Комментарий к письму Министерства финансов РФ от 03.03.2017 N 03-01-15/12207
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, май-июнь 2017 г., с. 45-48.
В рубрике "Контрольно-кассовая техника" собраны письма Минфина, в которых разъясняется порядок применения положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)). Такое большое количество писем по данной тематике связано с приближением срока обязательного перехода на применение при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа ККТ, обеспечивающей запись, хранение и передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ установлено, что учреждения вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию ККТ в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года. С 1 июля 2017 года учреждения должны применять ККТ, отвечающую требованиям, предусмотренным Федеральным законом N 290-ФЗ. Передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов посредством ККТ будет осуществляться в режиме реального времени, что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств. Кроме того, новый порядок применения ККТ даст возможность вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС.
Федеральным законом N 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ. Согласно нормам ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, п. 8 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ без использования ККТ вправе вести расчеты учреждения:
- выполняющие работы, оказывающие услуги населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) (п. 8 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ) (пункт применяется до 1 июля 2018 года);
- оказывающие услуги по обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ);
- оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ);
- осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между организацией и покупателем (клиентом) (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Для перехода на применение ККТ, отвечающей требованиям Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ, необходимо:
1) снять с регистрационного учета ККТ, используемую в учреждении;
2) предоставить используемую в работе ККТ производителю или его уполномоченному представителю для ее модернизации или, если модернизация невозможна, приобрести новый аппарат ККТ;
3) зарегистрировать ККТ в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ).
ККТ, используемая учреждением в работе, после 1 июля 2017 года должна содержать фискальный накопитель, включенный в реестр фискальных накопителей. Этот накопитель, вмонтированный в ККТ, содержит ключ фискального признака, с помощью которого и осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. Срок действия ключа фискального признака составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговых органах.
В Письме Минфина РФ от 03.03.2017 N 03-01-15/12207 приведена информация, предоставленная производителями ККТ, о стоимости перехода на применение ККТ, содержащей фискальные накопители. Из сведений, предоставленных производителями ККТ, следует, что минимальная стоимость нового порядка применения ККТ - не более 25 000 руб. Она включает в себя:
- стоимость приобретения новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев;
- стоимость услуг оператора фискальных данных и услуг оператора связи.
Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 000 руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.
Стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей составит около 4 000-6 000 руб.
Поскольку из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, это снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. Ежемесячные расходы на пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 руб.
В Письме ФНС РФ от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ изложены преимущества нового порядка применения ККТ, к которым, в частности, отнесены:
4) возможность онлайн-регистрации ККТ без визита в налоговый орган, что существенно экономит время и деньги налогоплательщика;
5) отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ);
6) практический отказ от проверок добросовестных налогоплательщиков;
7) сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя.
Поскольку Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ), после 01.07.2017 вне зависимости от того, видит ли для себя учреждение преимущества применения ККТ, обеспечивающей запись, хранение и передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных в режиме реального времени, оно обязано применять ККТ, соответствующую новым требованиям.
Осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием ККТ, не отвечающей требованиям Федерального закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС РФ от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602). Из положений этой статьи следует, что применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо применение ее с нарушением требований Федерального закона N 54-ФЗ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1 500 до 3 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"