Методические подходы к внедрению систем управления инновациями в процессах развития промышленных кластеров
А.Е. Плахин,
Уральский государственный экономический
университет, г. Екатеринбург,
Российская Федерация
Журнал "Baikal Research Journal", N 1, январь-март 2017 г.
Форсирование научно-технического прогресса, нестабильность мировой экономики, возрастание рыночной конкуренции и другие значимые изменения создают условия для формирования новых подходов к механизмам образования и реализации бизнес-процессов и существенно преобразуют привычные формы хозяйственных отношений, а также меняют стиль и образ жизни современного общества.
Активное использование инноваций, генерирование новых знаний, формирование интеллектуального капитала и последующая его трансформация в результативное производство являются предпосылками для становления инновационного технического уклада, способного в дальнейшем обеспечить привилегированность конкурентных преимуществ национальной экономики и ее переход на инновационный путь развития.
В сложившихся условиях предметом пристального интереса ученых, представителей органов государственной власти и бизнес-структур являются вопросы, касающиеся проблем реализации интенсивного типа экономического роста и усовершенствования качества жизни народонаселения в постиндустриальной экономике. Соответственно, актуальность разработки научно доказанной методологии управления инновационным развитием промышленных кластеров как социально-экономических систем становится очевидной*(1) [1-6]. Она позволит обеспечить их дальнейшее устойчивое функционирование в условиях неопределенности факторов внешней и внутренней среды, а также будет способствовать необходимому приращению знаний в современной теории управления и экономической науке в целом.
На текущий момент представлено значительное количество определений понятия "управление", в контексте которых оно является элементом, деятельностью, функцией, процессом, противодействием, выбором, результатом и т.д., т.е. изучается в качестве науки, практики или конкретного объекта. В целях настоящего исследования понятие "управление" рассматривается как целенаправленное действие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для решения проблем инновационного развития. Использование разных подходов к управлению предусматривает учет определенных закономерностей развития социально-экономических систем как источника инноваций [7]:
- неравномерность развития разных функциональных свойств системы и направлений деятельности;
- гетерохронность как асинхронность фаз развития единичных структурных элементов системы и ее функциональных направлений;
- волнообразный тип развития системы в условиях риска и неопределенности, включая кризисные явления;
- восприимчивость, высокая степень чувствительности объекта управления к внешним воздействиям;
- кумулятивность, определяемая потенциалом, накопленным в предшествующие фазы развития;
- дивергенция (диверсификация), предполагающая увеличение разнообразия инноваций в процессе прогрессирования системы;
- конвергенция (разделение) - увеличение избирательности инновационной деятельности и др.
Производственные, логистические, энергетические, финансово-инвестиционные, инфраструктурные и другие системы чаще всего выступают в качестве приоритетных объектов управления инновационным развитием. Данный факт позволяет решать многоаспектные задачи инновационной деятельности промышленного кластера как объекта исследования.
В рамках изучаемого направления объектом управления инновационным развитием становятся промышленные кластеры с учетом особенностей их внутренней структуры и взаимосвязей с внешней средой.
Объект управления инновационным развитием в качестве открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой, находится в непрерывном развитии:
- меняется динамика жизнедеятельности;
- усложняются связи и структура;
- возникают новые свойства и процессы.
Инновационное развитие промышленных кластеров можно охарактеризовать как необратимость, нелинейность и специфичность. Образование у них новых качеств в ходе развития фактически означает переход из одного состояния в другое, сопровождающееся изменением состава или структуры. При этом главным свойством инновационного развития кластеров является их изменение во времени, поскольку, во-первых, всякое развитие реализуется в реальном времени и, во-вторых, именно время во многом определяет направление развития [8-12].
Следовательно, организация управления должна рассматриваться как комплекс организационно-распорядительных функций, позволяющих систематизировать процесс управления и соединять в единое целое все его элементы на всех уровнях, обеспечивая при этом эффективность управления, и динамичное инновационное развитие промышленного кластера в целом. В свою очередь, управление объектом в контексте инновационного развития представляет собой единство процессов управленческого цикла и форм его организации, направленное на разработку и внедрение нововведений за счет комплексного воздействия на составляющие элементы кластера с учетом содержательно-смыслового и динамического компонентов.
Изложенное позволяет перейти к формированию методологических аспектов исследования внедрения инноваций в процесс развития промышленных кластеров.
Проведенные исследования прототипа механизма осуществления инновационно-инвестиционных проектов среди инструментов управления социально-экономическим развитием (прогноз - концепция - план - программа) указывают на необходимость проработки вопросов, связанных с функционированием ее завершающего элемента - программного комплекса, "вписанного" в общую модель государственного управления экономикой [13-16].
