Юридические аспекты Brexit
Ю. Дымова,
г. Тверь
Газета "эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2017 г.
Закон о запуске процедуры выхода Великобритании из Европейского союза в середине марта 2017 года был подписан королевой Елизаветой II. После этого премьер-министр страны Тереза Мэй подписала письмо в ЕС о начале Brexit (сокр. Brexit от сочетания слов англ. Britain - Британия и англ. Exit - выход), тем самым официально запустив процесс выхода Великобритании из состава союза. Рассмотрим, какое правовое значение имеет этот процесс и как он отразится на функционировании различных международных правовых институтов.
Как начинался Brexit
Великобритания всегда стремилась сохранять максимальный суверенитет в рамках Европейского союза, однако в последние годы стала демонстрировать все более отчетливое желание не просто дистанцироваться от политики Брюсселя, а окончательно выйти из ЕС. Решение о выходе Великобритании из Евросоюза формально было принято с соблюдением всех демократических процедур. Такой важный вопрос британские власти не могли рассматривать без инициирования референдума.
Голосование, в котором смогли принять участие все граждане Великобритании, Ирландии и стран Британского Содружества, легально находящиеся на территории королевства, состоялось 23 июня 2016 года. За выход страны из Европейского союза проголосовали 51,89% граждан Великобритании. Сторонники сохранения членства в ЕС, хоть и с минимальным отрывом, но проиграли своим оппонентам. После референдума выход страны из Евросоюза стал лишь вопросом времени. В то время как процедура уже официально запущена, аналитики всего мира размышляют над вопросом, к каким последствиям может привести Brexit.
Выход Великобритании из Евросоюза связан с множеством тонкостей, причем наиболее сложными являются именно юридические аспекты Brexit. Рассмотрим данный вопрос более обстоятельно. Прежде всего следует отметить, что на протяжении достаточно продолжительного времени Великобритания была интегрирована в структуры Евросоюза. Теперь по мере реализации процедуры Brexit страна столкнется с многочисленными проблемами юридического характера.
Первое и самое главное последствие Brexit в правовом отношении - необходимость выбора юридической формы дальнейшего взаимодействия Великобритании с Евросоюзом. Сейчас существуют несколько условных моделей, каждая из которых имеет свою специфику:
1. "Модель Норвегии" подразумевает присоединение после Brexit к Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association) и Европейской экономической зоне (European Economic Area). Это обеспечит сохранение доступа к европейскому рынку.
2. "Модель Турции" может повлечь за собой заключение таможенного соглашения между Великобританией и Европейским союзом и сохранение общих тарифов на торговлю с третьими странами.
3. "Модель Канады" позволит Великобритании заключить с Европейским союзом соглашение о свободной торговле либо (как в случае Швейцарии) несколько соглашений, каждое из которых контролирует отдельный сегмент торговли (правда, швейцарскую модель общепризнанно считают сложной, и аналитики сходятся во мнении, что Лондон, скорее всего, не будет ее применять в строительстве дальнейших взаимоотношений с ЕС).
В любом случае наиболее выгодным результатом Brexit для Лондона было бы сохранение преимуществ в отношениях с Евросоюзом при ликвидации недостатков членства в Евросоюзе. Это утверждение в равной степени применимо и к торговой политике страны, и к юридическим аспектам англо-европейских отношений.
Brexit и иммиграционное законодательство
Одной из главных мотиваций противников членства Великобритании в Евросоюзе на протяжении длительного времени было стремление к ограничению свободной миграции трудовых ресурсов из континентальной Европы в королевство. Соответственно, одним из первых последствий Brexit в правовом поле становится неясность юридического статуса европейских граждан на территории Великобритании. В настоящее время британские власти еще не сформулировали сколько-нибудь внятную программу действий в отношении изменения правового статуса граждан стран Евросоюза на территории Великобритании. Известно лишь, что изменения в иммиграционном законодательстве страны будут реализовываться поэтапно, чтобы позволить европейским гражданам адаптироваться к новой реальности.
Зеркальное отражение неопределенности юридического статуса европейских граждан в Великобритании - последствия Brexit для британских граждан, проживающих или работающих на территории стран Европейского союза. В странах ЕС в настоящее время проживает достаточно большое количество британцев, в том числе пенсионеров, и они обеспокоены сохранением социальных услуг, в том числе медицинских, после выхода страны из Евросоюза.
