Выявление эмоций для характеристики личности преступника
Н.А. Чернова,
аспирантка кафедры уголовного права и криминологии
Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева
Журнал "Законодательство", N 12, декабрь 2016 г., с. 52-57.
Исследование личности преступника является комплексной задачей криминологии и уголовного права. Несмотря на большое количество научных работ по данной теме, по сей день отсутствует устоявшееся определение понятия этого сложного образования и его структуры. Представляется необходимым включать в исследование личности преступника анализ ее эмоциональной составляющей, поскольку это позволит оценить степень общественной опасности личности виновного, правильно квалифицировать деяние лица, а также повысит индивидуализацию уголовной ответственности.
Личность представляет собой не стабильную неизменяющуюся конструкцию, устоявшуюся раз и навсегда, а сложную систему различных подструктур, взаимодействующих между собой и меняющихся под воздействием множества внешних и внутренних факторов. Каждый из таких элементов-подструктур в отдельности описывает индивида лишь с какой-то одной стороны и не способен дать представление о нем в целом. Подобное структурирование личности позволяет ученым получить наиболее полное представление о ее особенностях. Однако, по образному выражению А.Н. Леонтьева, "психологическое исследование его (т.е. человека. - Н.Ч.) как личности отнюдь не может быть возмещено комплексом составляемых между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных. Растворяясь в них, она в конечном счете оказывается редуцированной либо к биологическим, либо к абстрактно-социологическим, культурологическим представлениям о человеке"*(1). Данная проблема возникает не только в психологических науках, но и при исследовании личности преступника в рамках криминологии. С позиции криминологии личность является носителем причин совершения преступления, это основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения, следовательно, ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом профилактического воздействия*(2).
В уголовном праве задача изучения личности ставится главным образом в целях вынесения решений по уголовным делам в связи с назначением наказания и иных мер уголовно-правового характера. В юридической литературе признаются актуальными и другие направления исследования личности преступника с учетом ее значения для решений по уголовному делу:
1. Глубокое и подробное исследование личности обвиняемого способствует наиболее правильному исследованию таких элементов состава преступления, как субъект и субъективная сторона.
2. Правильный выбор и применение тех или иных тактических приемов в ходе расследования в отношении конкретной личности обвиняемого невозможен без серьезного психологического исследования этой личности.
3. Воспитательное воздействие на личность преступника в целях ее ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на глубокие знания индивидуальных особенностей и динамики данной личности.
4. Выявление причин конкретного преступления невозможно без исследования личности человека, совершившего данное преступление*(3).
Все указанные направления могут быть реализованы только при тщательном анализе подструктур личности преступника.
По мнению О.О. Успенской, "психологические (взаимосвязанные) подструктуры одновременно являются уровнями личности: первый - биологически обусловленная подструктура (природные свойства типа нервной системы, возрастные, половые и даже патологические свойства психики, темперамент); второй уровень - все индивидуальные свойства отдельных психологических процессов, ставшие именно свойствами личности, придающие ей особенность (индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятий, чувств и воли); третий - социальный опыт, в который входят приобретенные личностью знания, навыки, умения и привычки (все это базируется на элементах предшествующих подструктур); четвертый уровень - направленность личности, оцениваемая с позиций социально-психологического анализа (направленность, взятая как целое, "раскладывается" на влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальное мировоззрение и миропонимание и высшая форма направленности - убеждения)"*(4). Выделение данных уровней личности, или ее подструктур, имеет весьма условный характер, поскольку, как было сказано, все они дополняют друг друга.
Несмотря на столь тщательное выделение психологических подструктур личности, в исследованиях не уделяется должного внимания всем ее составным частям. Хотя психологическое изучение личности правонарушителя включает в себя анализ его побуждений, лежащих в основе поступков (мотивы поведения), а также эмоционально-волевой сферы, однако эти факторы нередко не принимаются во внимание. Рассмотрение эмоциональной составляющей представляется тем более затруднительной задачей, поскольку из всего многообразия эмоциональных состояний единственной эмоцией, признаваемой в уголовном праве, является аффект.
Для решения вопроса о наличии у лица в момент совершения общественно опасного деяния внезапно возникшего сильного душевного волнения проводится судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Комплексный характер экспертизы объясняется возможностью возникновения не только физиологического, но и патологического аффекта, выявить который способен специалист в области психиатрии. Так или иначе, вывод о наличии или отсутствии внезапно возникшего сильного душевного волнения не предопределяется заключением экспертов, а входит в компетенцию сотрудников правоохранительных органов, ведущих расследование по уголовному делу, а также суда. Данное обстоятельство обусловлено тем, что законодатель связывает привилегированность составов преступлений, предусмотренных ст. 107, 113 УК РФ, не только с наличием внезапно возникшего сильного душевного волнения у виновного лица, но и с особыми обстоятельствами, предшествующими преступному деянию (противоправное или аморальное поведение потерпевшего и др.).
По мнению В.Н. Волкова, "установление психического или эмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимо для квалификации преступлений, совершенных либо в состоянии патологического аффекта, либо физиологического или кумулятивного аффекта, эмоционального возбуждения или эмоционального напряжения"*(5). И если первые три состояния исследуются в научной литературе довольно часто, то последние два представляют интерес для науки уголовного права, так как, оказывая сильное воздействие на личность преступника, правоприменителем они не учитываются.
Эмоциональное возбуждение и эмоциональное напряжение близки по своему наполнению и характеристикам протекания к кумулятивному аффекту, но при этом не достигают его интенсивности и глубины. В условиях затяжного конфликта, когда у лица отсутствует возможность справиться с нарастающим недовольством или урегулировать спор, субъект может среагировать на незначительное воздействие крайне агрессивно, его сознание затуманено гневом, регуляция поведения затруднена. Отличие эмоционального напряжения от возбуждения заключается в меньшей интенсивности и силе переживаний. При попытке субъекта адаптироваться к конфликтной ситуации эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, при котором нарушается процесс принятия верного социально одобряемого поведения, высвобождаются автоматизированные стереотипизированные механические движения. Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливает рост эмоциональной напряженности, сопровождающийся частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения*(6).
В.Н. Волков предлагает относить данные эмоциональные состояния, наряду с кумулятивным аффектом, к "внезапно возникшим состояниям аффекта, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией вследствие систематического противоправного или аморального поведения потерпевшего"*(7). Однако согласиться с подобным утверждением нельзя, поскольку сила и интенсивность кумулятивного аффекта превышает аналогичные характеристики эмоционального возбуждения и напряжения, а значит, действия, совершенные в указанных состояниях, не соответствуют признакам составов преступлений, определенных в ст. 107 и 113 УК РФ (хотя их наличие может быть рассмотрено в качестве обстоятельства, смягчающего уголовное наказание). Сам В.Н. Волков пишет, что "эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональным состоянием, не достигающим степени физиологической выраженности аффекта и не оказывающим такого существенного влияния на сознание и поведение подэкспертного"*(8).
А.Л. Южанинова отмечает, что факторы, снижающие способность лица к осознанию и саморегуляции, можно подразделить на две группы: внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся возраст человека (детский, подростковый, юношеский или старческий), его соматическое состояние (например, болезнь, травма), необычное эмоциональное состояние (тревога, фрустрация, стресс, растерянность, кризис), недостаточный жизненный опыт, некоторые личностные особенности (эмоциональная неустойчивость, склонность к фантазированию, повышенная внушаемость)*(9).
Законодатель не признает эмоциональные состояния в качестве оснований для смягчения уголовной ответственности (как в случае с аффектом, где предусмотрены самостоятельные привилегированные составы) напрямую, однако исключить такую возможность полностью нельзя, так как перечень обстоятельств, смягчающих уголовное наказание, не является исчерпывающим, также у суда есть право учитывать данные о личности, не относящиеся к обстоятельствам, смягчающим уголовное наказание.
