Ответственность медучреждения за ошибки в лечении больных по договору с предприятием. Споры и советы компаниям
Г. Бойцов,
генеральный директор
ООО "Межрегиональная юридическая консультация"
Журнал "Трудовое право", N 5, май 2017 г., с. 57-112.
Чтобы наиболее полно и понятно раскрыть тему, обозначенную названием настоящей статьи, необходимо уделить внимание не только конкретно участникам договорных обязательств и их спорам с медицинскими организациями, но прежде всего рассказать о тех правовых нормах, а также вообще о действующем законодательстве Российской Федерации, не только регламентирующем договорные обязательства (договорное право), но и регулирующем работу и ответственность медицинских учреждений, которые мотивируют различные предприятия заключать договоры с лечебными учреждениями. Прежде всего скажем несколько слов непосредственно о самой медицине как одной из самых необходимых сфер научной и практической деятельности людей, ставящей своей задачей сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, и следовательно, наиболее часто и необходимо требующейся для рождения и дальнейшего существования человека.
Здравоохранение в России является непосредственной заботой государства. Ведь оно заинтересовано в росте продолжительности жизни людей. Положительной стороной российской системы здравоохранения являются гарантии получения бесплатной врачебной помощи. Это конституционное право каждого гражданина страны. Социально ориентированная система здравоохранения в России направлена на поддержание и сохранение здоровья человека. Однако на практике медицинское обслуживание населения РФ сталкивается с целым рядом проблем, не позволяющих ему функционировать с необходимой эффективностью:
- недостаточное финансирование;
- нерациональное распределение выделенных казной средств;
- несбалансированность в соотношении объёмов предоставляемых гражданам медицинских услуг и имеющихся у отрасли ресурсов;
- низкий уровень квалификации, недостаточное количество, а также высокая интенсивность работы среднего медперсонала, что особенно ярко наблюдается в амбулаторной практике;
- недостаток внимания к профилактической помощи гражданам в амбулаторных условиях;
- недочёты системы медицинского образования, готовящей врачебные и сестринские кадры;
- неготовность врачей и медсестер к оказанию профилактической медпомощи на самом высоком уровне.
Безусловно, в настоящее время государство не перестаёт активно работать для сохранения и дальнейшего развития именно социально-профилактической направленности отечественного здравоохранения.
Здравоохранение в России сегодня включает в себя три направления: государственное, муниципальное и частное. Из сказанного мы можем сделать вывод о том, что российская система здравоохранения является смешанной. На сегодняшний день сосуществование всех трёх направлений считается целесообразным, так как способствует увеличению списка и повышению качества врачебных услуг.
Основное заблуждение российского здравоохранения - декларация того, что медицина в России является бесплатной. Государственная система здравоохранения в России - это государственные денежные средства плюс денежные средства, полученные от обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, её субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированный объём бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий). Граждане также имеют право на оказание им медицинских услуг за счёт средств предприятий, учреждений и организаций.
Несмотря на то, что заключение договора добровольного медицинского страхования значительно выгоднее, чем заключение соответствующих договоров с медицинскими учреждениями напрямую, по-прежнему множество работодателей предпочитают поступать именно так. Договоры с медицинскими учреждениями очень часто заключают страховые компании, которые занимаются непосредственно страхованием жизни и здоровья населения. Но также в число заключающих договоры на медицинские услуги входят и те организации, которые заинтересованы в повышении производительности труда, дальнейшем развитии и, следовательно, вынужденные заботиться о здоровье своих сотрудников и заключающие договоры на платное медицинское обслуживание своего персонала.
В ряде случаев работодатели заключают договоры с медучреждениями, так как обязаны проводить медосмотр своего персонала, причём за счёт собственных средств. Организация имеет право сама перечислить денежные средства медикам со своего расчётного счёта, а может выдать денежные средства своему работнику, чтобы он сам рассчитался с медицинским учреждением.
Именно так обстоит дело на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, в лечебно-профилактических и детских учреждениях. Таким же образом придётся проводить медосмотры сотрудников водопроводных сооружений, а также персонала, который занят на тяжёлых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда или связанных с движением транспорта. Приведённый список значительно расширяется как Перечнем вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся медицинские осмотры, так и Перечнем работ, при выполнении которых осмотр обязателен (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н). Например, сотрудник любой сферы бизнеса, чья работа предполагает использование компьютера более 50% рабочего времени, должен проходить медосмотр у невролога и офтальмолога. Причём не только периодический (один раз в 2 года), но и перед устройством на работу. Также практически во всех организациях имеются водители, которые также должны обследоваться и, кроме того, проходить психиатрическое освидетельствование. В различных субъектах РФ могут быть введены дополнительные основания для проведения медосмотров. Например, в Москве действует перечень категорий работников, которые подлежат обязательным медосмотрам, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. N 1228. В этом Перечне помимо прочего упоминаются работники торговли промышленными товарами.
Таким образом, в каждой организации найдётся хотя бы один сотрудник, которого необходимо отправлять на медосмотр. С развитием науки, промышленности люди, работающие на предприятиях, всё чаще подвергаются риску получить различные профессиональные заболевания, многие из которых ранее редко встречались в медицине. Отсюда растёт число предприятий, вынужденных заключать договоры с организациями здравоохранения, и процесс этот нескончаем.
Насколько серьезно наше государство относится к профилактическому медосмотру работников предприятий, мы можем судить по действующему постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922, а также Трудовому кодексу РФ. Из указанных правовых актов следует, что за сотрудником на время прохождения осмотра сохраняется средний заработок по месту работы, который исчисляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922). При этом время прохождения осмотра в выходной или праздничный день (только с согласия работника) оплачивается в двойном размере (ст. 153 ТК РФ). Вместо двойной оплаты сотрудник может взять отгул, тогда день прохождения осмотра оплачивается в одинарном размере. Если обследование не пройдено по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника (например, болезнь), то время отстранения сотрудника от работы оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), как время простоя. А в случае, когда осмотр не пройден по вине работодателя (например, не выдано направление), время отстранения оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы. Время отстранения от работы, причиной которого стал отказ от прохождения осмотра или от временного перевода на другую должность, не оплачивается.
Когда стали понятны причины и цели заключения договоров различных организаций на оказание медицинской помощи, перейдём непосредственно к теме нашей статьи. Для начала необходимо условиться, что в дальнейшем под словом "предприятие" мы будем понимать как юридические лица, так и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), которые зарегистрировались в соответствии с законодательством как работодатели.
Ответ на вопрос, стоит ли вообще заключать договор на оказание платных медицинских услуг, мы получим в Постановлении Правительства Российской Федерации N 1006 от 04.10.2012. В п. 2 указано, что "платные медицинские услуги оказываются пациентам на основании договоров", а п. 16 оговаривает, что "договор между медицинским учреждением и потребителем (заказчиком) медицинской услуги заключается в письменной форме". Без оформления и подписания договора лечебное учреждение не вправе оказывать платные услуги пациентам.
Договор необходим для защиты прав пациента в случае возникновения конфликтных ситуаций: претензий по поводу качества, объёма или сроков выполнения предоставленных услуг, нарушения гарантийных обязательств со стороны медицинского учреждения. Договор составляется перед началом проведения медицинского обслуживания. Из двух заполненных экземпляров один получает пациент, второй находится в лечебном учреждении.
Теперь необходимо выяснить, что такое договор на оказание медицинских услуг с медицинским учреждением, что именно должен содержать и какими правовыми нормами регламентируется.