Считаем целесообразным осуществлять решение данной задачи на основе так называемого программно-целевого подхода с учетом специфики рассматриваемой проблемы. Принципиальным моментом при этом должна стать идентификация "целевой траектории", которая определяет общую "идеологию" создания программ целевого развития.
Представляется, что формирование траектории реализации программно-целевого подхода должно происходить в следующей последовательности:
1. Постановка проблемы.
2. Исследование особенностей.
3. Разработка комплекса задач.
4. Создание конструктивной модели процесса развития промышленного кластера.
5. Составление алгоритма процесса развития и выбор методов решения поставленных задач.
6. Формулировка программных мероприятий.
Детализация каждого из звеньев в совокупности позволяет сформировать основу рекомендуемой методики разработки программ целевого развития (ПЦР) промышленного кластера. Исходной точкой должно стать установление перечня проблем, подлежащих решению при создании и практическом осуществлении ПЦР кластера. При проведении исследования было выделено 7 основных проблем и проведена их систематизация (рис. 1). Подходы к решению некоторых из них (например - 1, 2 и 3) на концептуальном уровне могут быть использованы при разработке конкретных ПЦР. В то же время другие проблемы (например - 4, 5, 6 и 7) требуют "приближения" к специфике среды их реализации и учета особенностей функционирования кластера при внедрении инноваций. В связи с этим необходима декомпозиция во второй точке обозначенной траектории до общепроблемного уровня, что позволит перейти к формулировке задач, подлежащих решению при построении механизма управления реализацией инноваций.
/------------------------------------------------\
/| 1. Выбор оптимальной формы (способа) |
| | осуществления инновационных проектов |
| \------------------------------------------------/
| /------------------------------------------------\
|| 2. Осуществление экономической политики, |
| | стимулирующей инноватику в кластере |
| \------------------------------------------------/
| /------------------------------------------------\
|| 3. Необходимость учета "суперсистемных" |
| | свойств и связей разных уровней экономики |
| | кластера |
| \------------------------------------------------/
/--------------\| /------------------------------------------------\
| Проблемы || | 4. Финансовое обеспечение разных уровней |
| реализации |+| экономики кластера |
| инноваций || \------------------------------------------------/
|в промышленных|| /------------------------------------------------\
| кластерах ||| 5. Ресурсное обеспечение разных уровней |
\--------------/| | экономики кластера |
| \------------------------------------------------/
| /------------------------------------------------\
|| 6. Организация оперативного управления |
| | реализации проектов в среде кластера |
| \------------------------------------------------/
| /------------------------------------------------\
| | 7. Построение |
\| информационно-мониторингового комплекса |
\------------------------------------------------/
Рис. 1. Систематизация проблем реализации инноваций в промышленном кластере
С учетом сказанного можно представить структурную модель, отражающую взаимосвязь выявленных особенностей, системно проявляющихся при решении обозначенных проблем на всех уровнях социально-экономической системы (рис. 2).
/---------------------------------------------\
/--| Необходимость системного подхода |
| | к решению задач |
| \---------------------------------------------/
| /---------------------------------------------\
|--| Волатильность экономических показателей |
| | кластера |
| \---------------------------------------------/
/---------------\ | /---------------------------------------------\
| Особенности |--+--| Повышенные риски |
|осуществления | | \---------------------------------------------/
| инноваций в | | /---------------------------------------------\
| промышленном | | |"Гео" (политическая, экономическая) |
| кластере | |--| зависимость в сочетании с национальной |
\---------------/ | | и региональной спецификой |
| \---------------------------------------------/
| /---------------------------------------------\
| | Сложность структуризации и контуризации |
\--| среды при реализации проектов |
\---------------------------------------------/
Рис. 2. Структурная модель взаимосвязи особенностей осуществления инноваций в промышленном кластере
Данная пятикомпонентная структура является универсальной и предполагает возможность дальнейшей декомпозиции до более детальных элементов исходя из условий и целей конкретной ПЦР.
Следующей точкой в рекомендуемой траектории реализации программно-целевого подхода является определение и формулировка основных задач, решение которых будет обеспечивать возможность создания модели "управляемой системы инновационно-инвестиционного развития", которая станет базой для разработки соответствующих программных мероприятий.
На основе проведенных исследований [17-21] определен комплекс задач, требующих решения для построения модели механизма управления реализацией инноваций в соответствующей среде промышленного кластера. Данный комплекс состоит из 6 позиций (рис. 3) и основывается на модели, описывающей структуру и взаимодействие системных компонентов среды реализации инвестиционных проектов.