Таким образом, помимо аффекта на поведение лица влияют и другие эмоциональные состояния, которые по своей глубине и интенсивности приближаются к вышеозначенному состоянию, но не достигают его. К таковым можно отнести эмоциональное возбуждение и эмоциональное напряжение, вызванные стрессом, тревожностью, гневом и т.п. Влияние на психическое состояние названных причин нуждается в специальном экспертно-психологическом исследовании, а сведения о них должны быть поводом к назначению судебно-психологической экспертизы*(10). Для более правильной оценки всех обстоятельств совершения преступного деяния необходимо выявлять подобные эмоции у лица, совершившего общественно опасное деяние, и произвести оценку их глубины и интенсивности, чтобы правоприменитель мог своевременно принять правильное решение по ряду ключевых вопросов: о квалификации деяния, назначении уголовного наказания, принудительных мерах медицинского характера или иных мерах уголовно-правового характера.
Соответственно целесообразно проводить судебную психолого-психиатрическую экспертизу не только в случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 107 и 113 УК РФ, но и иных преступлений, совершенных без заранее обдуманного умысла.
Преступление характеризуется внезапно возникшим умыслом, если деяние было выполнено немедленно или через незначительный промежуток времени после возникновения умысла*(11). Такой умысел возникает спонтанно, а значит, эмоциональное состояние лица оказывает существенное воздействие, в том числе на непосредственное принятие решения совершить преступный акт. Напротив, заранее обдуманный умысел, когда лицо подготавливается к совершению общественно опасного деяния, дает лицу достаточный запас времени для преодоления негативной составляющей эмоционального состояния. Например, субъект испытывает ненависть к предполагаемому потерпевшему, но если это рациональный человек, то при оценке последствий своих действий он осознает их общественную опасность и способен если не полностью преодолеть это сильное чувство, то хотя бы перенаправить его социально приемлемым способом на иной объект. Таким образом, внезапно возникший умысел обычно свидетельствует о меньшей общественной опасности преступления.
Здесь необходимо упомянуть о такой особенности личности преступника, как полезависимость. Полезависимое поведение - поведение, при котором субъект импульсивно реагирует на стимулы, обладающие для него побудительной силой (валентностью*(12)). В то время как лицо с устойчивой социальной позицией действует сообразно закону и морали вне зависимости от значимости того или иного события для него, реакция преступника импульсивна и неустойчива, зависит от множества факторов, в том числе от его эмоционального состояния, которое субъект не пытается контролировать. Напротив, он распаляет себя и направляет свой гнев на объект внешнего мира, будь то человек или чужое имущество, таким образом, совершает противоправное деяние.
Помимо преступлений с внезапно возникшим умыслом оценка эмоциональной составляющей личности должна производиться и в случае совершения лицом преступления по неосторожности. Экспертиза позволит выявить эмоциональное состояние лица в момент, предшествующий общественно опасному деянию. С учетом этой информации правоприменитель сможет определить, совершено преступление по небрежности или легкомыслию либо имело место невиновное причинение вреда в ситуации, когда лицо, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий от своих действий, тем не менее не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Только эксперт, обладающий специальными знаниями в области психологии, в силах сделать верный вывод о психоэмоциональном состоянии лица. Судебный психолог проанализирует состояние лица в критической ситуации и сможет дать объективную оценку возможности лица в полной мере осознавать и регулировать свое поведение, соотнесенной с его интеллектуальными, волевыми, эмоциональными и иными психическими способностями.
Для решения вопроса об отсутствии или наличии в действиях лица состава преступления в условиях необходимой обороны также необходимо заключение эксперта-психолога о психоэмоциональном состоянии лица, ответной реакции на внезапное для него нападение. Так, характеристика психоэмоционального состояния, вызванного нападением, позволяет установить временные рамки необходимой обороны. Например, соответствующие характеристики имеют значение для квалификации действий при мнимой обороне, когда обороняющийся неправильно оценил ситуацию как угрожающую его жизни или здоровью на основе собственной повышенной тревожности, сложившейся еще до наступления критических обстоятельств.
