Выдаем дубликат трудовой книжки
А. Каменщиков,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Кудряшов,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2017 г., с. 79-82.
Компания может столкнуться с необходимостью выдачи своему бывшему работнику дубликата трудовой книжки в связи с ее утратой. Рассмотрим порядок предоставления и заполнения дубликата.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника*(1). Правилами установлен порядок выдачи ее дубликата в связи с утратой оригинала. Лицо, потерявшее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом по месту последней работы. Бывший сотрудник должен написать и представить в компанию заявление в свободной форме с просьбой о выдаче дубликата. Не позднее чем через 15 календарных дней после подачи заявления фирма обязана выдать ему дубликат трудовой книжки*(2).
Таким образом, независимо от того, когда именно была утрачена трудовая книжка, оформить ее дубликат организация вправе только после обращения работника.
Общий порядок заполнения дубликата
В общем случае при оформлении дубликата в него вносят*(3):
- сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы лица до начала трудовой деятельности в компании, подтвержденные соответствующими документами, имеющимися в ее распоряжении (в том числе представленными ранее самим лицом);
- сведения о работе и награждении (поощрении), которые компания вносила в трудовую книжку.
При этом необходимо руководствоваться разделами 1-6, а также пунктом 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек*(4).
В правом верхнем углу первой страницы (титульного листа) дубликата трудовой книжки делают надпись "Дубликат"*(5). Также на нем указывают следующую актуальную информацию о работнике*(6):
- фамилию, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены инициалами), дату рождения полностью (число, месяц, год) на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, например военного билета, заграничного паспорта, водительских прав и др.;
- запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном), ее делают только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);
- профессию и/или специальность (указывают на основании документов об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или других надлежаще оформленных документов).
В разделе "Сведения о работе" в графу 3 вносят запись об общем и/или непрерывном трудовом стаже работы лица до поступления в компанию, подтвержденном соответствующими документами.
Общий стаж работы записывают суммарно, то есть указывают общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.
После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывают по отдельным периодам работы в следующем порядке:
- в графе 2 указывают дату приема на работу;
- в графе 3 записывают наименование организации (работодателя), где трудилось лицо, а также структурное подразделение и работу (должность), специальность, профессию с указанием квалификации, на которую оно было принято.
Если представленные документы подтверждают, что лицо переводилось на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делают соответствующую запись.
Затем в графе 2 указывают дату увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 - причину (основание) увольнения, если в представленном бывшим работником документе имеются такие данные.
В случае если документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносят только имеющиеся в документах сведения.
В графе 4 указывают наименование, дату и номер документа, на основании которого произведены записи в дубликате.
Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего заверения копий кадровой службой возвращают владельцу. Компания обязана оказать содействие бывшему работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий трудовой деятельности в ней*(7).
Подтверждением трудового стажа могут являться справки, выписки из приказов, личных дел, личных карточек, лицевых счетов работника, ведомостей на выдачу заработной платы и другие документы. Стаж может быть подтвержден удостоверениями, характеристиками, письменными трудовыми договорами и соглашениями с отметками об их исполнении, трудовыми, послужными и формулярными списками, членскими книжками членов кооперативов и иными документами, содержащими сведения о периодах работы.
При отсутствии указанных выше документов в качестве доказательства трудового стажа могут быть приняты расчетные книжки (с отметками о выплате заработной платы) и членские билеты профсоюзов (с отметками об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии)*(8).
Также для установления стажа трудовой деятельности, предшествующей выдаче дубликата, можно использовать сведения, имеющиеся у ПФР: справки о периоде уплаты страховых взносов, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5) и т.п.
Отметим, что представляемые лицом документы должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (их кадровых служб) и заверены оттиском печати.
Если компания меняла название
Порядок оформления дубликата трудовой книжки в ситуации, когда с увольнения сотрудника прошло определенное время, за которое компания по какой-либо причине меняла название, отличается от общего случая.
После указания на титульном листе сведений о работнике лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, подписывает титульный лист и проставляет печать организации (при упоминании о ее наличии в учредительных документах). На титульном листе проставляют оттиск новой печати (так как фирма изменила свое наименование, соответственно, поменялась и ее печать).
