Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях
Г.В. Гущин,
научный консультант редакции журнала
Журнал "Главный врач", N 3, марта 2017 г.
В статье рассматриваются вопросы организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях и новые критерии оценки качества медицинской помощи, вводимые в действие с 1 июля 2017 года.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в целях обеспечения удовлетворенности пациента предоставленными медицинскими услугами, предотвращения дефектов оказания медицинской помощи и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
При осуществлении внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности решаются следующие задачи:
1) изучение информированности и удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации и соблюдения прав пациентов;
2) оценка:
- состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских организаций в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи;
- соответствия оказываемой медицинской помощи установленным порядкам и стандартам оказания медицинской помощи;
- соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации, а также медицинского оборудования;
- соблюдения качества и безопасности оказания медицинских услуг, в том числе диагностики, лечения, профилактики, реабилитации;
3) контроль организации мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности и инфекционному контролю при оказании медицинской помощи;
4) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи в медицинской организации;
5) мониторинг результатов проведенного контроля качества медицинской помощи;
6) выявление и анализ причин, повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
7) разработка организационно-методических рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности оказания медицинской помощи;
8) принятие управленческих решений по совершенствованию организации медицинской помощи;
9) контроль реализации управленческих решений.
Субъектами контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются должностные лица медицинских организаций, врачебные комиссии, специалисты соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Объектами контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- качество отдельных медицинских услуг;
- условия труда в медицинской организации, применение медицинских изделий и порядок их утилизации;
- соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
- контроля соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
- создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
- создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих, в том числе персонифицированный, учет при осуществлении медицинской деятельности.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации достигается за счет:
1) осуществления руководителями диагностических служб контроля качества на основе имеющихся критериев в соответствии с технологическими стандартами;
2) осуществления ответственным лицом ежемесячного контроля в соответствии с требованиями:
- организации работы с лекарственными препаратами;
- соблюдения санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического режимов;
- соблюдения технологии сестринских манипуляций;
- соблюдения технологии забора материала для лабораторных исследований;
- соблюдения технологии предстерилизационной обработки медицинского инструментария.
Контроль качества медицинской помощи осуществляется по трехуровневой системе:
Первый уровень контроля - заведующие отделениями и иными структурными подразделениями медицинской организации;
Второй уровень контроля - заместители руководителя медицинской организации;
Третий уровень контроля - врачебная комиссия медицинской организации (далее - ВК).
С целью организации проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинском учреждении приказом главного врача утверждается положение о системе внутреннего контроля и назначается должностное лицо, ответственное за проведение контроля качества медицинской помощи (далее - ответственный за проведение контроля).
Ответственным за проведение контроля проводится оценка соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним, при осуществлении профессиональной деятельности.
Ответственный за проведение контроля ежемесячно предоставляет руководителю медицинской организации аналитический отчет по осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и реализации принятых управленческих решений.
Внутренний контроль оказания медицинской помощи может осуществляться в виде: планового контроля (тематическая экспертиза), целевого контроля (по отдельным случаям), предупредительного контроля, контроля результата:
1. Плановый контроль осуществляется согласно плану-графику, утвержденному приказом руководителя медицинской организации:
- контроль соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
- контроль выполнения требований санитарно-эпидемиологического режима;
- контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;
- контроль исполнения распоряжений администрации.
2. Целевой контроль предусматривает реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандарта качества:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;
- анализ летальности на дому лиц трудоспособного возраста;
- анализ ятрогенных осложнений;
- анализ жалоб пациентов.
3. Предупредительный контроль оценивает уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи:
- контроль проведения профилактики внутрибольничных инфекций;
- контроль за рациональным использованием лекарственных препаратов;
- анализ результатов анкетирования больных по вопросам удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи.
4. Контроль результата - контроль выполнения принятых управленческих решений, в том числе - заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту.
