Компетентность и оценка аудиторов в области управления охраной труда
З.В. Стрельбицкая,
Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва
Журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения" N 4, апрель 2017 г.
Проверки (аудит) являются важнейшей составляющей системы управления охраной труда (СУОТ)*(1). Следует учитывать, что качество проверок во многом зависит от профессиональной подготовки аудиторов. Требования к компетентности и оценке аудиторов (экспертов) содержатся в ГОСТ Р 12.0.008-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)"*(2).
Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать личные качества и способность применить знания и навыки, приобретенные во время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении аудита.
Личные качества аудиторов СУОТ должны позволять им действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:
а) порядочным - правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным;
б) открытым - воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
в) дипломатичным - умеющим тактично взаимодействовать с людьми;
г) наблюдательным - активно знакомиться с окружением и деятельностью;
д) проницательным - интуитивно оценивать ситуации;
е) разносторонним - быть готовым к различным ситуациям;
ж) упорным - настойчивым, ориентированным на достижение целей;
и) решительным - своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа;
к) самостоятельным - действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.
Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
а) принципы, процедуры и методы аудита:
Для того чтобы аудитор имел возможность выбора и систематического проведения аудита надлежащим образом, он должен быть готов к выполнению следующих действий:
- применению принципов, процедур и методов аудита,
- результативному планированию и организации работ,
- проведению аудита в течение установленного срока,
- установлению приоритетов и ориентации на существенные моменты,
- сбору данных посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных,
- пониманию соответствующих методов и результатов выборочного исследования для аудита,
- проверке точности собранных данных,
- подтверждению достаточности и приемлемости свидетельств аудита для подкрепления выводов аудита и заключений,
- оценке факторов, влияющих на достоверность выводов и заключений по результатам аудита,
- использованию рабочих документов для записи деятельности при аудите,
- подготовке отчетов по аудиту,
- сохранению конфиденциальности данных,
- результативному обмену информацией посредством личных знаний языка или с помощью переводчика;
б) элементы СУОТ и ссылочные документы:
1) политика в области охраны труда,
2) участие работников и (или) их представителей,
3) распределение обязанностей и ответственности,
4) компетентность и подготовка,
5) документация СУОТ,
6) передача и обмен информацией,
7) планирование, развитие и функционирование СУОТ,
8) предупреждающие и контролирующие меры,
9) управление изменениями,
10) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий,
11) материально-техническое снабжение,
12) подрядные работы,
13) наблюдение и измерение результатов деятельности,
14) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья,
15) проверка,
16) анализ эффективности управления охраной труда руководством,
17) предупреждающие и корректирующие действия,
18) непрерывное совершенствование,
19) любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости,
20) применение элементов СУОТ к различным организациям,
21) взаимодействие элементов СУОТ,
22) стандарты по СУОТ, применяемые процедуры или другие документы по СУОТ, используемые в качестве критериев аудита,
23) различия и приоритеты ссылочных документов,
24) применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите,
25) системы информации и методы санкционирования доступа, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;
в) организационные моменты:
Для понимания принципов работы проверяемой организации знания и навыки в этой области должны охватывать:
- размеры, структуру, функции организации и взаимосвязи (подразделений) внутри нее,
- общие бизнес-процессы и соответствующую терминологию,
- культурные и социальные обычаи проверяемой организации;
г) требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:
1) межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда,
2) отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда,
3) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности,
4) национальные стандарты системы стандартов безопасности труда,
5) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству,
6) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы);
д) контракты и договоры,
е) международные соглашения и конвенции,
ж) другие требования, которые касаются организации и которые организация обязалась выполнять.
Руководители аудиторских групп должны иметь дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель аудиторской группы должен быть подготовлен к выполнению следующих действий:
- планированию аудита и результативному использованию ресурсов в ходе аудита;
- представлению аудиторской группы при взаимодействии с заказчиком аудита и проверяемой организацией;
- организации и направлению работы членов аудиторской группы;
- обеспечению руководства и сопровождению работы стажеров;
- руководству аудиторской группой для получения заключения по результатам аудита;
- предупреждению и разрешению конфликтов;
- подготовке и завершению отчета (акта) по аудиту.
Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита
У аудиторов должны быть опыт работы, курс обучения по аудиту и опыт проведения аудита. Опыт работы должен способствовать повышению знаний и навыков. Практический опыт работы должен быть получен на должностях, где выполняемая работа содействует развитию знаний и опыта в области охраны труда.
Полный курс обучения следует проводить в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда.
Опыт проведения аудитов СУОТ должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области знаний.
Руководителю аудиторской группы следует приобрести дополнительный опыт по аудиту, чтобы повышать знания и навыки. Дополнительный опыт должен накапливаться при исполнении обязанностей руководителя аудиторской группы под руководством и наблюдением другого аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы.
Уровень образования, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита
Организации должны определять требования к образованию, опыту работы, обучению на аудитора и опыту проведения аудита, которые требуются аудитору для того, чтобы приобрести знания и опыт, соответствующие программе аудита. Опыт показывает, что уровни, указанные в табл. 1, соответствуют аудиторам, проводящим сертификационные или им подобные аудиты. В зависимости от программы аудита необходимый уровень может быть выше или ниже.
