Учебное произведение как объект авторского права (на примере произведений изобразительного искусства)
Н. Фигурина,
аспирант (г. Москва)
Журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 5, май 2017 г., с. 27-34.
Произведения изобразительного искусства создаются не только знаменитыми художниками и скульпторами, но и обучающимися в школах, академиях живописи, художеств, ваяния и т.д. Какова же ситуация с их правовой охраной? Ведь, согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объекты авторского права охраняются независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. К произведениям изобразительного искусства закон относит произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения [1].
Произведения, созданные обучающимися образовательных учреждений, согласно уставам таких организаций реализуются этими учреждениями. Какими же при этом правами обладают учащиеся на созданные ими произведения, и обладают ли образовательные учреждения какими-либо правами в отношении таких произведений?
Так, в законе предусмотрены нормы, охраняющие произведения, созданные автором самостоятельно, нормы, регулирующие создание произведения автором по заказу, и нормы, регулирующие создание служебных произведений. Однако ничего не сказано о правовом режиме произведений, которые создают учащиеся-авторы в процессе обучения, также не определено в законе, какими правами в отношении таких произведений они могут обладать.
Для определения правового режима учебного произведения, определим основания отнесения его к учебному произведению, субъектов правоотношения по созданию учебного произведения, а также содержание и распределение прав в отношении учебного произведения между субъектами данного правоотношения.
Полагаю, поскольку законом определен правовой режим служебных результатов интеллектуальной деятельности, то при исследовании правового режима учебных произведений необходимо опираться на имеющиеся в законе нормы, регулирующие общие положения о создании произведений, на нормы, регулирующие сходные правоотношения (произведения, создаваемые в порядке осуществления трудовых отношений), а также на исследования, посвященные вопросам правового режима служебных произведений.
Итак, результаты интеллектуальной деятельности создавались работниками и учащимися во все времена. Между тем, как отмечает Р.А. Гурский, вопросы служебных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе служебных произведений, стали предметом устойчивого научного интереса в 30-е годы ХХ века [2, c. 5]. В.И. Еременко также указывает, что основополагающие принципы института служебных произведений были сформулированы в советском авторском праве [3]. Однако правовому регулированию учебных произведений ни законодатель, ни наука не уделили должного внимания, в настоящее время имеется несколько исследований, посвященных данному вопросу [4, c. 41-51; 5].
Понятие служебного произведения раскрыто в п. 1 ст. 1295 ГК РФ. Под служебным произведением следует понимать "произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей" [1].
Понятие "учебное произведение" в законе не используется, а только указано на "учебный характер" [5, c. 44] произведений (подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Представляется важным раскрытие и уяснение понятия "учебное произведение". Значение его правильного толкования сложно переоценить, поскольку, по мнению А. Волковой, отсутствие законодательного закрепления понятия "учебное произведение" и отсутствие компетентных законодательных разъяснений данного термина, приводит к тому, что, рассматривая различные примеры деятельности образовательных учреждений Российской Федерации, можно наблюдать частую практику приравнивания учебных произведений к служебным произведениям [4, c. 50].
Н.И. Добрякова считает, что понятие "учебное произведение" охватывает любое произведение, созданное с целью реализации образовательных услуг [5, c. 46], а также специально созданное для использования в образовательном процессе [5, c. 52].
По мнению А. Волковой, "учебное произведение - это результат интеллектуальной деятельности, выраженный в какой-либо объективной форме, созданный в рамках учебного процесса творческим трудом обучающегося и (или) коллектива обучающегося" [4, c. 51].
Справедливо будет согласиться с точкой зрения А. Волковой, так как статья 1274 ГК РФ, предусматривающая свободное использование произведения в учебных целях, прежде всего определяет объем использования уже созданного произведения в процессе обучения. Полагаю, что следует определить учебное произведение как произведение, созданное творческим трудом обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ различного уровня, выраженное в какой-либо объективной форме, независимо от достоинства и назначения произведения, как обнародованное, так и необнародованное, что влечет за собой придание такому результату интеллектуальной деятельности особого правового режима.
Правовой режим произведений искусства, являющихся охраноспособными объектами авторского права, приобретает существенные особенности, если они созданы в порядке выполнения служебного задания, данного работнику (автору) в пределах установленной для него трудовой функции, принятой им на себя по трудовому договору (служебные произведения) [2, c. 4]. Необходимо отметить, что и правовой режим произведений изобразительного искусства, созданных учащимися-авторами, имеет свои особенности. В чем же заключаются данные особенности? Рассмотрим их.
Так, П.П. Баттахов в качестве оснований возникновения режима служебных объектов интеллектуальных прав выделяет следующие.
Важнейшим основанием, по его мнению, является наличие между автором и будущим правообладателем трудовых отношений, в которых автор выступает работником, а будущий правообладатель - работодателем [6, c. 58].
Второй критерий - действие трудовых отношений в момент создания результата интеллектуальной деятельности [6, c. 61].
Третьим основанием возникновения правового режима служебных объектов является трудовая функция, в рамках которой создается работником служебный результат интеллектуальной деятельности. Трудовая функция рассматривается в более широком значении, чем трудовые обязанности и охватывают их [6, c. 63-65].
Четвертым основанием возникновения режима служебных объектов, по его мнению, видится необходимость получения работником служебного задания (закрепление перечня заданий в трудовом договоре или иных актах) [6, c. 68].
Таким образом, особенность правоотношений по созданию служебных объектов авторского права заключается в том, что в процессе создания произведений одновременно возникают как трудовые, так и авторские правоотношения. В связи с этим встает вопрос о разграничении норм трудового и авторского права при урегулировании данных правоотношений.
Как указывает Р.А. Гурский, трудовые правоотношения призваны урегулировать процесс работы автора в организации (учреждении), тогда как авторские правоотношения регулируют отношения по использованию произведений, созданных в результате такой деятельности [2, c. 75]. Далее он отмечает, что авторские правоотношения бывают абсолютными и относительными. Абсолютными признаются правоотношения, затрагивающие личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и т.д.), которые принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Относительными же являются такие правоотношения, которые связаны с передачей исключительных авторских прав на использование произведения [2, c. 77]. Вслед за этим Р.А. Гурский устанавливает, что если трудовому законодательству неизвестны абсолютные правоотношения, то не возникает необходимости в их отграничении от абсолютных авторских правоотношений, и, таким образом, не возникает проблема разграничения в целом авторского и трудового права. Проблема сходства и различия охватывает не трудовое и авторское право в целом, а только соответствующие относительные правоотношения и притом только те из них, которые рассчитаны на создание еще не существующих произведений. Единственным и достаточным критерием, по его мнению, позволяющим различить соответствующие авторские и трудовые относительные правоотношения, является трудовая функция. Вследствие чего он приходит к выводу, что создание охраноспособного авторского произведения в пределах трудовой функции работника опосредуется трудовыми правоотношениями, создание охраноспособного авторского произведения за пределами трудовой функции - авторскими правоотношениями [2, c. 78-79].
Полагаю, что для выявления основания возникновения режима учебного произведения можно взять за основу вышеприведенные положения о служебном произведении. Так, в качестве основания возникновения режима учебных объектов интеллектуальных прав, полагаю, можно выделить следующий перечень признаков:
Важнейшим признаком отнесения произведения к учебному будет наличие между автором-обучающимся и образовательным учреждением отношений в сфере образования. Понятие "отношения в сфере образования" раскрыто в п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование [7].
Второй критерий - действие данных правоотношений в момент создания учебного произведения.
Третий критерий связан с наличием задания преподавателя, данного обучающемуся, в рамках которого и создается соответствующий результат интеллектуальной деятельности.
Особенностью правового режима учебного произведения является наличие длящихся правоотношений, суть которых состоит в том, что если такое произведение было создано в период обучения, то после отчисления обучающегося из образовательного учреждения, оно не утрачивает статуса учебного произведения. По аналогии со служебным результатом, его режим не изменится, если автор прекратит трудовые правоотношения.
В отличие от создания служебных произведений, где одновременно возникают как трудовые, так и авторские правоотношения, в процессе создания учебных произведений одновременно возникают отношения в сфере образования и авторские правоотношения.
Образовательные отношения не являются по своей правовой природе гражданско-правовыми, они не имеют имущественного характера, в них отсутствует элемент возмездности и к ним неприменимы нормы гражданского права. Отношения по созданию произведений изобразительного искусства в процессе освоения учащимися образовательных программ (например, написание картины, создание макета скульптуры и т.п. по заданию преподавателя) непосредственно направлены в первую очередь на выполнение учебной программы и плана, и как таковые не имеют цели использования произведения в отличие от служебных произведений и произведений, создаваемых по авторским договорам. Вместе с тем, в процессе образовательной деятельности учащиеся выступают авторами в отношении произведений, которые ими созданы, поскольку согласно ГК РФ правовой охране подлежат произведения искусства независимо от достоинства и назначения произведения, поэтому полагаю, что именно гражданское законодательство об авторском праве регулирует отношения по использованию произведений, созданных учащимися в результате их обучения.
Однако на практике не всегда использование произведений обучающихся подвержено гражданско-правовому регулированию. Так, в качестве примера возможного использования произведений изобразительного искусства, созданных обучающимися, можно привести подп. "у" п. 27 Устава ФГБОУВО "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки" от 2014 г., согласно которому "Академия вправе осуществлять иные виды деятельности... поскольку это служит достижению целей, ради которых Академия создана, и в соответствии с указанными целями: создавать и реализовывать продукцию, изготовленную обучающимися и работниками Академии, в том числе по заказу физических или юридических лиц, или приобретенную за счет средств, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в порядке, установленном локальным нормативным актом Академиия*(1). По существу указывается, что регулирование использования учебного произведения (впрочем, что также характерно для служебных результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется локальным нормативным актом Академии. В связи с отсутствием законодательного урегулирования правоотношений по использованию учебного произведения, и урегулированием их на основе локальных нормативных актов (учитывая, что каждое образовательное учреждение, по сути, может утверждать не типовые локальные нормативные правовые акты), возможные нарушения авторских прав учащихся очевидны.
Имеют место и другие примеры в качестве регулирования использования учебного произведения,указывающие на применение действующего законодательства. Так, согласно подп. "т" п. 27 Устава ФГБОУВО "Красноярский государственный художественный институт" от 2014 г., "Институт вправе осуществлять иные виды деятельности... поскольку это служит достижению целей, ради которых Институт создан, соответствующие указанным целям: реализовывать продукцию, изготовленную обучающимися Института в период практики, в порядке, установленном локальным нормативным актом Института в соответствии с законодательством Российской Федерации"*(2). В общем, вполне общепринятая формулировка, за одним исключением, что законодательство РФ никак не регулирует использование учебных произведений.
Особенностью правового режима и служебных, и учебных произведений является особый состав участников правоотношений, в рамках которых создаются и используются служебные и учебные объекты интеллектуальных прав.
К участникам отношений по созданию служебных произведений закон относит работодателя и автора-работника.
Автором служебного результата интеллектуальной деятельности может быть только физическое лицо (ст. 1257 ГК РФ), которое состоит в трудовых отношениях с работодателем. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, определен в ст. 63 Трудового кодекса РФ [8].
В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При определенных условиях трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста пятнадцати и четырнадцати лет.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). Но в любом случае автором будет несовершеннолетний.
Работодателем в соответствии со ст. 20 ТК РФ является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В отличие от служебных результатов интеллектуальной деятельности, субъектами правоотношений по созданию учебных произведений изобразительного искусства закон [7] относит обучающегося и лиц, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательное учреждение).
Автором-обучающимся является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст. 1257 ГК РФ) и которое в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, является воспитанником, учащимся, студентом, аспирантом и т.д. Для целей настоящей статьи понятие "обучающийся" будет охватывать всех тех, кто указан в ч. 1 ст. 33 Закона об образовании.