Договор на оказание медицинских услуг: содержание и правовое регулирование
Для начала отметим, что Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) не даёт определения платных медицинских услуг. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила), под платными медицинскими услугами понимают медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счёт личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг являются исполнитель медицинской услуги и заказчик медицинской услуги. Исполнителем выступает медицинское учреждение, предоставляющее платные медицинские услуги. Необходимо знать, что к таким учреждениям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Заказчиком медицинской услуги может быть физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя. Потребителем медицинской услуги именуется заказчик медицинской услуги - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Заказчик - потребитель, получающий платные медицинские услуги, приобретает статус пациента, на которого распространяется действие Закона об охране здоровья.
Оказание платных медицинских услуг регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Договор на оказание платных медицинских услуг относится к договорам возмездного оказания услуг, которые регулируются нормами гл. 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (медицинское учреждение) обязуется по заданию заказчика (организации) оказать услуги потребителю (сотрудникам), а заказчик - оплатить эти услуги. В соответствии с п. 17 Правил, в число существенных условий договора входят, в частности, условия и сроки предоставления медицинских услуг. Условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Правилами установлено, что договор должен содержать:
1. Сведения об исполнителе:
1.1. Наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
1.2. Фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
1.3. Номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата её регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа;
1.4. Фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
1.5. Фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
1.6. Наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;
2. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
3. Стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
4. Условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
5. Должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
6. Ответственность сторон за невыполнение условий договора;
7. Порядок изменения и расторжения договора.
На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета, составление которой становится обязательным по требованию любой из сторон договора, в этом случае смета будет являться неотъемлемой частью договора.
Действующие Правила устанавливают письменную форму договора на предоставление медицинских услуг. Договор может быть заключён не только в простой письменной форме. Письменная форма договора будет считаться соблюдённой путём акцепта потребителем медицинских услуг (оплаты стоимости соответствующих медицинских услуг) публичной оферты исполнителя. В качестве публичной оферты будут выступать Правила (Порядок) оказания медицинских услуг медицинской организации, размещённые в сети Интернет и её информационных стендах. При этом Правила (Порядок) должны включать предложение заключить с лицом, обратившимся за медицинской услугой, договор и указывать все существенные условия договора. Если заказчик и потребитель не совпадают в одном лице, то договор составляется в 3 экземплярах, по одному для каждой из названных сторон, третий - для исполнителя. В случае если договор заключается между потребителем и исполнителем, то в 2 экземплярах.
К договорам оказания платных медицинских услуг применяются также правила, предусмотренные гл. 39 ГК РФ, общие положения о подряде (ст. 702-729 ГК РФ), положения о бытовом подряде (ст. 730-739 ГК РФ), если это не противоречит статьям гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора на оказание медицинских услуг. На данные правоотношения также распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в том числе на отношения по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного медицинского страхования (согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
К особенностям договора на оказание платных медицинских услуг можно отнести: обязанность строго соблюдать порядок оказания медицинской помощи, утверждённый приказами Минздрава России; пациент обязан предоставлять медицинскому учреждению полные и достоверные сведения о состоянии своего здоровья и иную информацию, которая необходима для медицинского вмешательства. Исполнитель должен выдать заказчику (законному представителю потребителя) документы, которые отражают состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Приведём примерные образцы нескольких различных договоров с медицинскими предприятиями на оказание платных услуг, в том числе и Договор возмездного оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров (обследований).
Образец 1
Договор на оказание медицинских услуг N ___
г. __________ | "__" ______ 20__ г. |
"_____________________________________" лицензия на право осуществления медицинской деятельности ________________________________ именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице ____________________, действующего на основании _____________________, с одной стороны и (гр.) Ф.И.О. _______________________________________, именуемый в дальнейшем "Заказчик", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Предмет Договора
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказывать на возмездной основе необходимую медицинскую помощь (медицинские услуги, в том числе профилактические, лечебно-диагностические, реабилитационные, ортопедотравматологические, и др.), отвечающую требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, в условиях стационара Пациенту: Ф.И.О. ___________________________________________, а Заказчик добровольно принимает на себя обязательство оплачивать оказанные медицинские услуги (медицинскую помощь) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Заказчик (Пациент) имеет право:
2.1.1. Получать квалифицированные медицинские услуги (медицинскую помощь).
2.1.2. В любой момент отказаться от медицинской помощи с оплатой фактически оказанных услуг.
2.1.3. Заказчик имеет право на получение информации о стоимости оказанных услуг на любом этапе стационарного обследования и лечения (за исключением выходных и праздничных дней).
2.1.4. Получать сведения о квалификации и сертификации специалистов.
2.1.5. Самостоятельно, после согласования с лечащим врачом, приобретать расходные материалы и лекарственные средства, за качество которых исполнитель ответственности не несет.
2.1.6. Предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с законодательством РФ.
2.2. Заказчик (Пациент) обязуется:
2.2.1. Оплатить стоимость предоставляемой медицинской помощи (медицинских услуг), согласно Прейскуранта, действующего на момент заключения договора (госпитализации).
2.2.2. Выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платных медицинских услуг, включая сообщение необходимых для этого сведений.
2.2.3. Возместить убытки в случае причинения ущерба пациентом имуществу Исполнителя.
2.3. Исполнитель имеет право:
2.3.1. Определять длительность лечения, объем медицинских услуг, необходимость перевода в отделения другого профиля в соответствии с состоянием здоровья Пациента;
2.3.2. В случае возникновения неотложных состояний, угрожающих жизни Пациента, самостоятельно определять объем исследований, манипуляций, оперативных вмешательств, необходимых для установления диагноза, обследования и оказания медицинской помощи.
2.3.3. При необходимости привлекать для оказания медицинских услуг сторонних исполнителей и соисполнителей по согласованию с Пациентом и Заказчиком.
2.3.4. Исполнитель имеет право расторгнуть договор при нарушении Пациентом правил внутреннего распорядка больницы.
2.4. Исполнитель обязан:
2.4.1. Ознакомить Пациента при поступлении в стационар с правилами внутреннего распорядка больницы.
2.4.2. Обеспечить соответствие предоставляемых по настоящему Договору услуг требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения на территории Российской Федерации.
2.4.3. Представлять счет-фактуру с указанием перечня и стоимости оказанных медицинских услуг.
2.5. Пациент имеет право:
2.5.1. Получать в доступной для него форме имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
2.5.2. Пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В случаях, когда состояние Пациента не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах Пациента решает консилиум, а в особых случаях лечащий (дежурный) врач. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом или его законным представителем, а также врачом.
2.6. Пациент обязуется:
2.6.1. Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка больницы и соблюдать их.
2.6.2. Выполнять назначения лечащего врача.
2.6.3. Сообщать лечащему врачу все сведения о состоянии своего здоровья.
2.6.4. В случае любых изменений в состоянии здоровья немедленно сообщать об этом лечащему (дежурному) врачу.
3. Стоимость услуг и порядок расчётов
3.1. Заказчик оплачивает медицинские услуги по Прейскуранту, утверждённому Исполнителем.
3.2. Заказчик оплачивает 100% предварительную стоимость медицинских услуг.
3.3. При заключении договора с 17-00 до 8-30, а также в выходные и праздничные дни заказчик оплачивает авансовую стоимость медицинских услуг в размере _______ рублей, которую вносит в кассу в первый рабочий день, а оставшуюся часть суммы оплачивает после составления предварительной стоимости услуг.
3.4. Предварительная стоимость медицинских услуг по данному договору составляет ________ рублей.
3.5. Стоимость услуг может быть увеличена по согласованию с Заказчиком в случае оказания Пациенту дополнительных медицинских услуг, в том числе и по просьбе Пациента.
