Место "кассир" создано в мае 2016 года. Сотрудница ушла в декрет в августе 2016 г. До мая 2017 года работодатель обязан провести СОУТ на рабочем месте "кассир", однако в результате структурной реорганизации работодатель в сентябре 2016 г. создал новое рабочее место "продавец-универсал", куда перевелись работники, занимавшие должность "кассир", за исключением сотрудницы находящейся в декретном отпуске. Согласно статьи 256 ТК РФ должность кассира, ушедшего в "декретный" отпуск, сохранена за ним, эта должность продолжает числиться в штатном расписании, но рабочего места такого больше нет, вместо сотрудника - "декретника" никто не принят. Согласно статье 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Также, при проведении СОУТ, эксперт обязан при идентификации опросить работника и указать его СНИЛС, если этого не сделает, то нарушит закон. А сделать этого не сможет, т.к. сотрудник ушел в "декретный" отпуск. Должен ли работодатель провести до мая 2017 г. оценку рабочего места "кассир", которого физически больше не существует, при условии, что на это рабочее место не выходит ни один работник? Какова позиция ГИТ, касаемо вопросов проведения СОУТ на местах декретных сотрудников?
1. Да, должен, поскольку такое место за работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, сохраняется. По окончании такого отпуска работодатель обязан будет предоставить работнику это место работы.
2. Если в организации создано рабочее место (независимо от того, работает на нем кто-либо на момент проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) или нет), то в отношении него обязательно должна быть проведена СОУТ.
Кроме того, нормами действующего законодательства установлен закрытый перечень случаев, когда СОУТ не проводится. Описанный Вами случай к ним не относится.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 4 ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 вышеуказанного 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 вышеуказанного 426-ФЗ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.