В графе 3 раздела "Сведения о работе" в виде заголовка указывают полное и сокращенное (при его наличии) наименование компании, которое существовало в момент приема бывшего сотрудника на работу - до переименования. Под этим заголовком в графе 1 ставят порядковый номер и далее по порядку вносят все необходимые записи о приеме, переводах и увольнении*(9).
После внесения записи об увольнении, но до заверения дубликата должностными лицами компании нужно внести запись о переименовании юридического лица в определенном порядке.
С этой целью в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки отдельной строкой делают запись: "(старое наименование организации - полностью) с такого-то числа переименовано в (новое название организации - полностью)" (см. образец на с. 82). В качестве основания указывают документы о переименовании - протокол (решение собственников) или приказ по основной деятельности. Графы 1 и 2 при этом остаются пустыми.
Образец заполнения дубликата трудовой книжки
Дубликат
Трудовая книжка
ТК-II N 4625251
Фамилия Иванов
________________________________________________________________
Имя Иван
____________________________________________________________________
Отчество Иванович
_______________________________________________________________
Дата рождения 10.06.1993
__________________________________________________________
(число, месяц, год)
Образование высшее
____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Профессия,
специальность экономист
__________________________________________________________
Дата заполнения " 10 " марта 20 17 г.
---- ------------------------------------ ----
Подпись владельца книжки Иванов
_______________________________________________
М.П. Подпись лица, ответственного за ведение
трудовых книжек
Румянцева
________________________________________
(разборчиво)
Сведения о работе
Серия и номер* | ТК-II N 4625251 |
N | Дата | Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) | Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись | ||
число | месяц | год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Общий трудовой стаж составляет 2 года 1 месяц 28 дней | |||||
01 | 09 | 2014 | Принят в Общество с ограниченной ответственностью | Копия приказа от | |
"Ромашка" менеджером | 01.09.2014 N 94-к | ||||
04 | 09 | 2015 | Трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, | Копия приказа от | |
п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ | 04.09.2015 N 48-к | ||||
Общество с ограниченной ответственностью "Актив" | |||||
(ООО "Актив") | |||||
1 | 21 | 09 | 2015 | Принят на должность руководителя отдела продаж | Приказ от 21.09.2015 N 52-ок |
2 | 14 | 11 | 2016 | Уволен по собственному желанию, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ | Приказ от 14.11.2016 N 79-ок |
Общество с ограниченной ответственностью "Актив" с | Решение собрания | ||||
01.01.2017 переименовано в Общество с ограниченной | акционеров от 30.12.2016 N 2 | ||||
ответственностью "Пассив" | |||||
Менеджер по персоналу Румянцева Е.Т. | |||||
Ознакомлен Иванов И.И. |
Все произведенные записи заверяют подписью работника, подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и новой печатью организации.
Дополнительно можно выдать бывшему работнику справку с подтверждением периода работы и переименования организации (см. образец ниже).
Образец справки с подтверждением периода работы и переименования организации
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Общество с ограниченной ответственностью "Пассив"
Исх. N 24 от 12.04.2017 | По месту требования |
Справка
Настоящей справкой подтверждаем, что Иванов Иван Иванович осуществлял трудовую деятельность в нашей компании с 21.09.2015 по 14.11.2016 в должности руководителя отдела продаж на основании заключенного трудового договора от 21.09.2015 N 52-тд, приказа о приеме на работу от 21.09.2015 N 52-ок и приказа о расторжении трудового договора от 14.11.2016 79-ок.
Также подтверждаем, что с 01.01.2017 наша компания была переименована из ООО "Актив" в ООО "Пассив" согласно решению собрания акционеров от 30.12.2016 N 2.
Заверенные копии договора, приказов и решения собрания акционеров прилагаем к данной справке.
Генеральный директор Петров Петров Д.М.
--------- --------------
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 66 ТК РФ; п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей, утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)
*(2) п. 31 Правил
*(3) п. 32 Правил
*(4) п. 7.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. пост. Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция)
*(5) п. 1.2 Инструкции
*(6) п. 2.1 Инструкции
*(7) п. 7.2 Инструкции
*(8) п. 34 Правил
*(9) п. 3.1 Инструкции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.