Субъект, причинивший вред, и правоприменитель могут по-разному расценить одну и ту же ситуацию, поскольку они изначально находятся в неравном положении. Так, следователь, сидя в собственном кабинете, с включенным светом, имея специальные навыки обороны, находясь в хорошем настроении, может признать действия лица неадекватными положению. В свою очередь, субъект, не имея особой подготовки, в темное время суток, в незнакомой местности и изначально находящийся в тревожном состоянии, дает собственное заключение относительно намерений встречного прохожего. Психолог может помочь следователю понять внутреннее состояние субъекта в тот момент.
Аналогично требуется решать вопрос о необходимости судебной психолого-психиатрической экспертизы при убийстве матерью новорожденного ребенка. Проведение психологического исследования личности матери будет способствовать решению вопроса о наличии или отсутствии у нее сильных деструктивных эмоций (стресс после рождения ребенка, тревога за будущность), что поможет правоприменителю оценить, действительно ли была психотравмирующая ситуация.
Эмоции способны влиять на принятие решений, они могут выступать энергетическим компонентом мотивов, а в некоторых ситуациях и сами играют их роль, поэтому психолог также может помочь при выявлении эмоций, либо предшествующих преступному акту, либо возникших после него, в целях установления мотивов совершения убийства, причинения вреда здоровью различной степени тяжести, побоев и т.п. Установление мотивов совершения преступлений является обязанностью лиц, осуществляющих расследование. Психолог в результате беседы с подозреваемым или обвиняемым способен составить представление о движущих им мотивах, определить общее психическое состояние лица, в том числе эмоциональное. Все эти сведения могут помочь сотруднику правоохранительных органов при расследовании преступления, а в дальнейшем - и судье при назначении уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.
Оценивая эмоциональный компонент психики личности преступника, психолог-эксперт должен определить виды эмоций до и после противоправного акта, а также непосредственно в момент его совершения: аффект, фрустрация, чувство (ненависть, страх, ревность и т.п.), страсть, стресс. Далее необходимо установить глубину и интенсивность данного эмоционального состояния. Уточним, что в реальности субъект испытывает целую гамму эмоций, но при этом всегда есть ключевая, наиболее значимая эмоция, которая и исследуется в совокупности со всеми значимыми личностными особенностями.
При этом следователю, дознавателю при назначении экспертизы необходима помощь эксперта для определения методики исследования личности, при необходимости выявления и распознавания эмоций. Здесь стоит отметить, что в перечень психодиагностических средств, рекомендованных для применения в экспертной деятельности, входят не только традиционные методы (беседа с субъектом, исследование биографических данных), но и нетрадиционные. Экспериментально-психологическое исследование дает возможность раскрыть своеобразие устойчивых, типичных индивидуальных и личностных свойств подэкспертного*(13). Например, эксперт-психолог анализирует реакцию подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологического метода (теста Розенцвейга), а также с помощью биографического метода (изучение истории жизни) и метода наблюдения*(14). Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга используется для оценки агрессивности подэкспертного и его способности к адекватной оценке ситуации. Хотя в научном исследовании методика демонстрирует хорошие показатели валидности и пригодна для использования в обыденной практике, в ситуации, когда присутствует зависимость судьбы испытуемого от показателей тестов, появляется так называемое установочное поведение, или мотивационное искажение*(15). Несмотря на все недостатки отдельных методик, их нельзя признать несостоятельными, поскольку при проведении судебной психологической экспертизы используется не одна отдельно взятая методика, а несколько, что позволяет повысить эффективность экспертизы и достоверность полученных сведений.
Таким образом, изучение личностных качеств важно для правильных решений по уголовному делу. Данные о личности виновного лица позволят не только верно квалифицировать деяние. На стадии расследования преступления они дадут возможность следователю, дознавателю на основе заключения эксперта-психолога установить наиболее эффективный подход к подозреваемому, обвиняемому. На стадии рассмотрения дела в суде они помогут наиболее полно проанализировать личность виновного, что является обязательным требованием при назначении уголовного наказания.