3.6. При госпитализации экстренных Пациентов, подлежащих лечению в условиях отделения реанимации или палат интенсивной терапии, а также соматически тяжелых больных (онкологические пациенты с 4-й стадией ракового процесса; с хронической почечной и/или печеночной недостаточностью, легочно-сердечной недостаточностью в терминальной стадии и прочие) - предоплата составляет не менее ___________ рублей.
3.7. Окончательный расчет производится накануне или в день выписки до _____ при предъявлении паспорта и квитанций о предварительной оплате и по согласованному сторонами Акту за оказанные медицинские услуги. Если стоимость медицинских услуг меньше внесенного аванса, то остаток денежных средств возвращается заказчику.
4. Ответственность Сторон
4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. "Исполнитель" не несет ответственности в случаях:
- возникновения осложнений по вине Пациента (невыполнение назначений врача, несвоевременное сообщение о возникших отклонениях и нарушениях в состоянии здоровья);
- прекращения лечения по инициативе Пациента.
5. Конфиденциальность
5.1. Исполнитель обязуется хранить в тайне информацию о факте обращения Пациента за медицинской помощью, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
5.2. С согласия Пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну другим лицам, указанным Пациентом или его законным представителем.
5.3. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия Пациента или его законного представителя допускается в случаях, установленных ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
6. Сроки исполнения
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и внесения Заказчиком 100% предоплаты предварительной стоимости медицинских услуг и действителен до полного исполнения сторонами своих обязательств.
7. Дополнительные условия
7.1. Заказчик (Пациент) уведомлен о порядке получения медицинской помощи на территории Российской Федерации, а также о возможности получения бесплатной медицинской помощи, предусмотренной программами обязательного медицинского страхования. Заказчик (Пациент) согласен получить медицинскую помощь (медицинские услуги) в Клинической больнице N _______ на платной основе.
7.2. Сумма расходных материалов и лекарственных препаратов, приобретенных Заказчиком (Пациентом) самостоятельно, в счет оказанных медицинских услуг не включается.
7.3. Согласие Заказчика (Пациента) на проведение медицинской услуги и факт её получения одновременно означает и согласие Заказчика (Пациента) на оплату этой услуги.
7.4. Все остальное, что не урегулировано настоящим Договором, регулируется законодательством Российской Федерации.
8. Рассмотрение споров
При наличии претензии к проведенным обследованиям, консультациям специалистов, лечению и пр. (по мнению Пациента) Заказчик (Пациент) обязан в тот же день информировать о данном факте лечащего врача и/или заведующего отделением. Все споры по договору стороны стараются урегулировать в дружеском порядке путем переговоров. В случае невозможности урегулирования спора путем переговоров, спор подлежит разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в суде по месту нахождения Исполнителя.
9. Реквизиты сторон
Исполнитель: | Заказчик: |
Образец 2
Договор N ______ оказания стоматологических услуг
г. __________ | "__" ______ 20__ г. |
_____________________, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице директора ______________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны и ___________________________, именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора ____________________________. действующего на основании Устава, с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать работникам Заказчика, именуемым в дальнейшем "Пациенты", услуги по терапевтической, хирургической и протезной стоматологии, именуемые далее "стоматологическое лечение", отвечающее требованиям, предъявляемым к современным методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
1.2. Виды диагностического обследования и лечения будут рекомендоваться каждому Пациенту индивидуально в соответствии с перечнем предоставляемых услуг по стоматологическому лечению и действующим прейскурантом Исполнителя.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. обеспечивать оказание качественного стоматологического лечения Пациенту;
2.1.2. в процессе стоматологического лечения информировать Заказчика или его представителя о предстоящих основных или дополнительных лечебно-профилактических и прочих процедурах и их стоимости, необходимых медикаментозных препаратах, расходных материалах и их стоимости;
2.1.3. организовывать за счет Заказчика и с его согласия необходимые обследования в других медицинских учреждениях, с которыми имеются договорные отношения, при невозможности их выполнения силами Исполнителя;
2.1.4. вести медицинскую документацию и выдавать Пациентам медицинские документы установленного образца;
2.1.5. вести учет вида, объема и качества оказанного стоматологического лечения, а также средств, полученных от Заказчика, а также выступать представителем интересов Заказчика перед соисполнителями;
2.1.6. гарантировать Заказчику защиту конфиденциальной информации по каждому Пациенту;
2.1.7. ставить в известность Заказчика о предполагаемой сумме дополнительных расходов.
2.2. Исполнитель имеет право:
2.2.1. отказаться от исполнения настоящего договора при невыполнении назначений лечащего врача и медицинского персонала;
2.2.2. приостановить выдачу медицинской документации Заказчику в случае задержки оплаты до разрешения разногласий;
2.2.3. увеличить объем стоматологической помощи без письменного согласия Пациента, если это необходимо в интересах состояния здоровья Пациента.
2.3. Заказчик обязан:
2.3.1. оплатить оказание стоматологической помощи на условиях, указанных в настоящем договоре;
2.3.2. сообщить медицинскому персоналу Заказчика все необходимые сведения о своих работниках для успешного проведения лечебно-диагностического процесса.
2.4. Заказчик имеет право в любое время получать информацию об объеме и качестве стоматологической помощи, оказанной Исполнителем Пациентам, не вмешиваясь в деятельность Исполнителя.
3. Цена договора и порядок расчетов
3.1. При подписании настоящего договора Заказчик вносит предоплату в размере 50% стоимости стоматологической помощи, указанной в предварительной смете, на предстоящий календарный год.
3.2. Окончательный расчет осуществляется Заказчиком по истечении соответствующего календарного года после окончательно установленной стоимости фактически оказанного стоматологического лечения Пациентам.
3.3. Оплата Заказчиком стоимости услуг осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем договоре, или в кассу Исполнителя в течение трех рабочих дней с момента выставления счета Исполнителем.
4. Ответственность Сторон
4.1. Исполнитель имеет право приостановить исполнение настоящего договора или расторгнуть его в случае нарушения Заказчиком обязательств по оплате.
4.2. В случае неисполнения или частичного исполнения услуг по стоматологическому лечению по настоящему договору Исполнитель обязуется вернуть Заказчику ранее внесенную сумму предоплаты за вычетом стоимости уже выполненных услуг.
4.3. В случае если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон ответственности не несет, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы, а Исполнитель возвращает Заказчику остаток неиспользованных средств, внесенных в качестве предоплаты.
4.4. При разглашении одной из Сторон сведений, относящихся к категории конфиденциальной информации, виновная Сторона несет ответственность и обязана возместить другой Стороне понесенные ей в связи с этим убытки.
4.5. Претензии Заказчика принимаются Исполнителем в течение тридцати календарных дней со дня оказания стоматологической помощи.
4.6. Меры ответственности Сторон, предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
5. Арбитраж и применимое право
5.1. Стороны будут стремиться разрешать возникшие споры и разногласия путем переговоров.
5.2. При невозможности урегулировать споры и разногласия путем переговоров они подлежат передаче на рассмотрение в арбитражный суд __________________.
5.3. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
6. Срок действия договора
6.1. Настоящий договор считается заключенным с момента его подписания обеими Сторонами и действует до ____ 20__ года включительно.
6.2. В случае если ни одна из Сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, то договор считается возобновленным на тех же условиях на срок один год.
7. Заключительные положения
7.1. Стоматологическая помощь считается оказанной после письменного заключения лечащего врача в медицинской карте об окончании стоматологического лечения конкретного пациента.
7.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору считаются действительными, если они совершены в письменном виде и подписаны надлежащим образом уполномоченными лицами Сторон.
