Заказчик планирует приобрести кондиционер. Выбрали приемлемую по характеристикам и дизайну модель. Можно ли в техническом задании указать товарный знак кондиционера без слов "или эквивалент", тем более что указанная модель свободно обращается на рынке?
Журнал "Вестник Института госзакупок", N 5, май 2017 г., c. 14.
Если в положении о закупке отсутствует жесткая оговорка о том, что товарные знаки либо вообще не указываются, либо указываются со словами "или эквивалент", то сам Закон N 223-ФЗ не запрещает заказчикам предусматривать в техническом задании товарные знаки. Практика ФАС России и судебная практика подтверждают указанный вывод (см., например, решение ФАС России по закупке N 31502258648 или судебную практику по делам N А40-122753/14, N А60-52874/2014, N А60-52831/2014, итоговые акты последних дел датированы 2016 годом).
ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. N АЦ/11870/14 разъяснила, что установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства. Возможным нарушением антимонопольного законодательства может быть, например, ситуация, когда рынок каких-либо товаров (работ, услуг) является узким и существует, например, всего два производителя какой-то продукции и заказчик в документации явным образом указал продукцию только одного из них.
Поскольку рынок производителей кондиционеров достаточно широк, сама модель свободно обращается на рынке, полагаем, что заказчик вправе указать товарный знак кондиционера без сопровождения словами "или эквивалент", но при условии, что в положении о закупке нет ограничений в отношении указания товарных знаков.
1 мая 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-правовой бюллетень "Вестник Института госзакупок"
"Вестник Института госзакупок" является зарегистрированным средством массовой информации. Рег. N Роскомнадзора ЭЛ N ФС 77-60742. Издается Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок).