Розыск осужденного
С.В. Бажанов,
ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора
и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции,
академик Петровской академии наук и искусств
Журнал "Законодательство", N 12, декабрь 2016 г., с. 68-71.
В специальной юридической литературе неоднократно обращалось внимание на взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного права в Российской Федерации. Однако известная доля неопределенности в рассматриваемом вопросе сохраняется до настоящего времени, оказывая негативное влияние на нормы соответствующих отраслей законодательства, реализуемые в режиме уголовно-процессуальных правоотношений. Наиболее наглядно это проявляется в стадии исполнения приговора, а также при пересмотре обвинительных приговоров судов в кассационной и судебно-надзорной инстанциях. Одним из основных участников процесса на этих этапах рассмотрения дела является осужденный, появляющийся, как следует из содержания ч. 2 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РФ, с момента вынесения в отношении обвиняемого обвинительного приговора суда. Отметим, что по логике закона рассматриваемый участник уголовного процесса (осужденный) должен появляться не в момент вынесения обвинительного приговора, а при его вступлении в законную силу, что приобретает принципиальное значение для разграничения уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных правоотношений.
Так случилось, что, в отличие от уголовного права, право уголовно-исполнительное до сих пор не имеет собственного отраслевого (процессуального) законодательства. В теории уголовно-процессуального права не смолкают дискуссии, предметом которых выступает юридическая природа стадии исполнения приговора, предопределяемая ее вхождением в раздел XIV УПК РФ.
Ранее автор настоящей статьи неоднократно выступал за целесообразность легализации в правовой системе Российской Федерации самостоятельной уголовно-исполнительной процессуальной отрасли права. Она регулировала бы не только порядок рассмотрения и разрешения многочисленных процессуальных вопросов, спорадически возникающих в стадии исполнения приговора, но и отношения между участниками кассационного и судебно-надзорного производства. Сюда же можно было бы отнести и правовой институт розыска осужденных, скрывшихся от суда (иных органов, исполняющих уголовные наказания).
В статье 44 УК РФ перечислены виды наказаний, которые вправе назначить суд: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Каждое из них исполняется строго определенными государственными органами.
Таким образом, гипотетически потребность в розыске осужденного на стадиях исполнения приговора, кассационного и судебно-надзорного производства может возникнуть в тех случаях, когда после вынесения, а точнее после вступления в законную силу обвинительного приговора суда произошло одно из следующих событий:
- осужденный к наказанию, не связанному с лишением свободы (в отношении которого избиралась мера пресечения без изоляции от общества), скрылся;
- осужденный, заключавшийся под стражу, совершил побег из-под стражи (например, по пути следования в следственный изолятор);
- осужденный совершил побег из учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 313 УК РФ) либо иным образом уклонился от отбывания ограничения свободы, лишения свободы (ст. 314 УК РФ) или других видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Базовыми юридическими предпосылками для розыска осужденных в описываемых ситуациях являются положения ст. 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, регламентирующей порядок объявления розыска и осуществления оперативно-разыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией объекта розыска от общества. Ее первая часть устанавливает, что первоначальные разыскные мероприятия в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, осуществляются последними.
Часть 2 ст. 18.1 УИК РФ развивает указанные предписания, обращая внимание на то, что объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы.
Наконец, в ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ подчеркивается, что оперативно-разыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, а при необходимости - во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в пределах предоставленной им компетенции.
В соответствии с письмом от 5 апреля 2013 г. N 12/14-9417-РС "Об организации розыска должников по исполнительным производствам о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления" розыск осужденных к штрафу осуществляет Федеральная служба судебных приставов; розыск осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства или работы осужденного, исправительные центры, исправительные учреждения или дисциплинарная воинская часть. Их структурное построение и задачи определены постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности". В своей оперативно-служебной деятельности они взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрациями предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами и общественными объединениями. На них среди прочего возлагается обязанность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также к обязательным работам.
Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке (если он не был обжалован сторонами), приговор суда апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 390 УПК РФ) - с момента его провозглашения (может быть пересмотрен лишь в порядке, установленном главами 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ). В случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор суда первой инстанции вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции (если приговор не отменяется с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением его прокурору). Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции.
Общий смысл установлений ст. 393 УПК РФ сводится к тому, что обращение приговора к исполнению возлагается на суд, его постановивший. Копия приговора судьей (председателем суда) направляется в учреждение или в орган, на которые возложено исполнение наказания. При наличии в приговоре решения о самостоятельном следовании осужденного к месту отбывания наказания (п. 11 ч. 1 ст. 308 УПК РФ) копия этого документа направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы. В случае изменения приговора суда первой или апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке к копии приговора прилагается копия определения суда соответствующей инстанции.