7.3. После подписания настоящего договора все предыдущие письменные и устные соглашения, переговоры и переписка между Сторонами теряют силу, если на них отсутствует ссылка в настоящем договоре.
7.4. Настоящий договор подписан в двух экземплярах на русском языке (по одному экземпляру для каждой Стороны), и оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.
7.5. Ни одна из Сторон не имеет права передавать свои права и обязательства по настоящему договору третьим лицам без письменного согласия на то другой Стороны.
7.6. Любого рода уведомления, одобрения, запросы и другая корреспонденция, необходимая для выполнения обязательств Сторон по настоящему договору, направляется в письменном виде и доставляется нарочным или заказным письмом с уведомлением о вручении за счет направляющей Стороны.
8. Реквизиты и подписи Сторон
Образец 3
Договор возмездного оказания услуг по проведению периодических медицинских осмотров (обследований)
[указать место заключения договора] [число, месяц, год]
[полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы], в лице [должность, Ф.И.О. руководителя организации, предприятия], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемое в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и [полное наименование медицинского учреждения], Лицензия [вписать нужное] Серия [вписать нужное] N [вписать нужное], выдана [вписать нужное] [число, месяц, год], срок действия до [число, месяц, год], в лице [должность, Ф.И.О. руководителя], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемое в дальнейшем "Исполнитель", с другой стороны, именуемые в дальнейшем "стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги в размере, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
1.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.
1.3. Одновременно с настоящим договором сторонами подписывается Календарный план проведения медицинских осмотров (обследований), который является Приложением N 1 и неотъемлемой его частью.
2. Обязанности сторон
2.1. В период действия настоящего договора Исполнитель обязуется:
2.1.1. утвердить состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии;
2.1.2. определить виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов;
2.1.3. провести медицинский осмотр (обследование) работников Заказчика в соответствии с обязательными требованиями и правилами, установленными действующим законодательством;
2.1.4. совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем Заказчика обобщить результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составить заключительный акт по итогам;
2.1.5. в течение 30 дней с момента его составления представить указанный в п. 2.1.2 настоящего договора заключительный акт Заказчику, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в центр профпатологии;
2.1.6. проинформировать каждого работника о результатах проведенного медицинского осмотра обследования, а именно: в доступной для работника форме предоставить имеющуюся информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения;
2.1.7. в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, Исполнитель обязан информировать в письменном виде об этом Заказчика и направить работника в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
2.2. В период действия настоящего договора Заказчик обязуется:
2.2.1. составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлять его не менее чем за два месяца до начала осмотра Исполнителю;
2.2.2. для прохождения медицинского осмотра (обследования) выдать всем работникам направление, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы;
2.2.3. поставить в известность работников, что для прохождения медицинского осмотра (обследования) необходимо предоставить в медицинское учреждение паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии;
2.2.4. оборудовать для проведения медосмотров специальное помещение, отвечающее обязательным требованиям, установленным действующими нормами и правилами, если медосмотры проводятся на территории предприятия Заказчика.
2.2.5. направить своего представителя для участия в работе по обобщению результатов проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), проводимой Исполнителем совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
2.2.6. предоставлять по требованию Исполнителя информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему договору;
2.2.7. рассматривать и подписывать Акт сдачи-приемки оказанных услуг с указанием стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период в течение [вписать нужное] с момента его получения от Исполнителя;
2.2.8. оплатить услуги Исполнителя в размере, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
3. Стоимость услуг и порядок расчетов
3.1. Стоимость услуг Исполнителя определяется сторонами в Приложении N 2 к настоящему договору.
3.2. Оплата оказанных Исполнителем услуг и выполненных работ осуществляется на основании счетов-фактур, выставленных Исполнителем в течение [значение] рабочих дней с момента подписания обеими сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг путем перечисления на расчетный счет Исполнителя.
4. Порядок изменения и расторжения настоящего договора. Ответственность сторон
4.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий договор по взаимному соглашению.
4.2. Заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору и расторгнуть его в одностороннем при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
4.3. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
4.4. Все изменения и дополнения настоящего договора действительны в случае оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами.
4.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Срок действия договора, заключительные положения
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до [число, месяц, год].
5.2. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по вопросам исполнения обязательств по настоящему договору, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства и обычаев.
5.3. В случае не урегулирования в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.
5.4. В случае изменения наименования, местонахождения, банковских реквизитов и других данных каждая из сторон обязана в ___________ срок в письменной форме сообщить другой стороне о произошедших изменениях.
5.5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
5.6. Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, и хранится по одному у каждой из сторон.
6. Подписи, адреса и реквизиты сторон
Исполнитель
[вписать нужное]
М. П.
Заказчик
[вписать нужное]
М. П.
Споры между пациентом и медучреждением
Оказание медицинской помощи сопряжено с определённым риском для пациента. К огромному сожалению, врачебные ошибки, увы, были, есть и будут, хотя существуют разработанные Минздравом порядки, стандарты и клинические протоколы, призванные минимизировать риски и защитить пациента от врачебных ошибок. В частности, стандарты определяют, какие препараты и с какой кратностью назначают больному, какова усреднённая частота предоставления диагностических и медицинских услуг.
Контролируется ли непосредственно сама работа врачей? Безусловно, но контроль осуществляется не за врачом, а за оказанием медицинской помощи. Контроль этот носит многоэтапный характер. Первый его уровень - внутренний контроль - проводит сама поликлиника или больница. Второй этап - ведомственный - в компетенции областного департамента здравоохранения и социальной защиты населения. Следующий этап - государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности - возложен на Росздравнадзор. Существует также и судебная медэкспертиза. Как правило, она работает по представлению органов следствия, дознания, суда.
Правоотношения между пациентами и лечебным учреждением регулируются и возникают на основании: Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Когда пациент получает платные медицинские услуги, регулирование его отношений с медицинским учреждением происходит на основании закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, а также постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг". Но действующее законодательство в области здоровья граждан, конечно, не ограничивается указанными правовыми актами. Сегодня действует довольно большое число законов: например, Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (ред. от 02.04.1993 N 4741-1); Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 21.07.1998 N 117-ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"; Федеральный закон Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (ред. от 04.05.2000 N 58-ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (ред. от 12.08.1996 N 112-ФЗ, от 09.01.1997 N 8-ФЗ) и т.д.
Споры в области медицинских услуг чаще всего происходят из-за причинения вреда здоровью или жизни пациенту. Законодательство устанавливает, что вред - это "нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека" (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522). Из сказанного и перечисленных правовых актов становится понятным, что, несмотря на то что договор на оказание платных медицинских услуг заключён между предприятием, на котором работает потерпевший, и медицинским учреждением, истцом в судах по делам о судебных ошибках может выступать только непосредственно сам пациент. Оплату медицинских услуг согласно заключённому договору производит работодатель, но ответственность за свои действия или бездействие врач несёт именно перед пациентом, то есть физическим лицом. В соответствии с положениями Постановления N 1006 пациент должен быть проинформирован о мерах медицинского воздействия, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя, то есть человека, который обратился за медицинской помощью. Подробнее об обязанностях медицинских организаций и о действиях пострадавших от медицинских ошибок пациентов мы поговорим ниже.
Что касается отношений организации, сотрудник которой пострадал, и медицинского учреждения, это прежде всего финансовые споры, отказ от оказания врачебной помощи и т.д. Другими словами, это административные споры, которые решаются в арбитражных судах. Такие дела довольно редко встречаются в судебной практике.
