Значение принципов административной ответственности для совершенствования законодательства об административных правонарушениях
Е.В. Овчарова,
кандидат юридических наук, старший преподаватель
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
заместитель директора Института проблем
административно-правового регулирования НИУ ВШЭ
Журнал "Законодательство", N 12, декабрь 2016 г., с. 43-51.
В целях реализации конституционных принципов административной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть формализованы подходы к административной ответственности: необходимо определить четкие правовые основания такой ответственности, регламентировать порядок ее наступления, установить ее формы, обеспечить адекватность применяемых мер административных наказаний характеру административных правонарушений и правильно определить субъектов административной юрисдикции, уполномоченных их применять.
Для такого уровня правового регулирования административной ответственности ее правовые принципы должны получить надлежащую правовую регламентацию в КоАП РФ.
Впервые такая попытка была предпринята в проекте нового КоАП РФ, разработанном рабочей группой Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы РФ VI созыва под руководством председателя Комитета В.Н. Плигина (проект N 957581-6). В этом проекте концептуальному понятию и принципам административной ответственности посвящена глава 2.
Значение правовых принципов привлечения к административной ответственности заключается в том, что они обеспечивают единство института административной ответственности, так как изложенным в КоАП РФ нормам-принципам должны соответствовать, т.е. не могут противоречить нормы - правила поведения, а также складывающаяся практика применения КоАП РФ. В части 6 ст. 2.5 указанного проекта КоАП РФ сказано, что нормы-принципы в нем используются для устранения пробелов в правовом регулировании производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в нормах-принципах административной ответственности заложена правовая основа для законодателя при определении норм - правил поведения, а также предусмотрены правила толкования норм - правил поведения при их применении и правила восполнения пробелов в производстве по делам об административных правонарушениях. Именно поэтому нормы-принципы в КоАП РФ являются в отношении административной ответственности тем фундаментом, который обеспечивает единство этого правового института.
Речь идет о базовых принципах административной ответственности:
- презумпции невиновности;
- законности;
- справедливости и соразмерности;
- гуманизма;
- юридического равенства;
- недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение.
В КоАП РФ также получили закрепление - с учетом их значения для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях обеспечения гарантий прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, - следующие принципы:
- состязательности сторон в производстве по делам об административных правонарушениях;
- непосредственности и формализации производства по делам об административных правонарушениях;
- открытости (гласности) производства по делам об административных правонарушениях;
- ведения производства по делам об административных правонарушениях на государственном языке Российской Федерации;
- оперативности, самостоятельности принятия решений в производстве по делам об административных правонарушениях;
- обеспечения защиты в производстве по делам об административных правонарушениях;
- обязательности постановлений и иных актов в производстве по делам об административных правонарушениях.
Рассмотрим каждый из указанных принципов более подробно.
Принцип презумпции невиновности
К сожалению, содержание материально-правового и процессуально-правового принципа презумпции невиновности фактически разделено в рассматриваемом проекте КоАП РФ на его материально-правовую и процессуально-правовую составляющие. Первая из них именуется принципом вины, несмотря на то, что такое название может ввести в заблуждение правоприменителей, так как стилистически противоречит содержанию обозначаемого им принципа, допускающего возможность применения административной ответственности только за виновно совершенное противоправное деяние.
Полагаем, что содержание принципа презумпции невиновности необходимо сохранить в существующем виде*(1), не разделяя его материально-правовую и процессуально-правовую основы, а именно:
1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
2) лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении;
3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, исключение должно быть сделано для случаев производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке, в рамках которого лица, привлекаемые к административной ответственности, как правило, не оспаривают свою вину;
4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение
Если речь идет об однократном противоправном посягательстве на одни и те же общественные отношения, то административная ответственность за такое правонарушение должна применяться однократно. Для надлежащей реализации данного принципа впервые в проекте КоАП РФ определяются понятия таких видов административных правонарушений, как длящееся, продолжаемое, однородное, повторное.
