410 | 5 000 | |
в том числе | |||
по операциям с денежными средствами | 430 | 5 000 | |
в том числе | |||
возврат средств, перечисленных в виде денежных обеспечений | 431 | -45 000 | |
перечисление денежных обеспечений | 432 | 50 000 |
В Письме N 02-06-10/11569 не содержится разъяснений по отражению в отчете (ф. 0503723) суммы некассовых расходов. Полагаем, что некассовый расход следует отразить по строке 360 разд. 2 "Выбытия" данного отчета. Положениями п. 55.1 Инструкции N 33н установлено, что по строке 360 отражаются суммы иных выбытия денежных средств, отражение которых не предусмотрено по соответствующим строкам разд. 2 "Выбытия".
Давая разъяснения по заполнению отчетных форм при отражении операций по движению денежных средств учреждения при перечислении средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, Минфин в своем Письме N 02-06-10/11569 отмечает следующее. В отчете (ф. 0503738) по коду вида финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)) отражаются объем принятых обязательств (денежных обязательств) и сумма исполненных денежных обязательств.
Пример 5
Бюджетное учреждение участвует в электронном аукционе. Им были внесены в качестве обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки денежные средства в размере 50 000 руб. По итогам проведения аукциона с учреждением был заключен контракт. С победителя аукциона удерживается плата за использование программного обеспечения электронной площадки в размере 5 000 руб. Оставшаяся сумма была возвращена учреждению.
В бухгалтерском учете операции по принятию обязательств на счетах санкционирования расходов отразятся так:
Содержание операции учреждения | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства по оплате права пользования программным обеспечением | 2 506 10 226 | 2 502 11 226 | 5 000 |
Приняты денежные обязательства | 2 502 11 226 | 2 502 12 226 | 5 000 |
В отчете (ф. 0503738) данные операции отразятся так:
Наименование показателя | Код вида расходов (выбытий) | Принятые обязательства | Принятые денежные обязательства | Исполнено денежных обязательств | |||||
1 | 2 | 6 | 8 | 9 | |||||
1. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего | х | 5 000 | 5 000 | 5 000 | |||||
в том числе | |||||||||
прочие работы, услуги | 226 | 5 000 | 5 000 | 5 000 |
* * *
В завершение сформулируем выводы:
1. Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона о контрактной системе. Полученные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах денежные средства возвращаются на счет участника закупки в сроки, установленные данным законом.
2. Требований по перечислению участниками конкурсов, аукционов обеспечения своей заявки Закон о закупках товаров, работ, услуг не содержит.
3. В бухгалтерском учете суммы обеспечения заявок отражаются посредством счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" (когда учреждение выступает исполнителем по контракту).
4. Счет 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" и порядок его применения отсутствуют в Инструкции N 174н. Однако Минфин, давая разъяснения относительно отражения операций по перечислению средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, рекомендует использовать данный счет (письма N 02-06-10/45133, 02-06-10/11569).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"