При обращении потерпевшего в суд предприятие, оплатившее его лечение, приглашается в качестве третьего лица и участвует в рассмотрении дела в рамках ГПК РФ. То есть юридические действия организации в случае неприятностей с работником или застрахованным лицом довольно ограниченны. Однако советы мы всё-таки дадим. Прежде всего, для составления и заключения договора с лечебными учреждениями необходимо обращаться к юристам, и желательно специализирующимся в этой сфере, которые помогут избежать ошибок при заключении такого договора. При выборе медицинского учреждения необходимо серьёзно подойти к его проверке, и не только через налоговую инспекцию, но по материалам СМИ, сети Интернет, изучить как можно больше отзывов. Если нет необходимости заключения договора с врачами узкой специализации, то лучше выбирать медицинские учреждение из списка государственных учреждений.
Что пострадавшим предстоит доказывать в суде?
В суде обычно встаёт проблема доказывания факта нарушения прав пациента, причинно-следственной связи между действиями или бездействием врача (например, допущением врачебной ошибки, недостаточной информированности пациента и т.д.) и наступившими негативными последствиями для пациента. Следует сразу оговориться, что термин "врачебная ошибка" законодательством РФ до сих пор не определён. В Федеральном законе N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" базовое определение "врачебной ошибки" так и не дано. Пока это не будет сделано на уровне законодательства, вопрос об ответственности медработника так и не будет решён. Нет чёткой формулировки, что именно вменяется в вину. А это один из основополагающих элементов состава преступления. Справедливости ради отметим, что в этой ситуации россияне не одиноки: десятки стран до настоящего момента не удосужились включить определение врачебной ошибки во внутренние законы.
Из сказанного следует, что в суде в случае спора следует доказывать то, что в отношении пациента была допущена "халатность", "небрежность" или "недобросовестность". Практически всегда суд назначает судебно-медицинскую экспертизу. От формулировок искового заявления и вопросов, которые будут заданы судом медэксперту, в значительной степени зависит исход судебного процесса. Поэтому важно ещё на этапе подготовки к судебному процессу проконсультироваться с опытным юристом. Пострадавшие для представления своих интересов в суде, как правило, пытаются найти юриста с медицинским образованием. Откровенно говоря, это неправильно. Юриспруденция и медицина хоть и пересекаются в жизненных ситуациях, но это совершенно разные науки. Профессиональное медицинское заключение по тому или иному случаю даёт эксперт с медицинским образованием и часто с учёной степенью. Юрист должен грамотно оценить юридическую составляющую случая, в этом он действительно должен иметь опыт. Судьи, рассматривающие дело, тоже не имеют отношения к медицине, но они являются очень опытными, и, безусловно, грамотными юристами. Другими словами, юрист и судья полностью полагаются в оценке действий врача на эксперта, и именно от его мнения на 90% зависит исход дела. И ещё одно наблюдение из опыта: если проанализировать и обобщить количество дел в судах различных субъектов Федерации, то мы увидим, что судебных разбирательств о врачебных ошибках не так и много. Так что, если ваш представитель провёл хотя бы несколько аналогичных дел за год, его смело можно называть опытным.
В чем состоят обязанности медицинской организации
Прежде всего, в соответствии с положениями Постановления N 1006, пациент должен быть проинформирован о мерах медицинского воздействия. Так, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя. По требованию пациента ему сообщается, в частности, о состоянии его здоровья, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения и т.д.
Но это не означает освобождения медработников от ответственности за причинённый здоровью или жизни пациента вред.
Качество медицинских услуг должно соответствовать условиям договора либо требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида (п. 27 Постановления N 1006). Под качеством понимается своевременность оказания услуги, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата (ст. 40 Федерального закона РФ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), Об этих факторах и должен быть проинформирован пациент при даче информированного согласия или отказе от подписания. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ИДС) - обязательный документ, в котором подробно указываются все виды предоставляемых пациенту услуг, противопоказаний и возможных осложнений проводимого лечения. В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1177н и гл. 40 ст. 20 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 без подписания ИДС персонал клиники не имеет права оказывать пациенту медицинскую помощь.
Рассмотрим пример. Допустим, истец дал согласие на проведение операции. После хирургического вмешательства у него возникли осложнения. Экспертиза установила причинно-следственную связь между этими обстоятельствами. Но ответчик, конечно, полагает, что, вред причинён не был, так как от истца получено добровольное согласие на операцию. Суды установили, что из согласия не следует, что пациент был проинформирован о возможном осложнении при проведении операции.
В чём состоит ответственность медицинских учреждений
Возлагается ли она на врача или на медицинскую организацию?
Ответственность виновная сторона может нести как гражданскую, так и уголовную. К гражданской ответственности привлекается организация, а к уголовной - медицинский работник. Процент привлечения к уголовной ответственности врачей довольно небольшой. Превалирующее большинство - гражданские дела.
Ответственность за причинение вреда здоровью или жизни пациенту несут как частные клиники, так и государственные учреждения на основании ст. 1084, 1095 ГК РФ. Ответственность медицинской организации за вред, причинённый жизни или здоровью пациента вследствие недостатков оказанной услуги, а также недостоверной или недостаточной информации о ней, в соответствии со ст. 1095 ГК РФ не зависит от наличия доказанности вины. При этом не имеет значения, заключался ли договор между исполнителем и пациентом.
Потерпевший имеет право на возмещение утраченного заработка за период нетрудоспособности и произведённых расходов, например на лечение (ст. 1085, 15 ГК РФ).
Возмещение убытков является основной формой гражданской ответственности, имеющей общее значение и применяющейся во всех случаях нарушения гражданских прав. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет в будущем произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Возмещение убытков направлено на восстановление имущественной сферы потерпевшего за счёт имущества правонарушителя.
В законе предусмотрены различные способы возмещения убытков при обнаружении недостатков выполненной услуги: безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги; соответствующее уменьшение цены оказанной услуги; безвозмездное повторное оказание услуги; возмещение понесённых расходов по устранению недостатков оказанной услуги. Потерпевший также вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги.
В соответствии с ГК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда примерный перечень подлежащих возмещению расходов (помимо возмещения неполученного заработка) выглядит так: расходы на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда (при необходимости не только пострадавшего, но и сопровождающего лица), приобретение специальных транспортных средств, расходы на обслуживание потерпевшего в быту (стирка, уборка жилья, и т.п.). Необходимость в дополнительных расходах должна быть подтверждена заключением СМЭ по правилам, предусмотренным для МСЭ, - необходимостью специального транспорта и прочее. Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы на все виды помощи.
При временной утрате трудоспособности в случае, если выплаты по больничному листу меньше среднемесячной зарплаты, ЛПУ обязано выплачивать разницу. В случае стойкой утраты трудоспособности потерпевший направляется на МСЭ, где определяется процент утраты трудоспособности. Соответственно, при утрате 50% трудоспособности ЛПУ обязано выплачивать половину среднемесячного заработка. Если назначается инвалидность, то, соответственно, и пенсия. Имевшаяся у пострадавшего пациента до этого пенсия в расчёт не принимается, равно как и дополнительные заработки, возможные у пострадавшего в дальнейшем.
Кроме возмещения имущественного вреда, пациент может получить возмещение неимущественного (морального) вреда. Во всех случаях, когда вред причинён жизни или здоровью пациента, медицинское учреждение должно выплатить ему компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 151, 1100 ГК РФ. Моральный вред выражается в виде физических или нравственных страданий, связанных с неправильным, ошибочным лечением или диагностикой. Нравственные страдания приносит в том числе разглашение врачебной тайны. Эти страдания составляют моральный вред, подлежат возмещению. Размер его определяет сам пострадавший. Суд взвешивает моральный вред исходя из аргументов истца и ответчика. При этом в большинстве случаев денежная компенсация не покрывает причинённых нравственных страданий.