Исследование личности преступника в целом и отдельных его подструктур, в том числе эмоционального компонента, посредством использования психологических знаний представляется перспективным направлением в уголовном праве и криминологии. На эту необходимость указывают Ю.М. Антонян и В.Е. Эминов: "Криминологи должны явно представлять себе, что только по документам, статистическим данным и материалам уголовного дела невозможно понять личность преступника и причины преступного поведения. Для этого нужно изучать людей с помощью психологических подходов и методов, непосредственного общения с ними в рамках клинических бесед и применения тестов"*(16).
Конечно, в настоящих условиях невозможно проводить судебную экспертизу по всем уголовным делам, поскольку существуют объективные ограничения, связанные с нехваткой подготовленных кадров, а также с экономическим фактором - высокой стоимостью затрат на ее производство. Определение круга преступлений, по которым предлагается обязательное участие психолога в роли эксперта, позволит гарантировать единообразие судебной практики и ограничит свободу усмотрения правоприменителя при выборе социально-психологических характеристик для оценки опасности личности. Выявление особенностей эмоциональной составляющей личности преступника в перспективе позволит правоприменителю правильно квалифицировать деяние, облегчит расследование преступлений, даст толчок к дальнейшей индивидуализации уголовной ответственности при назначении уголовного наказания или при применении иных мер уголовно-правового характера.
Список литературы
1. Адмакина Т.А. Возможности применения теста фрустрационной толерантности Розенцвейга в судебно-экспертной практике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. N 3.
2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника и ее формирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 1 (50).
3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебное пособие. Л., 1974.
4. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. М., 2002.
5. Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2001.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
7. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2014.
8. Успенская О.О. Психофизиологические факторы женской преступности // Вестник МГЛУ. 2008. Вып. 550.
9. Южанинова А.Л. Способность к пониманию (осознанию) и руководству собственными действиями как судебно-психические экспертные понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. N 3.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 162.
*(2) Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника и ее формирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 1 (50). С. 107.
*(3) Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. Л., 1974. С. 34.
*(4) Успенская О.О. Психофизиологические факторы женской преступности // Вестник МГЛУ. 2008. Вып. 550. С. 248.
*(5) Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. М., 2002. С. 134.
*(6) Там же. С. 207.
*(7) Там же. С. 209.
*(8) Там же. С. 210.
*(9) Южанинова А.Л. Способность к пониманию (осознанию) и руководству собственными действиями как судебно-психические экспертные понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. N 3. С. 255.
*(10) Там же. С. 255.
*(11) Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2014. С. 95.
*(12) Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2001. С. 45.
*(13) Южанинова А.Л. Указ. соч. С. 256.
*(14) Волков В.Н. Указ. соч. С. 195.
*(15) Адмакина Т.А. Возможности применения теста фрустрационной толерантности Розенцвейга в судебно-экспертной практике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. N 3. С. 90.
*(16) Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 109.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чернова Н.А. Выявление эмоций для характеристики личности преступника
Chernova N.A. Perpetrator's emotional portrait
Н.А. Чернова - аспирантка кафедры уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева
N.A. Chernova - Postgraduate Department of criminal law and criminology S.P. Korolev National Research University (Samara)
При изучении личности преступника эмоциональный аспект важен на разных стадиях уголовного процесса. Указывая на невозможность проведения психологической экспертизы по всем уголовным делам в связи с ее высокой стоимостью и нехваткой кадров, автор предлагает закрепить круг преступлений, при расследовании которых участие эксперта-психолога будет обязательным.
The study of personality characteristics of a perpetrator places a huge focus on their emotional characteristics throughout the criminal process. Since psychaitric evaluation is not available for all criminal cases owing to high cost and lack of qualified specialists, the author suggests setting out a number of crimes with compulsory psychiatric evaluation.
Ключевые слова: личность преступника; эмоциональное состояние; судебная психолого-психиатрическая экспертиза
Keywords: Personality of perpetrator; emotional state; court-ordered psychiatric evaluation
Выявление эмоций для характеристики личности преступника
Автор
Н.А. Чернова - аспирантка кафедры уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 12