Известны ли случаи, когда в решении Коллегии Палаты по патентным спорам учитывалась сложившаяся практика по аналогичным спорам в отношении других товарных знаков?
В.Ю. Джермакян,
специалист в области патентоведения и патентного права,
советник юридической фирмы "Городисский и Партнеры", г. Москва
Известны, но достаточно редки, т.к. обычно Коллегия Палаты по патентным спорам отмечает по такому случаю, что делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно, и предыдущие решения не упоминаются при рассмотрении возражения по конкретной заявке.
Так, Коллегия Палаты по патентным спорам рассмотрела возражение от 23.04.2014, поданное компанией "NAVY EUROPE LIMITED", Ирландия, против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498000 "НАВИГАЦИЯ" по заявке N 2012729580 с приоритетом от 22.08.2012 в отношении товаров 14, 18 и 25 классов МКТУ.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения в отношении однородных товаров 14, 18 и 25 классов МКТУ с ранее зарегистрированными знаками "NAVIGARE" по международным регистрациям N 568887А [1] (конвенционный приоритет 06.02.1991) и N 848137 [2] (конвенционный приоритет 09.07.2004), принадлежащими лицу, подавшему возражение, в отношении товаров 14 и 25 классов МКТУ;
- сравниваемые знаки сходны по фонетическому (имеют тождественные основы слов - на-ви-га-) и семантическому (передают одно и то же лексическое значение - мореплавание) критериям сходства;
- с точки зрения графики оба знака выполнены стандартным шрифтом и являются словесными без каких-либо особенностей оформления. Кроме того, графический критерий является второстепенным и не может обуславливать несходство знаков в целом;
- в рассматриваемом случае имеется риск не только смешения сравниваемых обозначений, но и восприятия более позднего оспариваемого знака как продолжения серии товарных знаков лица, подавшего возражение;
- товары сопоставляемых знаков являются однородными (приведен подробный анализ с акцентом на однородность товаров 18 класса МКТУ и товаров 25 класса МКТУ между собой, в частности отмечено, что производители, изготавливающие одежду, также выпускают обувь, кожаные аксессуары и бижутерию в качестве сопутствующих товаров);
- дополнительно отмечено, что одежда и аксессуары, маркированные знаком "NAVIGARE", известны всему миру более 35 лет и славятся своей технологичностью, высоким качеством и долговечностью (приведены подробные сведения о производстве и реализации данных товаров).
Оспариваемый товарный знак "НАВИГАЦИЯ" является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 14, 18 и 25 классов МКТУ, указанных в свидетельстве.
Противопоставленный знак [1] является комбинированным и содержит композицию из словесного элемента "navigare", выполненного стандартным шрифтом строчными буквами латинского алфавита, и стилизованного изображения парусника на волнах. Правовая охрана предоставлена в цветовом сочетании "noir et jaune", в отношении товаров 25 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Противопоставленный знак "NAVIGARE" [2] является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 14 и 25 классов МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Оспариваемый товарный знак представляет собой слово "НАВИГАЦИЯ", противопоставленные знаки [1-2] включают в свой состав в качестве единственного или основного индивидуализирующего элемента слово "navigare (NAVIGARE)".
Анализ словарей русского и основных европейских языков (http://lingvo.yandex.ru) позволил установить, что слово "навигация" является лексического единицей русского языка и означает "1. Судоходство, мореплавание (мор.). 2. Период времени, когда возможно судоходство. 3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации", а слово "navigare" является лексической единицей итальянского языка и имеет значение: "плавать, плыть, находиться в плавании (уст. перевозить морем)".
Следует обратить внимание, что оба слова относятся к мореплаванию, что говорит о подобии заложенных в обозначениях понятий, и, как следствие, о семантическом сходстве сравниваемых обозначений.
Слова "НАВИГАЦИЯ/NAVIGARE" имеют близкие составы согласных и гласных звуков, одинаковое их расположение по отношении друг к другу и тождественную начальную часть слов - на-ви-га- (na-vi-ga-). Сравниваемые слова имеют ударение на третьем слоге, что усиливает их сходное произношение.
