Как хорошо отдохнуть и не пожалеть об этом
Если вы уже отдохнули и все прошло хорошо - мои поздравления. Если вы только собираетесь отдохнуть и подыскиваете надежную фирму, а также если вы вернулись из отпуска неудавшегося, то это статья для вас.
Стопроцентная гарантия - это утопия
Не хотелось бы вас огорчать, но стопроцентной гарантии идеального отдыха вам не даст никто. А если и даст, то это исключительно ради вашего спокойствия, чтобы клиент не сильно нервничал. Даже самая надежная компания не может исключить нарушений обязательств авиаперевозчиком, гостиницей. Никто не сможет вам гарантировать, что автобус, который должен был вас отвести в аэропорт, не сломается по дороге.
Чтобы минимизировать возможные риски, обратите внимание на следующие моменты:
- фирма, на которую вы положили глаз, должна специализироваться на той стране, в которую вы собираетесь ехать. Или хотя бы это направление должно быть отработано не однажды - если, конечно, вы не стремитесь к экстремальным путешествиям и не желаете попробовать все на своей особе;
- не стремитесь к мизерной экономии, не гонитесь за дешевизной. Проще уплатить больше дома и в рублях, чем за границей в валюте, переселяясь в другую гостиницу или номер;
- внимательно прочтите договор и приложения к нему;
- задавайте вопросы. Когда вы уйдете из офиса, у вас их не должно остаться.
У фирмы должен быть следующий минимум документов:
- лицензия на международный туризм;
- сертификат соответствия;
- свидетельство о регистрации фирмы.
Проверить эти факты не составит труда - если фирма действительно заслуживает доверия, то копии этих документов будут предоставлены вам по первому требованию или же висеть на стеночке на самом видном месте. Обратите внимание на то, чтобы в этих документах совпадали названия.
После подписания договора у вас на руках должны быть следующие документы:
- договор;
- туристская путевка;
- документы, подтверждающие оплату тура.
И никаких "подвезем к вылету!". К вылету, если сложилась такая ситуация, могут подвезти паспорта с визами, ваучер, памятки. Но договор, путевка и подтверждение оплаты должны быть у вас на руках с того самого момента, как вы распростились со своими деньгами.
Турагент или туроператор обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать документы, необходимые для поездки:
- загранпаспорт с визами (если требуется);
- ваучер, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура;
- авиа- или железнодорожные билеты;
- медицинскую страховку.
Вы обязаны своевременно представить необходимые документы для оформления выезда и въезда. Кроме того, ваша святая обязанность - оплатить поездку. Обязательно требуйте документ, подтверждающий факт и сумму оплаты (это может быть туристская путевка или кассовый чек). Наконец, вы должны вовремя явиться к отъезду.
Изучаем договор
Начнем даже не с договора, а с того, кто, собственно говоря, его подписывает. Тот, кто подписал этот договор, должен дать вам внятный ответ - на основании какого документа. Не стоит спешить с подписанием договора - то, что вы подписали, будет свидетельствовать о том, что вы одобрили предложенные вам условия.
Проверьте наличие в договоре информация о туристической фирме, указания на регистрационные, лицензионные и банковские реквизиты. И не забудьте проверить, все ли названия совпадают (особенно рекомендую обратить внимание на совпадение названия фирмы в регистрационных документах (см. выше), в тексте договора и на печати).
А куда, собственно говоря, вы едете? Это должно быть отражено в договоре и турпутевке. Если это отражено только в ваучере, то могут возникнуть проблемы. Туристский ваучер регулирует отношения между туроператором и принимающей стороной.
Вам обязаны дать максимальную информацию о том, что надо делать и что делать не надо в той стране, в которую вы собираетесь. Это может быть в форме брошюры или памятки - главное, чтобы там содержалась исчерпывающая информация о правилах пребывания, обычаях, ограничениях и т.д.
