Какие последствия могут наступить для государственного (муниципального) учреждения в случае использования при осуществлении расчетов контрольно-кассовой техники, не обеспечивающей хранение фискальных данных в фискальных накопителях и не обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2017 г., с. 74-78.
Осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием контрольно-кассовой техники, не обеспечивающей хранение фискальных данных в фискальных накопителях и не обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, приведет к привлечению должностных лиц учреждения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Обоснование. 15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ*(1) в Закон о ККТ*(2).
К ним, в частности, относятся:
- плавный и поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде;
- передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС;
- возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
- изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. БСО приравнен к кассовому чеку;
- применение ККТ при оказании услуг, а также плательщиками ЕНВД;
- использование фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены один раз в три года плательщиками ЕНВД и "патентного" налога, а также лицами, работающими в сфере услуг. Предельные сроки использования фискального накопителя законом не ограничены;
- необязательность технического обслуживания для регистрации кассового аппарата в ФНС;
- экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных;
- поэкземплярный учет ФНС произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров;
- возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
Отметим, что внесенные изменения предусматривают переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.
Указанный переход не будет одномоментным. Федеральным законом N 290-ФЗ предусмотрено поэтапное внедрение новшеств.
Дата | Требования Федерального закона N 290-ФЗ |
До 01.02.2017 | Осуществляется регистрация ККТ в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, поименованного в п. 7 ст. 2 Закона о ККТ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ). С обозначенной даты учреждения обязаны заключать договоры с операторами фискальных данных и осуществлять через них передачу этих данных в налоговые органы в электронной форме. До указанной даты такие договоры могут быть заключены в добровольном порядке |
До 01.07.2017 | ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами |
До 01.07.2018 | Вправе не применять ККТ учреждения, освобожденные от использования ККТ Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ) |
В силу п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ при расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить их в электронной форме покупателю на предоставленный абонентский номер либо адрес электронной почты*(3).
В целях исполнения указанных обязанностей учреждение вправе направить покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты предоставленные покупателем до совершения расчета:
- сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или БСО*(4);
- информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный чек или бланк может быть бесплатно получен покупателем.
Согласно новому определению, введенному Федеральным законом N 290-ФЗ, кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
В свою очередь, БСО - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. БСО должен содержать сведения о расчете, подтверждать факт его осуществления и соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронном виде бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
ККТ - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы. Они должны обеспечивать запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формировать фискальные документы, обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.
Согласно п. 15 ст. 4.2 Закона о ККТ (введенной Федеральным законом N 290-ФЗ) в случае, если выявлена ККТ, не соответствующая требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, такая контрольно-кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, если иное не предусмотрено Законом о ККТ.
Контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Закона о ККТ, без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве контрольно-кассовой техники в смысле Закона о ККТ.
В связи с вышесказанным Закон о ККТ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям данного закона после 01.07.2017.
Таким образом, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием названного устройства ведет к привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
1 апреля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) При наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты.
*(4) Регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"