Принцип законности
Правовой основой административной ответственности в стране должен быть только кодифицированный федеральный закон об административных правонарушениях, в котором устанавливаются: общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; основания и принципы административной ответственности; понятие, виды и категории административных правонарушений; обстоятельства, смягчающие, отягчающие и исключающие административную ответственность; особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий лиц; виды административных наказаний и правила их назначения; основания освобождения от административной ответственности и от административного наказания; основания и порядок замены административного наказания другим административным наказанием; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе исполнения административных наказаний; перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и правил применения указанных мер; правила подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях; порядок создания и правовые основы осуществления деятельности административных комиссий; административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; компетенция судей, органов и должностных лиц в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственность и подсудность таких дел.
В каждом субъекте Российской Федерации должен быть единственный закон об административных правонарушениях, который не противоречит КоАП РФ и в котором может устанавливаться только административная ответственность за нарушения предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, по вопросам, не имеющим федерального значения, а также полномочия должностных лиц по составлению протоколов по таким делам, подведомственность и подсудность таких дел.
Указанный подход обусловлен конституционным запретом на установление каких-либо ограничений прав иначе, нежели федеральным законом, и только в том случае и в той мере, в которых это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей*(2).
При этом только правовые нормы, устанавливающие административную ответственность в КоАП РФ и в законах субъектов Российской Федерации, должны быть правовым основанием административной ответственности в России. Существование некодифицированных норм об административной ответственности в отдельных отраслевых законодательных актах, например в Налоговом кодексе РФ, нарушает принципы административной ответственности, что в конечном счете приводит к незаконному ее применению.
Исходя из конституционного принципа определенности правовых норм о юридической ответственности*(3) нормы правового института административной ответственности должны быть сформулированы точно, ясно и недвусмысленно. Нормы Особенной части КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях должны строго соответствовать, толковаться и применяться в нормативном единстве с положениями Общей части КоАП РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение, должно привлекаться к административной ответственности в порядке, предусмотренном системно организованными, т.е. правильно структурированными и логически взаимосвязанными процессуальными нормами разделов "Производство по делам об административных правонарушениях" и "Исполнение административных наказаний" КоАП РФ. При этом действия и решения суда, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, должны быть законными, обоснованными и совершенными либо вынесенными в пределах компетенции суда, органов и должностных лиц, установленной в соответствии с законом.
Административная ответственность может быть предусмотрена в Особенной части КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний или несоблюдение запретов, закрепленных КоАП РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Пробелы материально-правовых норм об административной ответственности могут быть устранены только законодателем, применение аналогии здесь не допускается, а пробелы в производстве по делам об административных правонарушениях восполняются исходя из принципов административной ответственности, указанных в КоАП РФ.
Принцип юридического равенства
КоАП РФ должен обеспечить лицам, совершившим административные правонарушения, правовые гарантии равенства перед законом и судом при привлечении таких лиц к административной ответственности.
Вопрос об административной ответственности физических лиц за совершенные ими административные правонарушения должен решаться независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вопрос об административной ответственности юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения должен решаться независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами особенности привлечения к административной ответственности должны быть предусмотрены для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, для судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
Исходя из социально значимых целей особенности привлечения к административной ответственности необходимо установить в КоАП РФ для несовершеннолетних; беременных; женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет; одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет; а также инвалидов.
Принцип гуманизма
Единственной целью административного наказания должна быть превенция, причем как частная в отношении лица, совершившего административное правонарушение, так и общая в отношении иных лиц для целей обеспечения законности и защиты охраняемых общественных отношений от возможных административных правонарушений. Недопустимо превращать институт административной ответственности в правовой механизм подавления личности через репрессии. Административное наказание и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не должны быть избыточными по отношению к указанным целям административного наказания и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые определены как в действующем КоАП РФ*(4), так и в проекте нового КоАП РФ.