Изложенное свидетельствует о фонетическом сходстве сравниваемых знаков.
В целом знаки ассоциируются друг с другом, поскольку второстепенность графического фактора сходства обуславливает превалирование фонетического и семантического факторов сходства, по которым Коллегией Палаты по патентным спорам установлено сходство сравниваемых обозначений в целом.
Оспариваемый товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 14, 18 и 25 классов МКТУ. Правовая охрана противопоставленных знаков [1-2] действует в отношении товаров 14 и 25 классов МКТУ.
Товары 14 и 25 классов МКТУ сравниваемых обозначений следует признать однородными, поскольку они соотносятся как "род-вид", имеют одинаковые назначение, условия реализации и круг потребителей (например, брелоки [изделия ювелирные] - изделия ювелирные, бижутерия; пояса [одежда] - предметы одежды и т.д.).
Что касается товаров 18 класса МКТУ оспариваемого товарного знака, Коллегия Палаты по патентным спорам отмечает, что все они относятся к различного вида аксессуарам и кожаным изделиям (например, бумажники, кошельки, ремешки кожаные, сумки для одежды дорожные, сумки женские, сумки хозяйственные и т.д.).
Данные товары являются аксессуарами, как правило, приобретаемыми с предметами одежды, и являются сопутствующими товарами. Кроме того, следует отметить, что в перечне товаров 14 и 25 классов МКТУ имеются близкие товары - например, чехлы, ремешки (14 класс), ремни (25 класс).
Коллегией Палаты по патентным спорам была принята во внимание информация об известности продукции владельца противопоставленных знаков [1-2], относящейся к предметам одежды и аксессуарам.
Кроме того, Коллегией Палаты по патентным спорам учитывалась сложившаяся практика по аналогичным спорам, в частности, в отношении товарных знаков "Jaeger-LeCoultre", "Breguet", "Vacheron Constantin". При рассмотрении данных дел было отмечено, что в кругу потребителей с достаточно высоким уровнем доходов складывается устойчивое представление о качественной и стоимостной взаимодополняемости таких товаров, как одежда, обувь, головные уборы, часы, очки, аксессуары (запонки, пуговицы и т.п.). В силу известности бренда, качественных характеристик товара и его высокой стоимости товар "часы" воспринимается потребителями не только как механическое, электронное, кварцевое устройство для измерения времени, имеющее утилитарный характер, но и как аксессуар, подчеркивающий определенный уровень материальной, финансовой состоятельности их владельца.
Изложенное позволяет признать товары 18 класса МКТУ оспариваемого товарного знака однородными товарам 14 и 25 классов МКТУ противопоставленных знаков [1-2].
Маркировка однородных товаров сходными знаками обуславливает возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному лицу.
Установленное сходство оспариваемого товарного знака с противопоставленными знаками [1-2] и однородность товаров 14, 18 и 25 классов МКТУ позволяет сделать вывод о сходстве до степени смешения сравниваемых знаков. В связи с этим довод возражения о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 6 статьи 1483 ГК РФ следует признать правомерным.
Учитывая вышеизложенное, Коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу удовлетворить возражение от 3.04.2014 и признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 498000 полностью.
29 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Известны ли случаи, когда в решении Коллегии Палаты по патентным спорам учитывалась сложившаяся практика по аналогичным спорам в отношении других товарных знаков? (Книга Джермакяна В.Ю.)
Извлечение из книги Джермакяна В.Ю. 600 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
Продолжаемое издание стереотипно воспроизводит фрагмент хронологически предшествующего. В 2011 году вышло издание "100 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики", в 2012 году оно было дополнено вопросами N 101-200, в 2013 году - вопросами N 201-300, в 2014 году - вопросами N 301-400, а в 2015 году - вопросами N 401-500. В актуальном издании вниманию читателя представлены новые вопросы: N 501-600.