Необходимо также знать следующее: в случаях, когда вред причинён жизни пациента, то есть медицинские ошибки привели к летальному исходу, на компенсацию морального вреда имеют право его близкие родственники (супруг, родители, дети и др.). При этом компенсация морального вреда одному родственнику не исключает обращение других родственников в суд с таким же требованием и не влечёт за собой отказа в его удовлетворении (Определение СК ГД РФ от 13.09.2013). Если пациент умер в результате противоправных виновных действий или бездействия медицинского персонала, правом на возмещение ущерба за счёт ЛПУ обладают нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребёнок умершего, родившийся после его смерти. Размер возмещаемого вреда от потери кормильца вычисляется из его среднемесячного заработка с вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, находившихся на его иждивении, но не имеющих права на возмещение вреда. Кроме того, возмещаются все расходы, связанные с лечением (то, что было потрачено до наступления смерти) и в связи со смертью, в том числе связанные с погребением.
Возможно ли освобождение медработника от ответственности?
Нормами Гражданского кодекса РФ у нас установлена презумпция вины причинителя вреда. Для медицинской организации это означает, что пациент не должен доказывать, что врач причинил ему вред, а вот врач должен доказать, что он не причинял вреда пациенту. Этот момент принципиально важен.
Медицинский работник освобождается от ответственности, если докажет существование обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда. Это обстоятельства непреодолимой силы или вина потребителя, нарушение им установленных правил пользования результатами услуги. Потребитель может быть признан виновным, если, например, не соблюдал предписания врача должным образом, неправильно принимал лекарства и т.п. К обстоятельствам непреодолимой силы не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны медучреждения, принявшего обязательства по оказанию услуг, в связи отсутствием нужного оборудования или лекарственных препаратов, в том числе необходимых денежных средств.
В соответствии с ГК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 доказывать обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а также за причинение вреда должен исполнитель.
Рассмотрим следующий пример: пациенту были оказаны услуги ненадлежащего качества. Ответчик ссылался на то, что имелись обстоятельства, освобождающие его от ответственности, но доказательств этого не представил, в частности, не ходатайствовал о проведении судебной экспертизы. Также он не представил и доказательств того, что услуга оказана надлежащего качества. Поэтому с него были взысканы уплаченные по договору деньги и компенсация морального вреда.
Исковая давность по медицинским спорам
Требование о возмещении вреда, причинённого здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).
Однако, если прошло более трёх лет с того момента, когда у пациента возникло право требования на возмещение вреда жизни или здоровью, его требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"). Это правило касается, например, возмещения расходов, понесённых на приобретение лекарств.
В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность врачей по возмещению ущерба, причиненного ими здоровью и жизни граждан, возникает, если доказаны:
- наличие причинённого ущерба;
- факт противоправных действий медицинских работников или медицинских учреждений;
- связь между совершенными противоправными действиями и причинённым ущербом (действия или бездействие должны быть оценены судом как причина ущерба, иногда это бывает сложно оценить);
- вина медицинских работников (умысел нанести вред или неосторожность).
Анализ практики судебных рассмотрений по искам пациентов последних лет показывает, что доказать все четыре пункта - дело очень сложное, практически невозможное. В особенности затруднительна ситуация, когда врач предпринял неверные действия (бездействовал), поскольку не располагал необходимыми знаниями для правильных действий. При рассмотрении споров, возникающих вследствие оказания некачественной платной медицинской услуги, возможно привлечь к гражданской ответственности без доказательства вины причинителя вреда согласно закону "О защите прав потребителя".
Важно знать, что в случае, если вину отдельных медицинских сотрудников невозможно доказать, но связь ущерба с лечением доказана, ответственность ЛПУ наступает в полном объёме. Помните, что условия договора об оказании медицинской услуги не могут ущемлять ваших прав. Например, ваше согласие на все возможные осложнения, зафиксированное в договоре, ничего не значит, поскольку ущемляет ваши права.
Обращение в суд пострадавшего в связи с врачебной ошибкой
Безусловно, квалифицированный юрист прекрасно знает процессуальный порядок обращения в суд, но если потерпевший сам решил отстаивать свои права, то приведённый ниже материал очень ему поможет.
Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Гражданские дела на интересующую нас тему подсудны районному суду. В какой именно районный суд подавать исковую жалобу? На основании гл. 3 ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Но на основании гл. 3 ст. 29 п. 5. иски о возмещении вреда, причинённого увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. То есть вы можете подать исковое заявление как по месту нахождения медицинской организации (а точнее юридическому адресу - это важно), так и, в особенности если вред, причинённый медицинскими работниками, ограничивает ваше передвижение, - по месту своего жительства. Если иск основан на Законе о защите прав потребителей, то его можно также подавать по месту своего жительства.
На основании гл. 5 ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Если вам тяжело передвигаться или судебный процесс вызывает у вас непереносимые моральные страдания, то вы можете уполномочить представлять свои интересы своих близких родственников, друзей и т.д., но для этого необходимо оформить на них нотариально заверенную доверенность (гл. 5 ст. 53 ГПК).
Форма и содержание искового заявления строго регламентируются ГПК РФ. Истец должен понимать, что от грамотного содержания часто зависит исход дела. Кроме того, при приёме искового заявления судья может оставить заявление без движения, указав на ошибки в его содержании. Соответственно, как правило, возникает необходимость обращения к юристу.
Согласно российскому законодательству в стране действует претензионный порядок рассмотрения споров, то есть прежде чем обращаться в суд, необходимо провести досудебные процессуальные действия, а именно обратиться с претензией к ответчику (образцы претензий приведены ниже). По сути, это то же исковое заявление, только с просьбой решить проблему в упрощённом досудебном порядке. Остается добавить, что в ГПК очень подробно указаны все возможные в ходе рассмотрения дела действия: подача ходатайств, изменение исковых требований и т.д. Дадим совет: перед тем как обращаться в суд, будет не лишним ознакомиться с законом.
Образец 1
[наименование суда, в который
подается исковое заявление]
Истец: [Ф.И.О. истца]
[место жительства]
Ответчик: [наименование ответчика -
медицинского учреждения]
[его место нахождения]
Исковое заявление к медицинскому учреждению о возмещении убытков и компенсации морального вреда
[Число, месяц, год] в [наименование медицинского учреждения] моему (ей) [степень родства, Ф.И.О.] в связи с [указать причину обращения в медицинское учреждение] была оказана медицинская помощь - [указать способ лечения, например, хирургическое вмешательство].
По причине оказания неквалифицированной медицинской помощи - [указать, в чем именно состояли ошибки врачей и какие действия привели к летальному исходу] пациент умер.
По моему заявлению была проведена независимая экспертиза, в результате которой были выявлены существенные недостатки при оказании медицинской помощи.
В связи со смертью близкого человека я претерпевал(а) нравственные и физические страдания - расстройство сна, слабость, головные боли, депрессия, отсутствие аппетита, подавленное настроение, чувство утраты, вины, страха, угнетенность и подавленность.
Стоимость услуг по оказанию медицинской помощи, в результате которой пациент умер, ставила [значение] рублей.
Расходы на погребение - [значение] рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 150, 151, 1085, 1094, 1099 Гражданского кодекса РФ, прошу:
1. Взыскать с Ответчика убытки, понесенные в связи со смертью [Ф. И. О.], в размере [значение] рублей, из них: [значение] рублей - стоимость медицинских услуг, [значение] рублей - расходы на погребение.
2. Взыскать с Ответчика [значение] рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного смертью [степень родства, Ф.И.О.].
Приложение:
1. Копия искового заявления.
2. Договор с медицинским учреждением (при наличии).
3. Медицинская (амбулаторная) карта больного.