/-------------------------------------------------\
/|1. Создание логико-имитационной модели |
| | системы управления |
| \-------------------------------------------------/
| /-------------------------------------------------\
||2. Структуризация среды реализации инновационно- |
| | инвестиционных проектов (выделение подсистем) |
| \-------------------------------------------------/
/----------------------\| /-------------------------------------------------\
|Задачи, подлежащие || |3. Идентификация информационного обеспечения |
|решению при построении|+| (построение информационного поля) |
|механизма управления || \-------------------------------------------------/
| реализации инноваций || /-------------------------------------------------\
\----------------------/| |4. Построение базовой эксплицитной (описательной)|
|| модели процесса реализации проекта |
| \-------------------------------------------------/
| /-------------------------------------------------\
| | 5. Обоснование методико-инструментарного |
|| обеспечения |
| \-------------------------------------------------/
| /-------------------------------------------------\
| | 6. Создание и решение комплекса |
\| "предметных" моделей |
\-------------------------------------------------/
Рис. 3. Комплекс задач, требующих решения для построения модели механизма управления реализацией инноваций в промышленном кластере
В данном комплексе важным является решение первых четырех задач, приводящее в итоге к конструированию базовой модели, декомпозированной до уровней, необходимых для понимания, с позиций управления происходящими процессами. В связи с этим представляется целесообразным провести детализацию "методологической" модели структуризации среды реализации инвестиционных проектов, состоящей из двух подсистем - квалификационной и ресурсной, путем выделения третьей - операционной подсистемы и информационных полей с учетом результатов проведенных исследований.
Преимуществом предлагаемого подхода является сформированная конструкция "рабочей" эксплицитной модели, в которой показано функционирование операционной подсистемы при продвижении проекта по этапам жизненного цикла и построение информационных полей в увязке с выделенными уровнями среды промышленного кластера (СР1-СР4) и блоками квалификационной и ресурсной подсистем (рис. 4).
"Пирамидальное" конструирование информационных полей для квалификационной (ИПСР-1) и ресурсной (ИПСР-2) подсистем обусловлено разной степенью детализации и количеством показателей, соответственно, в страновом (СР-1), региональном (СР-2), субъектном (СР-3) и муниципальном (СР-4) уровнях системы.
Предлагаемая разработка представляет собой суть четвертой точки траектории реализации программно-целевого подхода и позволяет перейти к этапам алгоритмизации и формализации решений. На основе этой модели с учетом решений в точках 1, 2 и 3 целевой траектории формулируется алгоритм "предметного моделирования" для разработки конкретных решений по механизмам мониторинга, управления и развития (точка 5 целевой траектории).
Укрупненно алгоритм образует следующую последовательность:
- разработка системной модели осуществления инновационно-инвестиционного проекта;
- структуризация выделенной системы;
- информационно-аналитическая контуризация для построения "управляемой" системы;
- формирование комплекса показателей для идентификации информационных полей среды реализации (ИПСР-1, ИПРС-2, ИПСР-3);
- разработка рекомендаций по формированию программных мероприятий, механизмов мониторинга и управления.
Следует подчеркнуть, что инновационно-инвестиционная деятельность, направленная на обеспечение экономической и социальной выгоды, для промышленного кластера играет ведущую роль в устойчивом развитии экономики региона. Инновационно-инвестиционный процесс в силу своей природы ориентирован на длительную временную перспективу, которую невозможно рассматривать в отрыве от глобальных трансформационных процессов.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Необходимо прогнозирование инновационной деятельности промышленных кластеров с учетом влияния на нее различных внутренних и внешних факторов. Требуется постоянно искать источники инвестирования, которые должны быть направлены на конкретные инновации и нововведения. Развитие инновационно-инвестиционных процессов возможно только в кластерах, обладающих большим производственным и интеллектуальным потенциалом.
В свою очередь развитие кластеров в значительный степени зависит от инструментов государственного воздействия на создание соответствующего экономического механизма. Большое значение в процессе воспроизводства интеллектуального капитала имеет научно-техническая политика, проводимая как на уровне государства, так и на уровне регионов.
Рассматриваемая проблема совершенствования методологии управления развитием промышленных кластеров как источников инноваций важна, поскольку ее решение положительно скажется на обеспечении эффективного функционирования всей национальной экономики в нестабильной рыночной среде, а разработанная методика построения моделей систем управления для создания механизма инновационно-инвестиционного развития позволит более обстоятельно взглянуть на возможности применения программно-целевого подхода в увязке с динамикой интеграционных процессов в экономике.
Список используемой литературы
1. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов / М. Алибаева, А. Алибаева, Б. Дусматов, Д. Одинаев // Вестник Технологического университета Таджикистана. - 2010. - N 3. - C. 96-102.
2. Баранов В.В. Формирование стратегии инновационной деятельности предприятий в различных отраслях российской экономики / В.В. Баранов, С.Н. Соколов, Д.А. Антипов // European Social Science Journal. - 2012. - N 5 (май). - С. 387-392.
3. Токтамышева Ю.С. Оценка реализации ориентированного развития экономики в регионах России / Ю.С. Токтамышева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - N 2. - С. 118-125.
