Освобождение от обложения страховыми взносами компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска
Л. Магурина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 25-29.
Статьей 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (далее - Перечень районов Крайнего Севера). Подлежит ли обложению страховыми взносами сумма компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска работника, если учреждение расположено в местности, не поименованной в Перечне районов Крайнего Севера? Какой позиции по данной теме придерживаются проверяющие и судьи? Ответы на эти вопросы приведены в статье.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для учреждений признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоров авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ). При этом база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 данного закона (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц. В частности, п. 7 обозначенной статьи установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.
Таким образом, одним из условий применения страхователем положений ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ является отнесение местности, в которой проживает и работает лицо, которому была выплачена компенсация по проезду и провозу багажа к месту проведения отпуска и обратно, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такая местность должна быть указана в Перечне районов Крайнего Севера.
Как свидетельствует арбитражная практика, некоторые учреждения применяют положения п. 7 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, несмотря на то, что их местность не поименована в Перечне районов Крайнего Севера. Основанием для применения п. 7 ст. 9 названного закона являлось установление для местности, в которой находится учреждение, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в данной местности. По мнению судей, такие учреждения ошибочно применяют положения п. 7 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, однако судьи соглашаются с тем, что упомянутые выплаты не включаются в базу для начисления страховых взносов, поскольку не связаны с оплатой труда.
Примечание. Установление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, проживающим и работающим в Забайкальском крае и Республике Бурятия, не свидетельствует об отнесении данных субъектов к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также к районам Севера (Определение ВС РФ от 04.02.2016 N 302-КГ15-19344 по делу N А78-347/2015).
В Постановлении АС ВСО от 10.02.2017 N А19-276/2016 рассматривался спор между учреждением Иркутска и работниками ПФР, касающийся нарушения законодательства о страховых взносах, выразившегося в занижении базы для начисления страховых взносов. Выплаты производились работникам на основании их личных заявлений. Выплаты осуществлялись за счет средств целевых субсидий (между Минобрнауки и учреждением в проверяемый период были заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели).
Судьи, изучив материалы дела, пришли к выводу: поскольку Иркутск не поименован в Перечне районов Крайнего Севера, на работников и государственных служащих, проживающих и работающих в названном городе, не распространяются положения правовых норм в части предоставления права на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно по территории РФ один раз в два года в соответствии с п. 3 Постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Однако спорные выплаты по компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно работникам и членам их семей, работающим и проживающим в Иркутске, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу норм ст. 15, 129, 135 ТК РФ, ст. 3, 5, 7, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, Определения ВС РФ от 04.02.2016 N 302-КГ15-19344, Постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, поскольку:
- не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей;
- не зависят от трудовых успехов работника;
- не являются средством вознаграждения его за труд.
Как отметили судьи, ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) - в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с вышесказанным эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, спорные выплаты не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством его вознаграждения за труд, следовательно, не считаются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
* * *
В завершение изложенную в статье информацию приведем в виде схемы:
Не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа, если... |
| |
/--------------------------------\ /----------------------------------------\
| ...выплаты производятся в силу | |...выплаты осуществляются в соответствии|
| норм ст. 325 ТК РФ, при этом | | с нормой законодательства РФ (данные |
| учреждение, осуществляющее | | расходы совершаются за счет сумм |
|выплату, находится в местности, | | субсидий), при этом учреждение, |
| включенной в Перечень районов | | производящее выплату, может не |
| Крайнего Севера | | находиться в местности, включенной в |
| | | Перечень районов Крайнего Севера |
\--------------------------------/ \----------------------------------------/
Кроме того, отметим, что с 01.01.2017 учреждения при исчислении страховых взносов применяют положения гл. 34 НК РФ. Положения норм Федерального закона N 212-ФЗ и гл. 34 НК РФ схожи. Полагаем, что в случае возникновения спорных ситуаций по вопросам правомерности применения законодательства в 2017 году в части исчисления и уплаты страховых взносов позиция судей в отношении правомерности невключения в базу для исчисления страховых взносов сумм компенсации работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и провозу багажа будет аналогичной.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 01.01.2017 утратил силу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"