Если была достигнута договоренность об оформлении въездной визы, то это должно быть прямо указано в договоре - в таком случае турфирма несет ответственность за правильность оформления въездных документов.
Конечно, если проблемы возникли из-за того, что ваш паспорт оформлен неправильно, что вы сообщили заведомо ложные сведения, то обращайтесь с претензиями по месту выдачи документов. Или вините в этом только себя.
Если вы решили отказаться от поездки
Если турист решил отказаться от поездки, то вам придется заплатить штраф (ст. 330 ГК РФ). Туристическая фирма вправе потребовать возмещения материального ущерба и упущенной выгоды, если это прямо указано в договоре.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ). Турфирма не вправе без особых оснований расторгнуть договор с туристом (равно как и без согласования с туристом менять программу пребывания и маршрут путешествия, в том числе город и гостиницу). По общему правилу турфирма не несет ответственности за неисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что причиной были обстоятельства непреодолимой силы.
Ребенок-путешественник
Несовершеннолетний, который отправляется в путешествие без родителей, должен иметь при себе:
- собственный загранпаспорт;
- письменное нотариально заверенное согласие обоих родителей на его выезд в сопровождении конкретного лица, с указанием дат выезда и въезда, маршрута и цели поездки.
"Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить" (ст. 20 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Так что в случае выезда ребенка с одним из родителей согласия второго родителя не требуется.
Это на бумаге. На самом же деле согласие могут потребовать и российские пограничники, и на пограничном контроле при въезде в страну путешествия, и при оформлении визы.
Так что нотариально заверенное согласие второго родителя оформлять придется, причем оно может быть оформлено на одну конкретную поездку или на определенный срок.
Согласия не требуется, если второго родителя юридически не существует, что может быть подтверждено:
- материнской книжкой;
- свидетельством о смерти;
- документом о лишении родительских прав;
- заявлением второго родителя об отказе от ребенка;
- документом из суда, свидетельствующим, что местонахождение второго родителя определить невозможно.
Свидетельство о разводе не входит в число "оправдательных" документов.
Если ребенок едет вместе с обоими родителями, то достаточно загранпаспорта. Свидетельство о рождении может понадобиться, если в семье разные фамилии.
Если потерян загранпаспорт
В случае если произошла такая неприятность, то вам надо будет получить свидетельство на въезд (возвращение) в РФ. Следует обратиться в местные органы внутренних дел, заявив о пропаже. Потом получите документ, подтверждающий утрату паспорта. Далее вам следует сфотографироваться, а потом с фотографиями и справкой из полиции следует отправиться в посольство или консульское учреждение РФ. Там вы пишете заявление о выдаче свидетельства на въезд (возвращение) в РФ. Оно выдается в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.10.98 N 1142.
После подтверждения вашей личности и уплате необходимых сборов вы получите этот документ. Подтвердить личность можно при помощи военного билета, служебного удостоверения с фотографией, водительского удостоверения и т.д. или заверенных в установленном порядке письменных заявлений не менее двух граждан РФ, подтверждающих личность заявителя.
Свидетельство выдается на срок, необходимый для возвращения в РФ (не больше 15 дней). По возвращении на Родину необходимо в течение трех дней сдать свидетельство в орган, выдавший паспорт.
Кое-что о компенсациях
Поправки к Федеральному закону от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" вступили в силу 1 июня 2007 года. Теперь операторы не вправе отказать в выплате компенсаций из-за отсутствия денег. Финансовым обеспечением служит или банковская гарантия, или договор страхования ответственности.
Страховое возмещение должно быть выплачено, если туроператор не выполнил своих обязательств по договору (ст. 17.4 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").
Выезжая за рубеж, стоит заранее сфотографироваться, сделать ксерокопию паспорта, а также взять еще один документ, удостоверяющий личность. Все это стоит хранить отдельно.
В числе самых распространенных нарушений можно выделить следующие.
Во-первых, нарушение условий договора. Например, турист оплатил проживание в пятизвездочном отеле с видом на море, а получил скромненькое бунгало с видом на ближайшую помойку.