Глава 47 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения и разрешения процессуальных вопросов, возникающих на стадии исполнения приговора. В данном контексте ст. 396 УПК РФ определяет следующее:
- вопросы, указанные в п. 1, 2, 9, 10, 11, 14-16, 20 ст. 397 и ст. 398 УПК РФ, разрешаются судом, постановившим приговор, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 135 УПК РФ (ч. 1). Если приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, - судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора - вышестоящим судом;
- вопросы, указанные в п. 3, 4, 4.2, 5, 6, 12, 13 и 19 ст. 397 УПК РФ, разрешаются судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со ст. 81 УИК РФ;
- вопросы, указанные в п. 4.1, 7, 8, 8.1, 17, 17.1 и 17.2 ст. 397 УПК РФ, разрешаются судом по месту жительства осужденного;
- вопросы, указанные в п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК РФ, разрешаются судом по месту задержания осужденного;
- вопросы, указанные в п. 21 ст. 397 УПК РФ, разрешаются судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по УК РФ и места его последнего проживания в Российской Федерации.
К подлежащим рассмотрению судом при исполнении приговора ст. 397 УПК РФ относит вопросы:
- о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, до рассмотрения вопроса, указанного в п. 2 настоящей статьи, но не более чем на 30 суток (п. 18);
- о заключении под стражу осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившегося от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, но не более чем на 30 суток, а также о направлении его в колонию-поселение под конвоем в порядке, установленном ст. 75 и 76 УИК РФ, либо о рассмотрении вопроса, указанного в п. 3 настоящей статьи (п. 18.1).
Процессуальный порядок пересмотра вступившего в законную силу приговора суда регламентирован разделом XV УПК РФ, который открывается главой 47.1 "Производство в суде кассационной инстанции". Согласно ст. 401.1 УПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе (представлению) законность приговора суда, вступившего в законную силу. Правовой режим рассмотрения кассационной жалобы (представления) осуществляется в порядке, регламентированном ст. 401.8 УПК РФ, по результатам которого судья выносит постановление, в том числе о передаче кассационной жалобы (представления) с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 2 ч. 2). Процессуальные сроки, ограничивающие правовое поле для розыска осужденных в стадии кассационного производства, определены в ст. 401.9 и 401.13 УПК РФ.
Глава 48.1 УПК РФ регламентирует производство в суде надзорной инстанции. Часть 1 ст. 412.1 УПК РФ гласит: вступившие в законную силу судебные решения, указанные в ч. 2 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам и представлениям лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК РФ. Временные границы розыска осужденных в описываемых случаях указаны в ст. 412.6 и 412.10 УПК РФ.
По логике закона неявка осужденного на судебное заседание при рассмотрении уголовного дела в кассационном или судебно-надзорном порядке должна влечь за собой отложение рассмотрения соответствующего уголовного дела в пределах установленных для этой процедуры сроков. Если не явился осужденный, не находившийся под стражей и приговоренный к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном или судебно-надзорном порядке, должен обладать правом отложить судебное заседание с направлением полномочному прокурору требования об организации розыска осужденного по месту его прописки (проживания) или отбывания наказания. В осуществлении такого розыска призваны принимать участие оперативные подразделения территориальных органов внутренних дел (полиции) и учреждений уголовно-исполнительной системы. В случае же побега осужденного из-под стражи (ареста), в том числе из учреждения уголовно-исполнительной системы, обязанность разыскать его ложится прежде всего на ведомственные оперативные подразделения, а в случае необходимости - на оперативные подразделения территориальных органов внутренних дел. Следует, однако, иметь в виду, что никаких указаний об этом в ст. 29, 37, 401.1-401.17, 412.1-412.13 УПК РФ не содержится. Отсутствуют они (в согласованном виде) и в Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Думается, что взаимоотношения судов перечисленных инстанций, полномочных прокуроров, администраций учреждений уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительных инспекций и других участников уголовно-исполнительного процесса должны быть отражены в законодательных отраслях уголовно-правового блока более подробно.
Список литературы
1. Бажанов С.В. Уголовно-исполнительный процесс: право на самоопределение // Концепция исполнения наказаний и пенитенциарная система в период реформирования России: Сборник научных докладов. Владимир, 1998.
2. Магомедова З.И. Некоторые вопросы, возникающие в практике мировых судей при рассмотрении материалов в порядке исполнения приговоров // Мировой судья. 2015. N 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бажанов С.В. Розыск осужденного
Bazhanov S.V. Search for convict
С.В. Бажанов - ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, академик Петровской академии наук и искусств
S.V. Bazhanov - Doctor of legal sciences Professor Leading research fellow Department of prosecutorial oversight and compliance in economic sphere Research Centre Academy of the Office of the Prosecutor General of the Russian Federation Senior Counsellor of Justice
Автор анализирует процессуальный порядок розыска осужденного на стадии исполнения приговора, а также при пересмотре вступивших в законную силу приговоров судов. Влияет ли на качество розыска то, что уголовно-исполнительное право не имеет собственного отраслевого (процессуального) законодательства?
The author analyzes the procedure of search for convict at the stage of sentence execution as well as during the review of court sentences. Does the absence of laws regulating the criminal procedure affect the quality of search activity?
Ключевые слова: осужденный; стадия исполнения приговора; стадия кассационного производства; стадия судебно-надзорного производства; розыск; суд
Keywords: Convict; sentence execution stage; cassation procedure; judicial review; search and retrieval; trial
Розыск осужденного
Автор
С.В. Бажанов - ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, академик Петровской академии наук и искусств
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 12