Может ли руководитель бюджетного учреждения принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2017 г., с. 69-71.
Руководитель учреждения вправе принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Однако такое решение должно быть экономически оправданным.
Обоснование. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете*(1) руководитель любого экономического субъекта обязан организовать:
- ведение бухучета;
- хранение документов бухучета.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете и п. 5 Инструкции N 157н*(2) руководители любого государственного (муниципального) бюджетного учреждения вправе:
- возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
- заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухучета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.
При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.
Напомним, что согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов и устава.
По мнению Минфина, высказанному в письмах от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, в соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены:
- регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения;
- порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией;
- порядок обмена электронными документами и сведениями;
- порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
- регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом;
- требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете и Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер";
- ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.
При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством РФ не предусмотрена передача иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, функций по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.
1 апреля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"