Именно поэтому с учетом обстоятельств дела об административном правонарушении суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе освободить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности либо от административного наказания, назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, применить менее строгое административное наказание либо уменьшить его размер при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
С учетом изложенного утратил свое значение характерный для советской юридической ответственности принцип неотвратимости наказания.
Принцип справедливости и соразмерности
Административная ответственность должна быть обоснованной и дифференцированной, т.е. административное наказание должно соответствовать характеру административного правонарушения, степени и размеру вреда, который причинен или мог быть причинен в результате совершения административного правонарушения охраняемым общественным отношениям с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, личности виновного физического лица и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. При назначении административного наказания необходимо также учитывать имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Принцип состязательности в производстве по делу об административном правонарушении
Принцип состязательности вряд ли уместен в производстве по делам об административных правонарушениях с учетом того, что он предполагает процессуальное равноправие сторон. В данном случае его невозможно обеспечить, так как одна из сторон является либо должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, либо представителем органа, должностное лицо которого возбудило дело об административном правонарушении, либо субъектом административной юрисдикции на предыдущей стадии производства по делу. В результате имплементации характерного для гражданского процесса принципа состязательности и равноправия сторон в производстве по делам об административных правонарушениях авторы проекта КоАП РФ вынуждены делать оговорку о том, что этот принцип реализуется только в суде. Получается недопустимая ситуация, при которой содержание и реализация принципов производства по делам об административных правонарушениях определяется тем, какой субъект административной юрисдикции рассматривает и пересматривает дело об административном правонарушении.
Полагаем, что в производстве по делам об административных правонарушениях в классическом административно-процессуальном его понимании не может быть сторон, а следовательно, и принципа состязательности. Каждая из стадий этого производства характеризуется реализацией полномочий, включающих возбуждение дел об административных правонарушениях и направление их на рассмотрение по подведомственности, а также административно-юрисдикционных полномочий и полномочий в сфере исполнения административных наказаний различными субъектами публичной власти, каждый из которых ведет производство по делу в пределах своей компетенции только в рамках соответствующей стадии производства по делу об административных правонарушениях. Стадийность производства по делу об административном правонарушении не предполагает, что должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, либо субъекты административной юрисдикции, уполномоченные рассматривать или пересматривать дела об административных правонарушениях, наряду с лицами, привлекаемыми к административной ответственности, становятся участниками производства по делам об административных правонарушениях на последующих стадиях, в рамках которых рассматриваются дела на основании составленных ими протоколов либо пересматриваются дела, по которым ими вынесены постановления или решения.
При этом содержание принципа состязательности для лица, привлекаемого к административной ответственности, и иных участников производства охватывается принципом обеспечения защиты при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.
Принцип обеспечения защиты при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, а в случаях, предусмотренных законом, также иным участникам такого производства гарантируется государственная защита их прав и законных интересов в производстве по делам об административных правонарушениях. Суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, разъясняют каждому из участников производства по делу их права и обязанности, предупреждают о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывают лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содействие в реализации его прав, в выявлении и истребовании доказательств, создают условия и принимают предусмотренные КоАП РФ меры для полного установления и всестороннего исследования всех фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении дела. Суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, истребуют доказательства как по ходатайству участников производства по делу, так и по своей инициативе.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, а в случаях, предусмотренных законом, также иные участники производства по делу вправе защищать свои права и свободы в производстве по делам об административных правонарушениях всеми способами, не запрещенными законом. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе представлять доказательства в обоснование своей позиции по делу на стадии возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела об административном правонарушении.