4. Расходные документы, подтверждающие расходы на лечение и погребение.
5. Заключение экспертизы.
6. Расчет взыскиваемой суммы.
[число, месяц, год] | [подпись] /[Ф.И.О.]/ |
Второй пример искового заявления даст более полное представление о содержании подобных документов.
Образец 2
В ______________ районный суд г. _________
Представитель истца,____________________
Истец:_________________________________ ,
Ответчик: "Городская поликлиника N___",
Третьи лица: ООО "____________"
Исковое заявление о возмещении морального ущерба, нанесенного врачебной ошибкой (образец)
С _________ по _________ 20__ г., я лечилась в "Городская поликлиника N__" по поводу болевого синдрома, обусловленного остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника. Методику лечения выбрала врач-невропатолог ___________, она же выполняла паравертебральные блокады смесью лекарств (кеналог и лидокаин), от одной из которых __ __________ 20___ г. у меня развилась гнилостно-некротическая постинъекционная флегмона поясничной области справа и верхней трети правого бедра, осложненная сепсисом. __ _______ 20____ г. в критическом состоянии я была госпитализирована в хирургическое отделение "Городская клиническая больница N ____, где мне были сделаны две операции: __ ______ 2___ г. вскрыта флегмона поясничной области справа, __ ______ 20__ г. вскрыт гнойный затек правого бедра. Лечение флегмоны и сепсиса проводилось до __ _______ 20____ г., после чего я была выписана из больницы с улучшением. Вследствие того, что меня продолжали мучить постоянные сильные боли в спине, я повторно консервативно лечилась в "_________________" с __ по __ ________ 20____ г.
По моему заявлению, поданному в ООО"_________", __ _______ 20___ г. была проведена вневедомственная экспертиза качества медицинской помощи, оказанной мне в "_________", и установлено, что:
остеохондроз позвоночника не входит в число заболеваний, перечисленных в Инструкции по применению препарата кеналог;
методика лечения, выбранная врачом-невропатологом _____________, увеличивала риск возникновения кровотечения и развития инфекции;
не был предварительно определен гликемический профиль, с целью исключения скрыто протекающего сахарного диабета, в результате чего уколы, которые делала __________, могли осложниться развитием флегмоны поясничной области.
Выводы данной экспертизы подтверждают факт ненадлежащего лечения моего заболевания (остеохондроза позвоночника), проведенного врачом-невропатологом "______", то есть нарушения неотъемлемого права гражданина на охрану здоровья, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ и ст. 17 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан".
Ненадлежащее лечение, проведенное врачом-невропатологом "_________" __________, обусловило претерпевание мною физических страданий (болевой синдром, расстройство сна, эмоциональная неуравновешенность, ограничение двигательной активности) и нравственных переживаний.
В порядке досудебного разрешения возникшего спора, в октябре Ответчик получил от меня претензию с предложением: привлечь к дисциплинарной ответственности невролога ____________ и выплатить мне моральный вред в сумме _________ руб. В ответе на претензию от __ _____ 2___ г. Ответчик отказывается добровольно удовлетворить мои требования, поскольку предполагает, что "подобное могло произойти в виду особенностей моего организма". На основании изложенного, руководствуюсь ст.ст. 151, 1068, 1099, 1101 ГК РФ, ст.ст. 66, 68 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" и ст.ст. 3,131 ГПК РФ,
Прошу:
Взыскать с ответчика "__________" в пользу денежную сумму в размере __________ руб., состоящую из:
- расходов на оплату юридического консультирования в ООО "____________" о правах застрахованного при получении медицинской помощи, за составление заявлений в страховую компанию ООО "__________" и Управление здравоохранения администрации г. ________, составление и копирование искового заявления с приложением для участников судебного процесса, подачи искового заявления в суд - __________ руб.:
- расходов на оплату услуг представителя ООО "___________" в суде - _________ руб.;
- расходов за удостоверение нотариальных действий (доверенность представителю) - ______ руб.;
- расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления - _______ руб.
- компенсации причиненного морального вреда, причиненного ненадлежащим лечением, исходя из интенсивности болевого синдрома, индивидуальной значимости и влияния перенесенных физических страданий и нравственных переживаний, а также наличия вины врача-невропатолога в форме небрежности - __________ руб.
Представитель истца по доверенности
Подпись ________
Приведём пример ещё одного искового заявления, которое реально было подано в суд и по данному делу было вынесено конкретное решение.
Образец 3
Исковое заявление о возмещении морального ущерба, нанесенного врачебной ошибкой
В Советский районный суд г. Омска
Истец: П., проживающая _______________
Ответчик: поликлиника МСЧ N *
Исковое заявление
8 октября 20** г. я, П., почувствовала недомогание, повышение температуры. 9 октября вызвала участкового врача поликлиники МСЧ N * О., которая назначила лечение. 10 октября продолжала лечение, назначенное мне врачом. Несмотря на назначенное мне лечение, улучшения не отмечала.
13 октября я, по талону к врачу, обратилась в поликлинику МСЧ N*, но, поскольку врач О. была на больничном, я обратилась в регистратуру. Меня направили в другой кабинет, где потребовали талон и, несмотря на мои боли в левом боку, повышенную температуру, отказали в медицинской помощи и отправили снова в регистратуру. В регистратуре мне пояснили, что сегодня пятница и врача на моем участке не будет, медицинскую помощь мне не предлагали и выдали талон только на 17 октября.
Несмотря на то, что назначения врача мною выполнялись в полном объеме, боли под лопаткой и под грудью усиливались, была повышенная температура.
17 октября на приеме у врача давление мне не измерялось, мне не проводилось физического обследования, не была проведена флюорография. 20 октября, при повторном обращении к врачу, физическое обследование и измерение артериального давления также не проводилось.
На мои справедливые жалобы врач К. не отреагировала и закрыла мне медицинскую справку. С 20 октября мое состояние ухудшилось, появилась одышка, повысилась температура, появилась тошнота. 21 октября я продолжала принимать лекарства, назначенные мне врачом. 22 октября мне пришлось вызвать "скорую помощь", врачи которой поставили диагноз межреберная невралгия. 23 октября прибыл участковый врач поликлиники МСЧ N* который, осмотрев меня, пояснил, что, когда наступит улучшение, необходимо сделать флюорографию. Направлений и назначений сделано не было.
24 октября, не надеясь на качественную медицинскую помощь со стороны сотрудников поликлиники МСЧ N*, я самостоятельно обратилась в поликлинику нефтезавода. После осмотра мне срочно сделали рентген грудной клетки, сразу сделали анализ крови. В результате обследований было выявлено тотальное затемнение левого легкого. Я была немедленно госпитализирована. После осмотра меня хирургом мне было проведено дренирование левой плевральной полости. Лечение проводилось за мой счет, поскольку в больнице отсутствовали необходимые медикаменты.
Считаю действия врачей поликлиники МСЧ N* неквалифицированными, нанесшими тяжелый ущерб моему здоровью.
Врачами поликлиники МСЧ N* при наличии моих жалоб правильный диагноз не был установлен, что и привело к операции. По вине врачей я, являясь студенткой Государственного технического университета, пропустила занятия и оплата обучения, согласно договору N ____, в сумме *** рублей, мне возвращена не была. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 151, 1085, 1086, 1092, 1099-1101 ГК РФ об охране здоровья граждан
Прошу:
1. Взыскать с поликлиники МСЧ N* в мою пользу в счет возмещения морального ущерба **** рублей.
Приложения:
1. Копии исковых заявлений.
2. Акт экспертной оценки качества лечения, проведенный MCK "AAA" (копия).