В феврале 2017 года правительством Великобритании был опубликован текст, получивший название "Белой книги". В нем отражались основные вопросы, становящиеся предметом переговоров британского руководства с представителями Евросоюза. В документе говорится о сохранении доступа к британскому образованию для студентов из стран ЕС. Но вопрос о трудовой иммиграции из Евросоюза в Великобританию старательно обойден стороной. Для Лондона и так очень болезненна проблема безработицы, от которой особенно страдает британская молодежь.
Регулярный приток беженцев и трудовых иммигрантов из стран Азии и Африки в континентальную Европу создает вполне ощутимые перспективы их стремительного проникновения и в Великобританию. Кроме того, вхождение в Евросоюз стран Восточной Европы, в которых наблюдается весьма сложная ситуация с рабочими местами, также рассматривалось противниками членства в ЕС в качестве одного из главных аргументов в пользу Brexit. В настоящее время крупнейшими диаспорами выходцев из Восточной Европы в Великобритании являются польская, латвийская и литовская общины. Можно предполагать, что уже в обозримом будущем Великобритания примет поправки, ужесточающие иммиграционное законодательство страны в отношении трудовых иммигрантов.
Не очень ясно и то, как будут исполняться после Brexit уже заключенные до 2016 года контракты, в частности, на проведение работ, оказание услуг различного спектра, аутсорсинг. Ведь ужесточение иммиграционного законодательства способно серьезно повлиять на ситуацию на рынке труда. Так, британским компаниям станет выгоднее привлекать для проведения работ граждан Великобритании, а не выходцев из ряда стран Евросоюза, которые прежде считались более дешевой рабочей силой. Например, Директива 2004/38/ЕС предусматривала свободу передвижения работников - лиц наемного труда в пределах Евросоюза и свободы проживания граждан стран Евросоюза в пределах Евросоюза. В случае ее отмены многочисленные выходцы из континентальной Европы фактически не смогут работать в Великобритании на равных с британцами правах.
Что ждет систему налогообложения?
Brexit неизбежно окажет влияние на ситуацию в сфере налогообложения. В Евросоюзе действует ряд директив, устраняющих препятствия для развития внутреннего рынка (Директива Совета Европейских сообществ 90/435/ЕЭС "Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов", Директива Совета Европейского Союза 2003/49/ЕС "Об общей системе налогообложения процентов и роялти, выплата которых осуществлена между ассоциированными компаниями разных государств-членов" и др.).
Длительное время Великобритания оставалась главным проводником инвестиций компаний не входящих в ЕС стран в экономику Евросоюза. После Brexit в отношении европейских "дочек" этих компаний могут перестать действовать директивы Евросоюза, что поставит их перед перспективой двойного налогообложения дивидендов, платежей по процентам и роялти из Великобритании в Евросоюз и из ЕС в Великобританию.
Однако вряд ли Лондон будет препятствовать инвестиционной деятельности европейских компаний в стране, так как это не выгодно для Великобритании. Скорее, будет иметь место попытка Лондона воспользоваться ситуацией для увеличения притока инвестиций, а проблему двойного налогообложения можно будет решить посредством двусторонних соглашений.
Английский или Европейский суд?
Другой не менее важный юридический аспект Brexit связан с изменениями в функционировании британской судебной системы после размежевания страны с Евросоюзом. В течение двух переходных лет, с 2017 по 2019 год, страна откажется от существующей правовой системы, сформировавшейся в контексте членства Великобритании в Евросоюзе. В настоящее время Брюссельский регламент (I Регламент и IIa Регламент) регулирует гражданские, семейные и коммерческие споры. Регламенты определяют вопросы юрисдикции судов стран - членов Европейского союза и устанавливают правила признания и приведения в исполнение решений судебных инстанций стран Евросоюза.
Brexit ставит под вопрос действительность Брюссельского регламента на территории Великобритании. В случае если Брюссельский регламент утратит свою силу, не исключены перспективы последующих отказов европейских судов передавать рассматриваемые дела английским судам на основании соглашения сторон.
Для британского правосудия Brexit может привести к следующим основополагающим последствиям:
1) в Великобритании более не будут действовать регламенты Евросоюза по подсудности, признанию решений, применимому праву;
2) Европейский суд более не будет рассматриваться в качестве высшей судебной инстанции для судов Великобритании, которые, таким образом, выйдут из его подчинения;
3) решения Европейского суда не будут более рассматриваться как обязательные к исполнению британскими судами.
Выход Великобритании из единой судебной системы Евросоюза приведет к тому, что британские суды обретут полномочия принимать решения на основе английского права. На практике это может привести к росту спорных ситуаций, когда дела будут рассматриваться параллельно в судах Европейского союза и Великобритании. В свою очередь, появится и неопределенность в приоритете европейской или английской судебной инстанции при рассмотрении конкретного дела.