В обязательном порядке контролю качества медицинской помощи подлежат следующие случаи:
В амбулаторно-поликлинических подразделениях:
- случаи летальных исходов в детском возрасте и лиц трудоспособного возраста;
- случаи летальных исходов на дому от управляемых причин;
- случаи повторного обращения по поводу одного и того же заболевания в течение 30 дней;
- случаи, сопровождающиеся ятрогенными осложнениями;
- случаи нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов (с обязательной подачей сведений в "Региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств");
- случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности и в послеродовом периоде;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
- случаи с длительной или стойкой утратой трудоспособности;
- случаи заболеваний со значительно (более 50% от средних) удлиненными сроками лечения;
- случаи расхождений диагнозов поликлиники и стационара;
- случаи расхождений диагнозов поликлиники и патологоанатомических диагнозов;
- случаи выявления социально значимых заболеваний в запущенных стадиях (онкологических заболеваний, туберкулеза и т.д.);
- случаи несвоевременного представления больных на ВК и в бюро медико-социальной экспертизы;
- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи.
В стационарных подразделениях:
- случаи летальных исходов;
- случаи, сопровождающиеся ятрогенными осложнениями;
- случаи нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов (с обязательной подачей сведений в "Региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств");
- случаи внутрибольничного инфицирования;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение 3-х месяцев;
- случаи послеоперационных осложнений и осложнений, связанных с применением инвазивных методик;
- случаи проведения внеплановых оперативных вмешательств, выполненных больным, поступившим на плановые операции;
- случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности, родов и в послеродовом периоде;
- случаи заболеваний со значительно удлиненными сроками лечения (более 50% от длительности по стандарту лечения);
- случаи расхождений заключительных клинических диагнозов, патологоанатомических диагнозов и судебно-медицинских диагнозов;
- случаи расхождений дооперационных и послеоперационных диагнозов;
- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи.
Заведующий отделением в соответствии с приказом руководителя медицинской организации и должностной инструкцией:
В стационаре:
- осуществляет постоянный контроль соблюдения врачами отделения порядков медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- оценивает полноту сбора анамнеза, диагноз, назначенное на данном этапе лечение и вносит необходимые коррективы, о чем делает соответствующую запись в медицинскую карту в течение трех дней, начиная с момента поступления пациента;
- осуществляет контроль интерпретации врачами отделения результатов исследований;
- осуществляет контроль своевременности проведения дополнительных методов исследования, необходимых для уточнения диагноза, а также своевременности проведения контрольных исследований;
- осуществляет контроль организации и соблюдения санитарно-эпидемиологического режима;
- осуществляет контроль организации лечебного питания;
- осуществляет контроль обеспечения и использования лекарственных препаратов;
- проводит раз в 10 дней общие обходы отделения с обязательным личным осмотром пациентов и последующей записью в первичных медицинских документах;
- анализирует работу подразделения с оценкой качественных и количественных показателей в ежемесячном режиме;
В поликлинике:
- осуществляет контроль за предоставлением пациентам льготного лекарственного обеспечения:
а) в 100% при выписке сильнодействующих и наркотических средств, психотропных веществ;
б) не менее 2-х медицинских карт от врача за месяц по каждой из программ льготного лекарственного обеспечения:
- осуществляет контроль оформления медицинской документации;
- анализирует причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность в ежемесячном режиме;
- анализирует работу подразделения с оценкой качественных и количественных показателей в ежемесячном режиме;
- принимает участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на исключение причин выявленных дефектов.
Заведующие амбулаторно-поликлиническими отделениями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, обязаны проводить осмотры всех беременных женщин, взятых на диспансерный учет, с оформлением результатов осмотра и рекомендаций в медицинской документации.
Выявленные заведующим отделением дефекты в оказании медицинской помощи заносятся в учетную форму "Журнал внутреннего контроля качества медицинской помощи", анализируются и докладываются с предложениями по их устранению не реже 1 раза в месяц ответственному за проведение контроля.
Журнал внутреннего контроля качества медицинской помощи
Примечание к таблице. Представленная форма журнала используется при первом и втором уровнях контроля. Инструкция по ведению журнала контроля качества медицинской помощи представлена в приложении 1.
Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части (или иные заместители, определенные руководителем организации) осуществляет контроль качества и безопасности медицинской деятельности на основе:
- анализа первичной медицинской документации;
- личного осмотра пациентов;
- при обходах подразделений учреждения.
Учет случаев контроля качества второго уровня также ведется в "Журнале внутреннего контроля качества медицинской помощи".
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи ежемесячно анализируются и докладываются, с предложениями по их устранению, ответственному за проведение контроля.
Врачебная комиссия осуществляет контроль качества и безопасности медицинской деятельности на третьем уровне и утверждается приказом руководителя медицинской организации в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии в медицинской организации".
Врачебная комиссия проводит заседания на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации, но, как правило, не реже 1 раза в неделю. Подкомиссии врачебной комиссии проводят заседания согласно плану-графику, утверждаемому председателем врачебной комиссии. Внеплановые заседания врачебной комиссии или ее подкомиссий проводятся по решению председателя врачебной комиссии, согласованному с руководителем медицинской организации.
При осуществлении контроля качества оказанной медицинской помощи врачебная комиссия:
- проводит проверку контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, в том числе оценку деятельности отделений и подразделений, проводит целевые экспертизы;
- рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- рассматривает результаты проверок, проводимых вышестоящим органами управления здравоохранением, территориальными органами Росздравнадзора, фондами ОМС и др. надзирающими органами.
Врачебная комиссия проводит ежемесячный анализ качества оказанной медицинской помощи и предоставляет результаты ответственному за проведение контроля с предложениями по оптимизации работы.
На всех уровнях контроля качества медицинской помощи в первую очередь подвергаются экспертизе - обязательные экспертные случаи. Прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается использованием метода случайной выборки.
При наличии, по данным контроля, на первой ступени нежелательных тенденций на втором и третьем уровне контроля возможно проведение целевых проверок качества оказания медицинской помощи (по отдельным нозологическим единицам, врачам, отделениям, льготному лекарственному обеспечению и т.д.).
Устанавливаются следующие примерные объемы экспертиз качества медицинской помощи, сверх случаев, подлежащих контролю в обязательном порядке:
для заместителей руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе, лечебной работе, медицинской части, амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи, а также с иными наименованиями должностей - не менее 30-50 экспертиз в течение квартала;
для заведующих амбулаторно-поликлиническими подразделениями по числу посещений:
- до 250 посещений в смену - не менее 20 случаев в месяц;
- свыше 250 посещений в смену - не менее 30 случаев в месяц;
- свыше 500 посещений в смену - не менее 60 случаев в месяц;
для заведующих стационарными подразделениями:
- при мощности 10 коек и менее - 50% случаев;
- при мощности от 11 до 25 коек - не менее 25% случаев;
- при мощности 26 коек и более - не менее 10% случаев.
Руководителем медицинской организации по результатам анализа, ежемесячно представляемого ответственным за проведение контроля, принимаются управленческие решения, которые фиксируются в приказах, положениях, инструкциях, протоколах врачебных конференций либо в иной документации в соответствии с утвержденным Положением о контроле качества медицинской помощи в медицинской организации.
Критерии оценки качества медицинской помощи
Качество медицинской помощи оценивается на основе соответствующих стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Новые критерии оценки качества медицинской помощи утверждены приказом Минздрава России от 15.07.2016 N 520н (приказ вступает в силу с 1 июля 2017 года)*(1). Нужно довести данный приказ до сведения всех заинтересованных лиц, внести необходимые изменения в систему оказания медицинской помощи и локальные нормативные акты, разработать алгоритмы проведения проверок КМП в соответствии с новыми критериями оценки.
Напомним читателям, что критерии качества медицинской помощи разработаны по группам заболеваний (состояний) на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи*(2).
Критерии качества применяются в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата*(3).
Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
Критерии качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях:
а) ведение медицинской документации - медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях*(4), истории развития ребенка, индивидуальной карты беременной и родильницы (далее - амбулаторная карта):
заполнение всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой;
наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство*(5);
б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи:
оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте;
в) установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;
г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента;
е) назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
ж) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (далее - клинические рекомендации):
оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в амбулаторной карте;
установление клинического диагноза в течение 10 дней с момента обращения;
проведение при затруднении установления клинического диагноза консилиума врачей*(6) с внесением соответствующей записи в амбулаторную карту с подписью заведующего амбулаторно-поликлиническим отделением медицинской организации;
з) внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;
и) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций;
к) назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком *(7):
оформление протокола решения врачебной комиссии медицинской организации;
внесение записи в амбулаторную карту при назначении лекарственных препаратов для медицинского применения и применении медицинских изделий по решению врачебной комиссии медицинской организации*(8);
л) проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке*(9);
м) осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке *(10) с соблюдением периодичности осмотров и длительности диспансерного наблюдения;
н) проведение медицинских осмотров, диспансеризации в установленном порядке*(11), назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.
Критерии качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара:
а) ведение медицинской документации - медицинской карты стационарного больного, истории родов, истории развития новорожденного (далее - стационарная карта):
заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой;
наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство*(12);
б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (далее - профильное отделение) (дневном стационаре) или отделении (центре) анестезиологии-реанимации медицинской организации:
оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;
в) установление предварительного диагноза врачом приемного отделения или врачом профильного отделения (дневного стационара) или врачом отделения (центра) анестезиологии-реанимации медицинской организации не позднее 2 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию;
г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии);
е) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
ж) указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики;
з) установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций:
установление клинического диагноза в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации;
установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления пациента в профильное отделение;
и) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром):
принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту*(13);
принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту*(14);
оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром);
к) проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) в течение 48 часов (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю, с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отделением (дневным стационаром);
л) проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения:
проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;
проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента;
м) назначение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения*(15) и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(16), врачебной комиссией медицинской организации, с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту;
осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;
н) осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другую медицинскую организацию, имеющую оборудование в соответствии со стандартом оснащения и кадры в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, утвержденными соответствующими порядками оказания медицинской помощи по профилям или группам заболеваний, с принятием решения о переводе врачебной комиссией медицинской организации, из которой переводится пациент (с оформлением протокола и внесением в стационарную карту), и согласованием с руководителем медицинской организации, в которую переводится пациент;
о) проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке*(17);
п) проведение при летальном исходе патологоанатомического вскрытия в установленном порядке *(18);
р) отсутствие расхождения клинического диагноза и патологоанатомического диагноза;
с) оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты с указанием клинического диагноза, данных обследования, результатов проведенного лечения и рекомендаций по дальнейшему лечению, обследованию и наблюдению, подписанной лечащим врачом, заведующим профильным отделением (дневным стационаром) и заверенной печатью медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами, выданной на руки пациенту (его законному представителю) в день выписки из медицинской организации.
Критерии качества по группам заболеваний (состояний)
Третья глава приложения к приказу Минздрава России от 15.07.2016 N 520н содержит "Критерии качества по группам заболеваний (состояний)". Он состоит из следующих разделов:
1. Критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях
2. Критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм
3. Критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ
4. Критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата
5. Критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка
6. Критерии качества при болезнях системы кровообращения
7. Критерии качества при болезнях органов дыхания
8. Критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования)
9. Критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки
10. Критерии качества при болезнях мочеполовой системы
11. Критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде
12. Критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках
13. Критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин
Приложение 1
Инструкция по ведению журнала контроля качества медицинской помощи
1. В графе 1 указывается количество пролеченных больных в отделении.
2. В графе 2 указывается количество проведенных экспертиз, процент выполнения ответственными лицами объема экспертиз по внутреннему контролю качества медицинской помощи.
3. В графах с 5 по 14 указывается количество выявленных при проведении проверки дефектов медицинской помощи в абсолютных цифрах и в % отношении от числа проведенных экспертиз:
в 5 графе - всего дефектов, допущенных при оказании медицинской помощи и оформлении первичной медицинской документации;
в 7 графе - дефекты, допущенные при проведении диагностических мероприятий;
в 9 графе - дефекты, допущенные при постановке и формулировке диагноза;
в 11 графе - дефекты, допущенные при проведении лечебно-профилактических мероприятий;
в 13 графе - дефекты, допущенные при оформлении медицинской документации.