3. Копия протокола заседания лечебно-контрольной комиссии.
4. Копия выписки из истории болезни.
5. Копия справки о временной нетрудоспособности.
6. Копия договора N 1228 между ГОУ "ГТУ" и обучаемым лицом.
7. Копия квитанции оплаты за обучение.
8. Копия справки об экономической экспертизе страхового случая
9. Квитанция об оплате государственной пошлины.
дата __________ подпись _______________
Следующие образцы полных комплектов документов, необходимых в соответствии с ГПК для досудебных юридических действий истца и последующей подачи непосредственно жалобы в суд.
Образец 4
Претензия о некачественном оказании платной медицинской услуги
Между [наименование медицинской организации] и [Ф.И.О.] [число, месяц, год] был заключен договор N [вписать нужное] на оказание платной медицинской услуги [указать вид медицинской услуги].
Стоимость данной медицинской услуги в размере [сумма цифрами и прописью] руб. была мною оплачена полностью [число, месяц, год], что подтверждается кассовым чеком.
[число, месяц, год] в соответствии с п. [вписать нужное] договора работником вашей организации [Ф.И.О., должность] мне была оказана медицинская услуга [указать вид медицинской услуги].
Указанное обстоятельство подтверждается справкой [наименование медицинской организации] от [число, месяц, год] N [вписать нужное] об оказании медицинской услуги [указать вид медицинской услуги] и выпиской из медицинской карты амбулаторного больного вашей организации от [число, месяц, год].
[число, месяц, год] мое самочувствие ухудшилось, [описать подробно], я начал [вписать нужное] испытывать сильную боль в области [вписать нужное]. Состояние моего здоровья не улучшилось и после [значение] дней приема [указать название лекарственных препаратов].
[число, месяц, год] я обратился [вписать нужное] за медицинской помощью в другое медицинское учреждение (организацию) - [наименование медицинского учреждения, организации], где мне [например, сообщили об ухудшении моего здоровья, поставили другой диагноз, прописали иные лекарственные средства и т.д.], что подтверждается справкой данного медицинского учреждения (организации) от [число, месяц, год] N [вписать нужное]. Таким образом, именно в результате некачественного проведения работником вашей медицинской организации [например, обследования, процедуры, операции и т.д.] моему здоровью был причинен вред.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы оказываемые ему услуги были безопасны для жизни и здоровья. Однако ваша медицинская организация оказала мне медицинскую услугу некачественно, вследствие чего моему здоровью был причинен вред.
В соответствии со ст. 1095, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 7, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей"; п. 15, 16 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, прошу:
1. Добровольно выплатить мне денежную сумму в размере [цифрами и прописью] руб. в счет компенсации причиненного вреда моему здоровью.
2. Добровольно выплатить компенсацию за причиненный моральный вред в сумме [цифрами и прописью] руб.
Денежную сумму [цифрами и прописью] руб. прошу перечислить на мой банковской счет N [вписать нужное] в банке [указать реквизиты банка].
Ответ прошу мне дать в письменном виде в течение [значение] дней с момента отправки данной претензии. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии в указанный срок я буду вынужден [вписать нужное] обратиться с иском в суд.
[число, месяц, год] | [подпись] [Ф.И.О.] |
Приложения:
1. Копия договора от [число, месяц, год] N [вписать нужное] на оказание платной медицинской услуги [вписать нужное].
2. Копия кассового чека от [число, месяц, год].
3. Копия справки от [число, месяц, год] об оказании медицинской услуги [вписать нужное].
4. Выписка из карты амбулаторного больного от [число, месяц, год].
5. Копия справки от [число, месяц, год].
Примерная форма искового заявления к медицинскому учреждению о возмещении вреда, причинённого здоровью гражданина
Образец 6
[наименование суда,
в который подается исковое заявление]
Истец: [Ф.И.О. истца]
[его место жительства]
Ответчик: [наименование ответчика
- медицинского учреждения]
[его место нахождения]
Исковое заявление к медицинскому учреждению о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина
[В описательной части искового заявления подробно описать случай оказания неквалифицированной медицинской помощи с указанием даты случившегося, наименования медицинского учреждения, в котором оказывались медицинские услуги, и фамилий конкретных медицинских работников, врачебная небрежность которых явилась причиной причиненного вреда]
Работниками Ответчика при проведении медицинской процедуры были допущены нарушения: [вписать нужное].
Неквалифицированные действия медицинских работников Ответчика стали причиной резкого ухудшения моего здоровья, повлекли за собой ряд заболеваний - [описать, в чем конкретно выразился вред здоровью].
Также из-за болезни на протяжении длительного времени я испытывал нравственные и физические страдания - [подробно описать свое состояние].
В период реабилитации, длившийся [срок], я понес расходы, вызванные повреждением здоровья - [на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, проведение экспертиз] в размере [значение] рублей.
Также в период восстановления здоровья мною был утрачен заработок (доход) в размере [значение] рублей, исходя из того, что среднемесячный заработок (доход) до повреждения здоровья составлял [значение] рублей.
Наличие причинной связи между действиями врачей и ухудшением здоровья подтверждается [указать доказательства, подтверждающие допущенные врачебные ошибки, например, заключение независимого специалиста, экспертиза страховой компании и др.].
На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 150, 151, 1085, 1099 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 19, 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 14, 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", прошу:
1. Взыскать с Ответчика в качестве возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, убытки в размере [значение] рублей, из них [значение] рублей, неполученный заработок (доход) и дополнительные расходы, произведенные в результате причинения вреда здоровью, в размере [значение] рублей.
2. Взыскать с Ответчика [значение] рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья.
Приложение:
1. Копия искового заявления.
2. Договор с медицинским учреждением (при наличии).
3. Медицинская (амбулаторная) карта больного.
4. Расходные документы, подтверждающие дополнительные расходы на лечение.
5. Справка о среднемесячной заработной плате (иное подтверждение дохода).
6. Расчет взыскиваемой суммы.
[подпись] /[Ф.И.О.]/
[число, месяц, год]
Образец 7
__________________________
(название организации, ИП)
__________________________
(местонахождение)
от Иванова И.И.,
проживающего по адресу:
_________________________.
(местонахождение)
Претензия
5 сентября 20__ г. я заключил с вашей организацией договор об оказании мне платной медицинской услуги: удаление аппендицита, которую выполнял работник вашей организации. Указанное обстоятельство подтверждается медицинской картой N **, а факт заключения между мной и вашей организацией договора на оказание медицинской услуги подтверждается квитанцией на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуги были безопасны для его здоровья, однако в результате проведенной операции мне, как оказалось впоследствии, не был удален аппендицит.
Данное обстоятельство подтверждается:
- справкой медицинского обследования областной больницы N * г. Москвы, о том, что мне 23 сентября 20__ г. была оказана медицинская помощь по удалению аппендицита;
- выпиской из медицинской карты.
В результате некачественного оказания медицинской услуги мне были нанесены физические и моральные страдания. Мне пришлось делать повторную операцию в другом медицинском учреждении, где я заплатил 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Кроме того, у меня ушло около 10 000 (десяти тысяч) рублей на лекарственные средства после операции.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 7, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей"
Прошу:
Выплатить мне в добровольном порядке компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей и возместить мои денежные расходы на проведение повторной операции и покупку лекарственных средств в сумме 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
Ответ прошу мне дать в письменном виде в течение 14 дней.
Продолжение в следующем номере
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответственность медучреждения за ошибки в лечении больных по договору с предприятием. Споры и советы компаниям
Автор
Г. Бойцов - генеральный директор ООО "Межрегиональная юридическая консультация"
Журнал "Трудовое право", 2017, N 5-7