Пострадает ли лондонский арбитраж?
Следует отметить, что последствия Brexit для британской правовой системы все же не будут кардинально трансформационными. Дело в том, что многие коммерческие организации предпочитают заключать международные контракты, регулируемые именно английским правом. Споры по этим контрактам рассматриваются в английских судах, а Великобритания традиционно играет ключевую роль в международном арбитраже. Лондон даже называют мировой юридической столицей. Не исключено, что в процессе дальнейшей работы над юридическими сторонами Brexit Лондон сможет прийти к соглашению с Брюсселем о замене действия Брюссельского регламента аналогичными правилами, установленными Конвенцией Лугано 2007 года. Другой вариант, о котором сейчас говорят эксперты, - формирование отдельных правил для Великобритании в результате переговоров Лондона и Брюсселя.
Деятельность арбитражных судов Великобритании регулируется "Законом об арбитраже Англии" от 1996 года, который не включает в себя положения европейского законодательства, и, следовательно, формально Brexit не может повлиять на лондонский арбитраж. Кроме того, Великобритания является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 года, признаваемой во всем мире в качестве нормативной основы международного арбитража. Поскольку деятельность британских арбитражных судов регулируется этими документами, прямого влияния на нее отказ от европейского права не окажет.
Однако вряд ли можно с уверенностью говорить о том, что позиции Великобритании в международном арбитраже после Brexit сохранятся в незыблемом виде. Авторитет английского арбитража всегда был очень прочным, что связывалось, в первую очередь, с качеством судов, их неподкупностью, объективностью принимаемых решений. Сильные стороны английского арбитража не могут исчезнуть после выхода страны из Европейского союза, и мир это прекрасно понимает. Ряд экспертов убеждены в том, что Brexit все же сыграет негативную роль для популярности английского арбитража. Связано это с тем, что компании из стран Евросоюза могут отказаться от английского арбитража и переориентироваться на конкурирующие арбитражные суды Франции и Сингапура, которые в последние годы серьезно укрепили свои позиции.
Brexit и адвокатура
Еще одна юридическая плоскость, где неизбежно будет сильно ощущаться влияние Brexit, - адвокатская практика. Уже в 2016 году многие юридические компании, работавшие на территории Великобритании, стали выводить своих юристов в офисы стран Евросоюза. Это явление, как и рост случаев перерегистрации лондонских адвокатов в коллегиях Дублина (Ирландия), связано с тем, что после Brexit адвокаты опасаются потерять возможность практиковать европейское право и работать в судах Европейского союза. Для юридических компаний, прежде работавших в Великобритании, это может привести к серьезным последствиям, поэтому их владельцы стремятся максимально оперативно решить вопрос с перерегистрацией своих юристов в Ирландии или перенести офисы в страны Евросоюза.
Аналитики предсказывают значительное расширение ирландского рынка юридических услуг именно по причине перевода офисов многих юридических компаний из Лондона в Дублин*(1). Так, Брайан О'Горман объясняет это тем, что Ирландия останется единственной англоговорящей юрисдикцией с англосаксонским правом в составе Евросоюза. Это обстоятельство, безусловно, повысит конкурентоспособность страны в качестве новой перспективной штаб-квартиры для многих транснациональных компаний, прежде работавших в Лондоне.
Но, по мнению многих экспертов, опасаться упадка британских юридических компаний не стоит. Англосаксонское право остается очень привлекательным, в отличие от более сложных правовых систем стран континентальной Европы. Кроме того, свою востребованность сохраняют британские суды, поэтому и адвокатура Великобритании также сможет продолжать эффективную работу даже в изменившихся условиях. Английский язык также останется языком транснационального юридического общения вне зависимости от отношений Великобритании с Европейским союзом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Brexit вполне способен привести к серьезным правовым последствиям для Великобритании, в первую очередь, связанным с вопросами трансформации иммиграционного законодательства, судебной практики, работы арбитражных судов и юридических компаний. Однако сейчас нормативно-правовые основы Brexit не только не внедряются, но даже и не разработаны. Поэтому оценивать реальные перспективы последствий выхода Великобритании из Евросоюза для правовой сферы жизнедеятельности британского общества несколько преждевременно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Natasha Bernal. Ireland: Brexit's biggest legal services winner // https://www.thelawyer.com/issues/12-september-2016/ireland-special-report -2/?nocache=true&adfesuccess=1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.