Таблица 1
Пример уровней образования, опыта работы, обучения по аудиту, опыта проведения аудитов для аудиторов, осуществляющих аудиты по сертификации или аналогичные аудиты
Параметр | Аудитор | Руководитель аудиторской группы |
Образование | Высшее образование или среднее специальное образование | образование |
Общий опыт работы | Три года | Не менее двух лет из общих пяти лет |
Опыт работы в области охраны труда | Не менее двух лет из общих пяти лет | Не менее двух лет из общих пяти лет |
Обучение на аудитора | 40 часов обучения аудиту | 40 часов обучения аудиту |
Опыт проведения аудитов | Четыре завершенных аудита не менее чем 20 дней для накопления опыта проведения аудита в качестве стажера под руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы. Аудиты должны проходить в течение трех последних лет. | Три завершенных аудита не менее чем за 15 дней в качестве исполняющего обязанности руководителя аудиторской группы под руководством аудитора, компетентного как руководитель аудиторской группы. Аудиты должны проходить в течение двух последних лет. |
Примечания
1 Высшее образование представляет собой часть национальной системы образования.
2 Количество лет опыта работы может быть сокращено на один год в случае, когда лицо получило соответствующее высшее образование по охране труда.
3 Завершенный аудит - это аудит, охватывающий все этапы, описанные в 6.3-6.6. Общий опыт по аудиту должен охватывать весь стандарт на СУОТ.
Поддержание и повышение компетентности
Постоянный рост профессионализма необходим для поддержания и улучшения знаний, навыков и совершенствования личных качеств. Он может быть достигнут посредством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, самоподготовки, занятий с репетиторами, посещения совещаний, семинаров и конференций или других видов деятельности.
Деятельность по постоянному профессиональному росту должна учитывать изменения в личных потребностях аудиторов и организаций, в практике проведения аудитов, изменения стандартов и других требований. Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать свою компетентность в проведении аудита постоянным участием в аудитах СУОТ.
Оценка аудиторов
Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков.
Оценка аудиторов происходит на следующих этапах:
- начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;
- оценивание аудиторов, как части процесса формирования аудиторской группы;
- постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.
Процесс оценки включает четыре основных этапа:
Этап N 1. Идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита
При определении требуемых знаний и навыков необходимо учитывать:
- размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации;
- цели и объем программы аудита;
- требования системы сертификации;
- роль процесса аудита для руководства проверяемой организации;
- уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита;
- сложность проверяемой СУОТ.
Этап N 2. Определение критериев оценки
Критерии могут быть количественными (опыт работы в годах, образование, количество проведенных аудитов, количество часов обучения аудиту) или качественными (демонстрируемые личные качества, знания или характеристики навыков при обучении или при нахождении на рабочем месте).
Этап N 3. Выбор соответствующего метода оценки
Метод оценки выбирает лицо или комиссия по табл. 2. При использовании таблицы необходимо обратить внимание на следующее:
- описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях;
- различные описанные методы могут отличаться по своей надежности;
- обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов.
Таблица 2
Методы оценки
Метод оценки | Цель | Примеры |
Анализ записей (документов) | Проверка квалификации аудитора | Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту |
Положительная и отрицательная обратная связь | Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора | Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег |
Собеседование | Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации | Собеседование с глазу на глаз и по телефону |
Наблюдение | Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков | Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте |
Тестирование | Оценка личных качеств и их применение | Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
Анализ деятельности после аудита | Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо | Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами с аудитором |
Этап N 4. Проведение оценки
Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку.
В табл. 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита.
Таблица 3
Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита
Область компетентности | Этап 1. Личные качества, знания и навыки | Этап 2. Критерии оценки | Этап 3. Методы оценки |
Личные качества | Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность | Удовлетворительная деятельность на рабочем месте | Оценка деятельности |
Общие знания и навыки | |||
Принципы аудита, процедуры и методы аудита | Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмен информацией с коллегами на рабочем месте | Завершенный курс обучения по внутреннему аудиту. Участие в трех аудитах в качестве члена группы по внутреннему аудиту | Анализ записей по обучению. Наблюдение. Отзывы коллег |
Документы систем менеджмента и ссылочные документы | Умение применять подходящие части Руководства по системе менеджмента и связанные с этим процедуры | Чтение и понимание процедур в Руководстве по системе менеджмента применительно к целям, области и критериям аудита | Анализ записей по обучению. Тестирование, собеседование |
Организационные ситуации | Способность эффективно функционировать с учетом уровня культуры организации, организационных структур и структуры отчетности | Работа в организации по крайней мере один год в качестве наблюдателя | Анализ записей по работе |
Применяемые законы, технические регламенты и другие требования | Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда | Полный курс обучения по законам, нормам, относящимся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту | Анализ записей по обучению. Наблюдение |
Процессы, оборудование и продукция, включая услуги | Способность идентифицировать продукцию, процессы производства, технические условия | Опыт работы в организации | Анализ записей по работе |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Аудит системы управления охраной труда в организации", опубликованную в предыдущем номере нашего журнала.
*(2) Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009 N 284-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2006 года
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: журнал для руководителей и специалистов, отвечающих за состояние охраны труда и пожарной безопасности в медицинских организациях. На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, методические материалы, нормативно-правовые акты и комментарии к ним, образцы локальных нормативных документов, консультации экспертов-специалистов. Критериями отбора публикаций являются актуальность и возможность их использования в практической деятельности.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://управление-здравоохранением.рф/
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: каталог "Роспечать" (подписной индекс 36650), объединенный каталог "Пресса России" (подписной индекс 10661), каталог "Каталог Российской прессы" (подписной индекс 11563), "Почта России" (подписной индекс П1663), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".