Реализация принципа обеспечения защиты в производстве по делу об административном правонарушении гарантируется предоставлением права на обжалование, а также наделением прокурора полномочием по опротестованию постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, решений о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, возможностью пересмотра дела об административном правонарушении по жалобе либо протесту в полном объеме в рамках самостоятельной стадии производства по делу, а также отмены незаконно примененных и необоснованных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Принципы непосредственности и формализации производства по делам об административных правонарушениях
Все обстоятельства дела об административном правонарушении должны непосредственно исследоваться судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и отражаться в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении, решении по жалобе или протесту на постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении. Это необходимо для надлежащей оценки доказательств, полного, всестороннего и объективного рассмотрения и (или) пересмотра дела, принятия по делу законного и обоснованного постановления и (или) решения. При этом установление каких-либо пределов проверки законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении при пересмотре дела не допускается: законность и обоснованность вынесенного по делу постановления должны быть проверены в полном объеме независимо от доводов, изложенных в жалобе либо в протесте. В противном случае нарушается принцип непосредственности. Доказательства по делу могут считаться допустимыми, только если они получены в установленном законом порядке, а относимыми - если они подтверждают либо опровергают обстоятельства, имеющие значение для дела. Без надлежащей формализации процесса доказывания в процессуальных актах по делу это обеспечить невозможно.
Принцип открытости (гласности) в производстве по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется открыто за исключением случаев, когда открытость может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. При этом решение о закрытом возбуждении, рассмотрении, пересмотре дела об административном правонарушении выносится судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. Такое решение должно быть обосновано необходимостью защиты указанных конституционных ценностей и прав граждан.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении и присутствующие при открытом возбуждении, рассмотрении, пересмотре дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход производства по делу.
Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого производства по делу об административном правонарушении по радио и телевидению, в информационно-телекоммуникационных сетях допускаются с разрешения суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, с тем, чтобы избежать негативного воздействия как на публичные, так и на частные интересы в результате возможных злоупотреблений при использовании созданных таким образом объектов исключительных прав.
Принцип ведения производства по делам об административных правонарушениях на государственном языке Российской Федерации
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Этот принцип позволяет обеспечить реализацию всех остальных принципов административной ответственности в стране. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Эта возможность предусмотрена с учетом того, что Россия является многонациональной страной, чтобы обеспечить доступ к производству по делам об административных правонарушениях на родном языке лицам, проживающим в национальных республиках и не владеющим должным образом русским языком. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, для надлежащей реализации их прав и законных интересов в производстве по делу об административном правонарушении обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.
Принцип самостоятельности принятия решений в производстве по делам об административных правонарушениях
Суд, орган, должностное лицо, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, пользуются самостоятельностью принятия отнесенных к их компетенции решений в производстве по делам об административных правонарушениях. Формирование позиции суда, органа, должностного лица по делу об административном правонарушении, которое находится у них в производстве, должно происходить только в рамках регламентированных законом процедур производства по такому делу. Реализация этого принципа позволяет обеспечить как правильное разрешение каждого конкретного дела об административном правонарушении, так и законность в стране в целом.
Не допускается внепроцессуальное обращение по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве прокуратуры, к прокурору; находящимся в производстве суда - к судье либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебной коллегии или председателю судебного состава; по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве административного органа, должностного лица, - в орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, к руководителю такого органа, должностного лица либо его заместителю. Информация о внепроцессуальных обращениях подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу об административном правонарушении путем размещения данной информации на официальном сайте суда, органа в информационно-телекоммуникационных сетях и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.
С учетом неизбежного при реализации данного принципа административного и судейского усмотрения принцип объективной (материальной) истины в классическом его понимании не может быть предусмотрен как принцип административной ответственности в КоАП РФ и реализован в производстве по делам об административных правонарушениях.
Принцип обязательности постановлений и иных актов по делам об административных правонарушениях
Вступившие в законную силу постановления и иные акты по делам об административных правонарушениях являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение вступивших в законную силу актов по делам об административных правонарушениях влечет применение мер государственного принуждения, в том числе мер юридической ответственности, предусмотренных КоАП РФ и иными федеральными законами. Только надлежащая правовая регламентация и последовательная реализация данного принципа повысят уровень исполнения административных наказаний, который в настоящее время является чрезвычайно низким (за 2012-2015 гг. только 5% сумм назначенных административных штрафов было реально взыскано в бюджет), а также эффективность иных мер, которые применяются субъектами административной юрисдикции для обеспечения законности.
Принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение, рассмотрение, пересмотр дел об административных правонарушениях, разрешение вопросов, связанных с исполнением административных наказаний, должны осуществляться оперативно в сроки, предусмотренные КоАП РФ.
Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях могут быть продлены только в исключительных случаях и в пределах, установленных КоАП РФ. Оперативность в производстве по делу об административных правонарушениях объясняется тем, что лицо может быть привлечено к административной ответственности, а назначенное ему административное наказание исполняется только в пределах сроков давности, установленных в КоАП РФ. По истечении этих сроков производство по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство подлежат прекращению. Это связано с тем, что после установленного времени смысл административной ответственности с точки зрения ее правоохранительных целей для соответствующих общественных отношений утрачивается. Уже не может быть обеспечено полное, всестороннее и объективное рассмотрение (пересмотр) дела об административном правонарушении, необходимое для принятия законного и обоснованного постановления (решения), так как со временем утрачиваются возможности для установления обстоятельств дела, получения необходимых доказательств и их правильной оценки. Исполнительное производство по истечении срока давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении также представляется затруднительным и бессмысленным с учетом указанных обстоятельств.
Список литературы
1. Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. М.А. Штатиной. М., 2014.
2. Алехин А.П., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 1992.
3. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970.
4. Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: Монография. М., 2004.
5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г. Салищевой. М., 2011.
6. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961.
7. Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: Учебное пособие. H. Новгород, 2002.
8. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2015.
9. Обзор судебной практики высших судебных инстанций по делам об административных правонарушениях за 2008-2012 годы (по состоянию на 1 января 2013 года) / Отв. ред. E.B. Овчарова. М., 2013.
10. Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Государство и право. 2007. N 8.
11. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. М., 2013.
12. Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / Под ред. О.А. Егоровой. М., 2014.
13. Россинский Б.В. Административная ответственность. Курс лекций. М., 2009.
14. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. М., 2015.
15. Студеникина М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. N 10.
16. Якимов А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. N 5.
17. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999.
18. Якуба О.М. Административная ответственность. М., 1972.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря.
*(2) Часть 3 ст. 55 Конституции РФ.
*(3) Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // С3 РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
*(4) Статья 3.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Овчарова Е.В. Значение принципов административной ответственности для совершенствования законодательства об административных правонарушениях
Ovcharova E.V. Principles of administrative liability and improvement of laws on administrative offences
Е.В. Овчарова - кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ
E.V. Ovcharova - Candidate of legal sciences Senior lecturer Department of financial law Lomonosov Moscow State University Law School Deputy director Institute for administrative law and regulation National Research University Higher School of Economics
В главе 2 внесенного на рассмотрение в Государственную Думу проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях впервые в истории развития законодательства об административных правонарушениях предпринята попытка правовой регламентации концепции и принципов административной ответственности. Автор рассматривает значение надлежащей правовой регламентации принципов административной ответственности при совершенствовании ее кодификации.
In Chapter 2 of the draft of RF Code on administrative offences the lawmaker attempted to set out the concepts and principles of administrative liability. The author underlines the significance of proper legal regulation of administrative liability for the purposes of effective lawmaking.
Ключевые слова: административная ответственность; производство по делам об административных правонарушениях; принципы административной ответственности; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; нормы-принципы; правила толкования законодательства об административных правонарушениях
Keywords: Administrative liability; administrative offences proceedings; principles of administrative liability; RF Code on administrative offences; norms and principles; rules of interpretation of administrative offences
Значение принципов административной ответственности для совершенствования законодательства об административных правонарушениях
Автор
Е.В. Овчарова - кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 12