Лицами, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии со ст. 21 Закона об образовании являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // [Электронный ресурс].
2. Гурский Р.А. Служебное произведение в российском авторском праве: Дисс. ... к.ю.н. - Самара, 2007.
3. Еременко В.И.. Статья: "Развитие института служебных произведений в России" // Законодательство и экономика. - 2013. - N 1. [Электронный ресурс].
4. Волкова А. Защита прав обучающихся на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках учебного процесса // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2013. - N 9.
5. Добрякова Н.И. Правовое обеспечение охраны и использования учебных произведений (сравнительно-правовой анализ). Дисс. ... к.ю.н. - М., 2008. - 173 с.
6. Баттахов П.П. Служебные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству Российской Федерации: Дисс. ... к.ю.н. - М., 2010.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // [Электронный ресурс].
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // [Электронный ресурс].
9. Соломоненко Л.А. Авторские права на служебное произведение: монография. - М.: Проспект, 2016. - 96 с.
10. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. - 480 с.
11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2007. - 752 с.
12. Гурский Р.А. Служебное произведение в российском авторском праве: Дисс. ... к.ю.н. - Самара, 2007. - 207 с.
13. Баттахов П.П. Служебные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству Российской Федерации: Дисс. ... к.ю.н. - М., 2010. - 174 с.
14. Вводный научный комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Павлова Е.А., Калятин В.О., Корнеев В.А.
15. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. - М.: Издательский дом "Городец", 2008. - 288 с.
16. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений".
17. Моргунова Е.А. Авторское право: учеб. пособие / Е.А. Моргунова; отв. ред. В.П. Мозолин. - М.: Норма, 2009. - 288 с.
Продолжение следует
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Официальный сайт ФГБОУВО "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки" [Электронный ресурс]: http://academyandriaka.ru/uploads/Ustav.pdf (дата обращения 24.02.2016).
*(2) См.: Официальный сайт ФГБОУВО "Красноярский государственный художественный институт" [Электронный ресурс]: http://www.kghi.ru/images/stories/docs/ustav.pdf (дата обращения 24.02.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фигурина Н. Учебное произведение как объект авторского права (на примере произведений изобразительного искусства
Figurina N. Instructional work as object of copyright (by example of visual art) (beginning)
Н. Фигурина - аспирант (г. Москва)
В настоящей статье автором, аспирантом кафедры гражданского права ФГБОУВО РГУП Н.Н. Фигуриной, исследуется правовой режим учебного произведения изобразительного искусства. Специфика произведений, создаваемых в порядке осуществления трудовых правоотношений (служебных произведений), послужила основой для исследования правового режима учебных произведений. Автор выявляет основания отнесения изобразительного произведения к учебному произведению, определяет состав и принадлежность прав на учебное произведение, предлагает формулировку понятия "учебное произведение" и предложения по совершенствованию действующего законодательства.
The article by N. Figurina, postgraduate student at the Civil Law chair at the Russian State University of Justice (RGUP), looks into the legal regime for the instructional work of visual art. The specifics of works created in the process of employee-employer relations (work for hire) served as the basis for the research into the legal status of the instructional works. Based on the research results the author points out the criteria to classify the visual work as instructional, defines the composition and possession of rights for such works, suggests the wording for the "instructional work" notion and proposes amendments to the current legislation.
Ключевые слова: произведение изобразительного искусства, служебное произведение, трудовые отношения, автор, работник, работодатель, обучающийся, образовательное учреждение, учебный характер произведений, учебное произведение, отношения в сфере образования, исключительное право, личные неимущественные права.
Keywords: visual art work, work for hire, employee-employer relations, author, employee, employer, student, educational institution, instructional nature of works, instructional works, educational relations, exclusive right, personal non-proprietary rights.
Научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N ФС77-35400
Из номера в номер: освещение актуальных проблем в области охраны авторского права и смежных прав, консультации ведущих специалистов в области ИС, а также все, что нужно знать о правах на результаты вашего творчества, о проблемах, связанных с контрафактной продукцией, о том, как защитить свои права в суде и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.