Автономные учреждения: правовые аспекты
В начале 2007 г. вступил в силу Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который призван обеспечить реструктуризацию бюджетного сектора и предусматривает создание нового типа государственных и муниципальных учреждений. Считается, что эта новая организационно-правовая форма должна способствовать росту эффективности работы тех учреждений, которые могут зарабатывать самостоятельно.
В настоящее время различают учреждения трех видов: государственные и муниципальные бюджетные учреждения, частные учреждения и автономные учреждения, создаваемые государством или муниципальными образованиями.
Автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение создается путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, и может иметь только одного учредителя. Учредительным документом является устав, утверждаемый его учредителем.
При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения, причем это не является реорганизацией.
Обратите внимание, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.
В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее пяти и не более одиннадцати лиц. В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.
В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа его членов. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.
Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения, его членами также не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.
Следует знать, что автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.
И еще. Члены наблюдательного совета могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом*(1), закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Остальным имуществом, в том числе недвижимым, в отличие от бюджетной организации, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Правда, с одним существенным исключением - вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя допускается только с согласия своего учредителя.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
Финансовое обеспечение деятельности по заданию учредителя осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных федеральными законами источников.
Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. А также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Кроме того, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Следует помнить, что, как и другие некоммерческие организации, автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе).
Автономное учреждение, в отличие от бюджетного, имеет право на участие в уставном (складочном) капитале других юридических лиц, на передачу имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, а также может привлекать заемные средства, поскольку не является бюджетным учреждением.
В силу п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы). Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Закон об автономных учреждениях не содержит. Однако, как следует из смысла ст. 14 этого закона, в которой речь идет о крупных сделках, в том числе связанных с "привлечением заемных денежных средств", автономные учреждения могут привлекать заемные денежные средства.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Другими словами, кредиторы могут предъявить соответствующие требования к собственнику частного или бюджетного учреждения, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения. Автономное же учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением его собственником или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Следует знать, что как собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам, так, в свою очередь, и автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.
Обратите внимание, что действующее законодательство не предусматривает принудительной ликвидации учреждения по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства.
Предоставление автономным учреждениям более широких полномочий для участия в имущественных отношениях, возможность коммерческой инициативы делает их более гибкими к изменениям конъюнктуры на рынке работ и услуг. Автономные учреждения могут работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля, видимо, здесь играет роль непосредственная материальная заинтересованность в результатах деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что на интернет-сайте Минфина России (www.minfin.ru) в разделе Законодательные и иные нормативные правовые акты можно ознакомиться с особенностями ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности автономными учреждениями.
Г.В. Кузьмин
"Бухгалтерский учет", N 3, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.07 N 337.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.