4. Rosenfeld S.A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development / S. A. Rosenfeld // European Planning Studies. - 1997. - Vol. 5, N 1. - P. 3-23.
5. Sri Herliana. Regional innovation cluster for small and medium enterprises (SME): a triple helix concept / Sri Herliana // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Elsevier Ltd., 2015. - Vol. 169. - P. 151-160.
6. Xu Youli. Research on evaluation of enterprises' technology innovation performance from the perspective of industrial cluster networks / Xu Youli, Li Huiwei // Energy Procedia. - 2011. - Vol. 5. - P. 1279-1283.
7. Жура С.Е. Как оценить управление социально-экономическими системами? / С.Е. Жура // Российское предпринимательство. - 2010. - N 12-2. - С. 11-16.
8. Даваасурэн А. Развитие регионов путем создания инновационных промышленных кластеров / А. Даваасурэн // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - N 4-1. - С. 12-15.
9. Никулина О.В. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе / О.В. Никулина, К.И. Шевченко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 28. - С. 38-49.
10. Смирнов Е.Н. Особенности формирования региональной инновационной политики в условиях глобализации / Е.Н. Смирнов // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - N 3. - С. 145-146.
11. Фонотов А.Г. Роль государственной научно-технической политики в повышении инновационной активности российских предприятий / А.Г. Фонотов // Проблемы прогнозирования. - 2013. - N 3. - С. 35-47.
12. Церцеил Ю.С. Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики / Ю.С. Церцеил, В.В. Коокуева // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17, N 20. - С. 2779-2796.
13. Засимкина А.С. Государственное управление инновационно-инвестиционными проектами / А.С. Засимкина // Экономика. Бизнес. Банки. - 2016. - Т. 11. - С. 60-67.
14. Малинина С.Е. Категория инновационно-инвестиционных проектов в оценке эффективности / С.Е. Малинина // Actual Science. - 2016. - Т. 2, N 12. - С. 251-252.
15. Поташник Я.С. Отбор инновационно-инвестиционных проектов с учетом их влияния на прибыльность предприятия в постпроектном периоде / Я.С. Поташник, Г.С. Храбан // Вестник Мининского университета. - 2016. - N 1-1 (13). - С. 12.
16. Фраймович Д.Ю. Оценка роли различных инвестиционных процессов в инновационном развитии российских регионов / Д.Ю. Фраймович // Социальные и гуманитарные знания. - 2016. - Т. 2, N 1 (5). - С. 13-19.
17. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
18. Гладилин А.В. Методические подходы к внедрению инноваций в процессы развития социально-экономических систем / А.В. Гладилин, О.Н. Коломыц // Экономика и предпринимательство. - 2015. - N 6 (59-1). - С. 96-99.
19. Миронов Д.С. Государственно-частное партнерство как элемент механизма формирования и развития технопарковых структур / Д.С. Миронов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, N 4. - С. 49-56.
20. Огородникова Е.С. Инфраструктурное обеспечение процессов модернизации региональной экономики: монография / Е.С. Огородникова, М.М. Сидоренко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013. - 169 c.
21. Плахин А.Е. Инновационная активность крупного бизнеса в России / А.Е. Плахин, Е.Ф. Маджар // Инновации в создании и управлении бизнесом: материалы 3-й Междунар. науч. конф. преподавателей, сотрудников и аспирантов. - М.: Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2012. - С. 156-163.
------------------------------------------------------------------------
*(1) The Global Startup Ecosystem Ranking 2015. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Report_RVC_2014.pdf.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плахин А.Е. Методические подходы к внедрению систем управления инновациями в процессах развития промышленных кластеров / А.Е. Плахин // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, N 1.
Информация об авторе
Плахин Андрей Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, заместитель директора института менеджмента и информационных технологий, Уральский государственный экономический университет
Аннотация. В статье обосновываются организационный и методологический подходы к созданию систем управления инновационным развитием промышленных кластеров, адаптивное применение которых позволит обеспечить достижение долгосрочных конкурентных преимуществ национальной экономики. Раскрывается содержание категории "управление инновационным развитием", указывается на важность и необходимость исследования проблем внедрения инноваций в процессы развития промышленных кластеров как социально-экономических систем, предполагающих обоснование создания комплекса механизмов, которые позволяют, с одной стороны, осуществлять имеющиеся научно-технические достижения на конкретном предприятии промышленного кластера, а с другой - формировать необходимую среду для генерации инновационных идей и активизации инвестиционной деятельности всего кластера. При этом с опорой на общие комбинации и принципы целостной системы национальной экономики основное внимание в исследовании уделяется не только внутрирегиональной специфике, учитываются также общемировые тенденции инновационного и инвестиционного развития промышленных кластеров.