В случае отсутствия дефектов медицинской помощи в соответствующей графе ставится прочерк.
4. В строках по "коду причин дефектов" указывается количественная величина причин по каждому из видов дефектов.
5. Повод для проведения экспертизы указывать сокращенно:
- "П" - плановая экспертиза;
- "Т" - тематическая экспертиза;
- "ОЭС" - обязательный экспертный случай.
С последующим указанием внизу таблицы повода проведения тематической экспертизы и расшифровки всех обязательных экспертных случаев.
6. Коды дефектов медицинской помощи по причинам их возникновения указываются сбоку от таблицы:
Код | Группы дефектов |
М | Причинами дефектов являлись действия (или бездействие) медицинского работника, непосредственно оказывавшего медицинскую помощь: М (в) - врача; М (с) - среднего медицинского работника. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - добросовестным заблуждением медицинских работников; - невыполнением или недобросовестным выполнением медицинскими работниками должностных обязанностей или требований нормативных правовых документов; - с другими факторами |
П | Причинами возникновения дефектов являются действия (или бездействие) пациента. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - отказом пациента от госпитализации; - невыполнением пациентом назначений лечащего врача; - непредоставлением пациентом полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья; - самовольным уходом пациента из стационара; - поздним обращением пациента за медицинской помощью; - с другими факторами |
Н | Причины возникновения дефектов не связаны с действиями (или бездействием) медицинского работника, непосредственно оказывавшего медицинскую помощь, или с действиями (или бездействием) пациента. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - исходной тяжестью состояния пациента; - особенностями течения заболевания (атипичность, скоротечность, необратимая стадия); - наличием тяжелых сопутствующих заболеваний; - с другими факторами |
О | Причины возникновения дефектов связаны с недостатками в организации медицинской помощи. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с недостатками: - в организации амбулаторно-поликлинического приема; - в организации работы вспомогательных лечебно-диагностических служб (лаборатория, рентген-отделение, физиотерапевтическое отделение и др.); - в организации проведения консультаций специалистов или исследований, отсутствующих в учреждении; - в организации работы приемного отделения стационара; - в организации поверок или технического обслуживания медицинского оборудования; - в обеспечении стационаров лекарственными средствами; - в организации своевременного повышения квалификации медицинских работников; - в разработке внутренних распорядительных документов по организации и оказанию медицинской помощи в учреждении; - в организации ознакомления персонала с нормативными правовыми или внутренними распорядительными документами; - в организации достоверного статистического учета оказываемой медицинской помощи; - в обеспечении сохранности медицинской документации в учреждении; - с другими факторами |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О новых критериях оценки качества медицинской помощи см. одноименную статью, опубликованную в N 12/2016 нашего журнала.
*(2) Статья 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(3) Показатели качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики: способность удовлетворить ожидания и потребности пациента и других заинтересованных сторон, безопасность, эффективность, своевременность, адекватность, доступность, преемственность и непрерывность.
*(4) Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению".
*(5) Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 10.08.2015) "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
*(6) Статья 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(7) Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 30.06.2015) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
*(8) В соответствии с пунктом 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н (ред. от 02.12.2013).
*(9) Статья 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(10) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1344н "Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" и приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
*(11) Часть 7 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(12) Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 10.08.2015) "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
*(13) Статья 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(14) Статья 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(15) Часть 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(16) Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2762-р.
*(17) Статья 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(18) Приказ Минздрава России от 06.06.2013 N 354н "О порядке проведения патологоанатомических вскрытий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Главный врач"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2012 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: научно-практический журнал для руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций. На его страницах рассматриваются наиболее актуальные вопросы менеджмента, экономики и организации здравоохранения. Журнал выгодно отличается от аналогичных изданий практической направленностью и оперативностью.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://управление-здравоохранением.рф/
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (подписной индекс 80977), "Пресса России" (подписной индекс 87440), "Каталог Российской прессы" (подписной индекс 14495), "Почта России" (подписной индекс П1653), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".