C чем связан рост цен на нефтепродукты и каковы меры, принимаемые ФАС России для их сдерживания?
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. На рост цен влияет ряд факторов. Это и динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.
С 2015 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти - "налоговый маневр", вследствие чего экспортная пошлина на нефть 2017-28024(1) уменьшилась на 189 долларов США (68,1%), на бензин товарный - 181 доллар США (72,4%), на дизельное топливо - 138 долларов США (76,5%), что привело к увеличению экспортного паритета на нефтепродукты, делая внешний рынок премиальным по отношению к внутреннему рынку Российской Федерации, что в свою очередь повлияло на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Ставка налога на добычу полезных ископаемых увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%).
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2016 года произошло увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 акцизы увеличились на 3 200 рублей за тонну (44%), акциз на автомобильный бензин класса 5 увеличился на 2 000 рублей за тонну (36%), на дизельное топливо всех классов акцизы увеличились на 700 рублей за тонну (20,29%).
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2016 N 34-ФЗ "О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.04.2016 года акцизы на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 повышены на 2 600 рублей за тонну (24,76%), акциз на автомобильный бензин класса 5 на 2 600 рублей за тонну (34,53%), акцизы на дизельное топливо повышены на 1 143 рубля за тонну (27,54%). Совокупность данных факторов, в частности увеличение налоговой нагрузки, способствующих росту цен на нефтепродукты на территории Российской Федерации, нивелировало падение цены на нефть, как фактора снижения цен на нефтепродукты. Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Закона о защите конкуренции. В период с 2008 по 2015 гг. было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также три "волны" дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО 2017-28024(1) "Лукойл", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ПАО АНК "Башнефть". Компании - нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.
По мнению ФАС России факторами, оказавшими влияние на формирование цен стали:
- сезонный спрос на нефтепродукты;
- профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
- динамика отгрузки (реализации) нефтепродуктов рядом крупных нефтяных компаний на экспорт;
- динамика производства нефтепродуктов рядом крупных нефтяных компаний;
- условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов;
- ситуация с объемами отгрузки нефтепродуктов, произведенных предприятиями Республики Беларусь по межправительственному соглашению.
В целях недопущения негативного сценария развития сложившейся ситуации ФАС России предприняты следующие меры:
- проведен ряд проверок российских нефтяных компаний, а именно обоснованность увеличения экспорта и объемов закупок нефтепродуктов на биржевых торгах, сокращение производства и объемов мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов;
- на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
- в адрес территориальных органов ФАС России направлено поручение об усилении контроля на рынке нефтепродуктов.
Совокупность вышеуказанных мер повлияла на стабилизацию сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов. В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.
При этом постепенно происходит выравнивание цен по регионам по стране. Кроме того, согласно Федеральному закону от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2017 года акциз на дизельное топливо повышен на 1 507 рублей (28,47%).
29 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, зарегистрированном Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. Регистрационное свидетельство Эл N ФС77-24394 от 15 мая 2006 г.