Во-вторых, задержка рейса самолета. За перелет отвечает авиакомпания-перевозчик. Туроператор отвечает за сокращение отдыха, которое последовало за этим. Если один оплаченный день отпуска путешественник провел в аэропорту, то туроператор обязан возместить ущерб за этот день. Внимание: возмещать упущенную выгоду вам никто не будет.
В-третьих, нарушение требований закона. Так, отдых не должен быть опасным для жизни. Например, водитель экскурсионного автобуса должен быть кристально трезв, а автобус - технически исправен.
Так что же делать, чтобы получить компенсацию?
Не нервничать и решать вопросы по мере их возникновения.
Ищите представителя вашей компании, а перед этим - составьте претензию в двух экземплярах. Одну отдадите представителю, а другую оставьте у себя. На ней должна стоять подпись уполномоченного лица. В случае отказа (или если вы вообще не можете найти представителя) обратитесь с письменной претензией к администрации отеля, попросите их завизировать подпись на заявлении.
Возможно, что и этого сделать не удастся. В таком случае следует собрать как можно больше доказательств нарушения договора: фотографии, видеозаписи, свидетельские показания, квитанции о самостоятельной оплате услуг и т.д.
Обращаться с претензией следует в течение 20 дней после возвращения из поездки.
Стоит обратиться к оператору. Однако если вы здесь, а он далеко (например, в Москве), то обращайтесь к тому, кто продал вам тур.
В претензии указываете, как были нарушены условия договора и права туриста, укажите собранные доказательства, приложите копии подтверждающих документов.
В туристической компании берите расписку о том, что претензия получена. В случае если она отказывается принимать претензию, то можно отправить документ заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанция об отправке письма и уведомление о том, что оно было вручено, сохраните для суда.
Ответ на обращение должен последовать в течение десяти дней с момента его получения.
В случае отрицательного исхода следует обратиться в суд с исковым заявлением. Вы вправе подать в суд как по месту своего жительства, так и по месту регистрации ответчика. Ответчиком может выступать как турагент, так и туроператор, а лучше - оба сразу.
Как потребитель турист освобожден от уплаты государственной пошлины.
Вы имеете право получить неустойку в размере 3% за каждый день, который прошел с того момента, как туристическая организация отказалась добровольно удовлетворить требования отдыхающего.
Для получения компенсации от банка или страховой компании, потребуются следующие документы: - документ, подтверждающий, что стороны не договорились миром;
- копия судебного решения. После того как все документы будут представлены, банк или страховая компания должны выплатить компенсацию в течение 30 календарных дней.
По поводу турпутевки
В феврале 2008 года Верховный суд РФ отменил бланк "Турпутевка" по требованию П. Нетупского, который потребовал признать незаконным приказ Минфина России от 09.07.07 N 60н. По мнению истца, в бланке "Туристская путевка" указана только стоимость услуги, следовательно, документ не сможет защитить в суде потребителя, если туристическая компания не выполнит своих обязательств.
Верховный суд РФ согласился и бланк отменил.
Однако Федеральное агентство по туризму подало кассационную жалобу. И Кассационная коллегия ВС России отменила судебное решение, указав следующее.
В силу императивного характера положений закона об основах туристской деятельности оформление туристской путевки является обязательным. Вместе с тем реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, к существенным условиям которого отнесены в том числе и условия путешествия.
Данное условие должно быть в обязательном порядке предусмотрено договором. При таких обстоятельствах очевидно, что отсутствие условий путешествия в утвержденной форме туристской путевки не является нарушением прав потребителей и не лишает их права на защиту интересов.
Уклонение туроператоров или турагентов от заключения договора о реализации туристского продукта и оформления иных документов свидетельствует о неправильном применении законодательства и не может служить основанием для признания оспариваемой формы недействующей.
Е. Грингауз,
эксперт
"Практический бухгалтерский учет", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455