Организация (УСН) имеет юридический адрес в Москве и при этом арендует в торговом центре в Московской области площадь для ведения своей деятельности (турагентство).
Необходимо ли регистрировать обособленное подразделение в данном случае? Какая ответственность установлена, если обособленное подразделение не будет зарегистрировано?
Ответ подготовила:
В. Молчанов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер
Ответ прошел контроль качества
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2017 г., с. 95-96.
Организации подлежат постановке на учет в налоговом органе, в частности, по месту нахождения их обособленных подразделений (далее также - ОП)*(1).
Для постановки компании на учет в налоговой инспекции по месту нахождения ее обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, фирма должна в течение одного месяца со дня создания такого обособленного подразделения представить в инспекцию по месту своего нахождения сообщение о создании подразделения по форме N С-09-3-1 *(2). В целях налогового законодательства обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Подразделение признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании, и от полномочий, которыми подразделение наделяется. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца*(3).
Из приведенных норм следует, в частности, что организации не требуется специально принимать какое-либо решение о создании обособленного подразделения или иным образом оформлять создание подразделения, не являющегося филиалом или представительством. При наличии обстоятельств обособленное подразделение считается возникшим независимо от решения организации. К таким обстоятельствам относятся:
- территориальная обособленность подразделения;
- наличие в нем хотя бы одного подконтрольного организации*(4) созданного на срок более одного месяца рабочего места;
- осуществление деятельности через это подразделение.
Именно эти обстоятельства имеют определяющее значение для квалификации деятельности организации как приводящей или не приводящей к созданию обособленного подразделения.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации подразделение будет считаться возникшим с момента начала осуществления деятельности на вновь созданном рабочем месте (рабочих местах) на арендуемой площади. В течение одного месяца именно с этого момента организация должна представить сообщение о создании подразделения.
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений*(5), влечет штраф в размере 200 рублей за каждый не представленный в срок документ*(6).
Таким образом, непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком формы N С-09-3-1 является основанием для привлечения его к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей*(7).
Помимо этого, неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения должностных лиц компании к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей*(8).
Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе*(9). Это касается ведения деятельности без постановки на учет. Можно предположить, что в случае неподачи в установленный срок в налоговый орган сообщения о создании ОП она не применяется, поскольку в ней речь идет о несвоевременной подаче заявления о постановке на учет налогоплательщика.
По нашему мнению, за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган сообщения об открытии ОП к организации может быть применена только мера ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей*(10).
В одном из разъяснений чиновники отметили, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности за нарушение постановки на учет*(11), только если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика*(12).
Вместе с тем в других разъяснениях указывается, что ответственность в виде штрафа в размере 10 000 рублей*(13) наступает, если в установленный срок фирма не сообщила в инспекцию об ОП и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же компания вообще не сообщала в налоговую об ОП и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности*(14). Такие деяния наказываются штрафом в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Для расчета штрафа под доходом понимаются доходы от реализации. Если полученный доход не подтвержден или меньше 40 000 рублей, то штраф будет предъявлен исходя из минимального размера в 40 000 рублей.
В имеющейся арбитражной практике единого мнения также не выработано.
Например, рассматривая дела, судьи признали правомерным привлечение организации к ответственности за нарушение порядка постановки на учет*(15) при осуществлении ею более месяца деятельности на строительном объекте без постановки на учет*(16).
В то же время в некоторых постановлениях судьи пришли к выводу, что бездействие общества по несообщению налоговому органу сведений об открытии ОП не образует состава правонарушения*(17).
Таким образом, на данный момент можно констатировать отсутствие единообразного подхода судов для случаев несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу об открытии ОП.
1 мая 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 1 ст. 83 НК РФ
*(2) форма, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@; п. 4 ст. 83, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ
*(3) п. 2 ст. 11 НК РФ
*(4) ст. 209 ТК РФ
*(5) ст. 119, пп. 1.1, 1.2 ст. 126, ст. 129.4, 129.6 НК РФ
*(6) п. 1 ст. 126 НК РФ
*(7) письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 22.09.2009 N 03-02-07/1-443, ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404; пост. АС УО от 19.10.2015 N Ф09-7309/15 по делу N А76-2261/2015
*(8) ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
*(9) ст. 116 НК РФ
*(10) п. 7.1 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@
*(11) п. 2 ст. 116 НК РФ
*(12) письмо ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404
*(13) п. 1 ст. 116 НК РФ
*(14) п. 2 ст. 116 НК РФ; письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-02-07/1-211
*(16) пост. Пятнадцатого ААС от 28.03.2015 N 15АП-3067/15, от 13.02.2015 N 15АП-21904/14
*(17) п. 2 ст. 116 НК РФ; пост. АС УО от 06.07.2015 N Ф09-3379/15 по делу N А60-43928/2014, Семнадцатого ААС от 26.06.2015 N 17АП-6812/15, Восьмого ААС от 04.03.2015 N 08АП-102/15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.