Учет размера платы за простой судна - демередж
В ходе внешнеэкономической деятельности любая организация сталкивается и с перемещением грузов на территорию России, и с вывозом их за ее пределы. При осуществлении морских перевозок очень часто возникают простои судна как в порту отправления груза, так и в порту прибытия. За такой простой обычно взимается соответствующая плата - демередж*(1). Рассмотрим проблемы отражения платы за простой судна в бухгалтерском и налоговом учете.
Морские перевозки регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ РФ). В соответствии с КТМ РФ перевозчик определяется как лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем либо фрахтователем или от чьего имени заключен такой договор, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить в порт назначения груз, переданный ему отправителем. Морским перевозчиком может быть как собственник судна, оказывающий услуги по перевозке грузов, так и фрахтователь, эксплуатирующий судно, которое судовладелец предоставил ему во временное пользование.
Следовательно, организация при морской перевозке может заключать договоры фрахта и с судовладельцем, и с фрахтователем напрямую, и через экспедитора.
Заключение договора морской перевозки через посредника
При морских перевозках очень часто применяется разновидность договора перевозки - договор фрахтования. Согласно ст. 787 Гражданского кодекса РФ фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько транспортных средств (либо часть их вместимости) на один или несколько рейсов для перевозки грузов (плата за перевозку по такому договору называется фрахтом). Фрахтователь имеет право заключать договор перевозки от своего имени и оказывать эти услуги на зафрахтованном судне.
Как правило, транспортировка грузов сопровождается комплексом сопутствующих операций, оказываемых экспедитором. Это могут быть:
участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
оформление документов, переадресовки грузов, коммерческих актов, прием и выдача грузов в портах назначения и отправления;
завоз-вывоз товаров (доставка грузов от склада грузоотправителя до порта и от порта до склада грузополучателя автотранспортом экспедитора или других фирм);
погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
информационные услуги;
страхование грузов;
платежно-финансовые услуги;
таможенное оформление грузов;
морское агентирование;
прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Приведем условный пример. ОАО заключило агентский договор с транспортно-экспедиторской компанией на прием сырья в порту Санкт-Петербурга. В соответствии с агентским договором транспортно-экспедиторская компания обязуется осуществить таможенное оформление сырья, погрузочно-разгрузочные работы и уплатить демередж*(2).
По условиям договора экспедитор в пятидневный срок после получения счетов от третьих лиц в соответствии с заключенными договорами или документами, подтверждающими расходы по перевозке или транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов, выставляет ОАО счет и составляет акт о выполнении работ. В акте стоимость оказанных услуг отражена в сумме 240 000 руб. с учетом НДС, включая:
таможенное оформление грузов - 50 000 руб., в том числе НДС 18% - 7627 руб.;
погрузочно-разгрузочные работы - 150 000 руб., в том числе НДС 18% - 22 881 руб.;
уплату демереджа - 40 000 руб.
К акту выполненных работ должны быть приложены копии подтверждающих первичных документов.
Получив счет и акт выполненных работ от транспортно-экспедиторской компании, бухгалтер ОАО делает в учете следующие записи:
Д 10 "Материалы", субсчет "Транспортно-заготовительные расходы" - К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по импортному сырью" - 42373 руб. - отражены расходы по таможенному оформлению груза;
Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - К 76, субсчет "Расчеты по импортному сырью" - 7627 руб. - выделен НДС по таможенному оформлению;
Д 10, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы" - К 76, субсчет "Расчеты по импортному сырью" - 127 119 руб. - отражены расходы по погрузочно-разгрузочным работам;
Д 19 - К 76, субсчет "Расчеты по импортному сырью" - 22 881 руб. - выделен НДС по погрузочно-разгрузочным работам;
Д 68 "Расчеты по налогам и сборам" - К 19 - 30 508 руб. (7627 руб. + 22 881 руб.) - принят к вычету из бюджета НДС;
Д 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" - К 76, субсчет "Расчеты по уплате демереджа" - 40000 руб. - отражены расходы по уплате демереджа.
При исчислении налога на прибыль бухгалтер ОАО отражает в составе расходов плату за простой судна в размере 40 000 руб. независимо от того, что общество действовало через экспедитора, не заключая договора фрахта напрямую с судовладельцем, и у него отсутствовали оригинальные документы, подтверждающие размер демереджа. Подтверждением данных выводов может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2007 г. по делу N А56-36541/2006.
Таким образом, если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что организация - покупатель товаров возмещает расходы по демереджу экспедитору, то такие затраты она учитывает в целях налогообложения прибыли по подп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ как суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы при условии их соответствия критериям признания расходов, определенным п. 1 ст. 252 НК РФ.
В.В. Земсков,
аудитор, д-р экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Демередж - денежная сумма, подлежащая уплате фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузочно-разгрузочными операциями сверх времени, предусмотренного в договоре морской перевозки или договорах фрахтования (чартерах). Ставка демереджа обычно устанавливается за каждый день простоя или соответственно часть дня либо за каждую тонну вместимости судна в день. Термином "демередж" иногда именуют просто время задержки судна под грузовыми операциями после использования сталийного времени до окончания погрузки и разгрузки судна.
*(2) Согласно ст. 132 КТМ РФ демередж определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. Если же такие ставки отсутствуют, размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа. С точки зрения общегражданского законодательства РФ демередж представляет собой исключительную неустойку (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2007 г. по делу N А42-1199/2007).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru