Принадлежность государственному научному бюджетному учреждению исключительного (имущественного) права на РИД, созданный им в рамках выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту
О.В. Богданова,
преподаватель кафедры гражданско-правовых
дисциплин МФЮА, третейский судья
Журнал "Право и экономика", N 4, апрель 2017 г., с. 37-41.
В течение последних 10 лет Правительством Российской Федерации утвержден целей ряд целевых программ, ориентированных на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России*(1).
По итогам проведенных исследований в научно-технической области и в сфере художественного конструирования создаются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Перечисленные объекты относятся к объектам патентного права в том случае, если они отвечают установленным ГК РФ требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна отвечают установленным ГК РФ требованиям к промышленным образцам.
Таким образом, РИД может быть создан в рамках выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту для государственных (муниципальных) нужд. Стороны в этом контракте именуются исполнителем и государственным (муниципальным) заказчиком.
От имени государственного заказчика выступает Российская Федерация в лице федерального органа исполнительной власти (например, Минобрнауки России). Исполнителями по этим контрактам в рамках целевых программ, ориентированных на прикладные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России, как правило, являются государственные научные бюджетные учреждения, получившие субсидию на создание прикладных научных результатов, выполнение соответствующих научных исследований и разработок.
Патентными правами являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Известно, что в состав патентных прав входят исключительное право, право авторства, в случаях, предусмотренных ГК РФ; автору РИД принадлежат также другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за служебное изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Автором РИД признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на РИД, считается автором этого РИД, если не доказано иное. Этот результат также может быть создан в соавторстве, то есть совместным творческий трудом.
Таким образом, автором РИД, созданного в рамках государственного контракта, всегда будет работник исполнителя, с которым государственный заказчик заключил соответствующий контракт. Авторами этого результата будут признаваться только физические лица, внесшие личный творческий вклад в создание объекта патентного права. По этой причине не признаются авторами РИД лица, которые оказали этому автору только техническую, организационную и материальную помощь. Право авторства является личным неимущественным патентным правом, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Это право всегда остается за автором даже при передаче (переходе/предоставлении) исключительного права иному лицу, отказ от этого права ничтожен.
Более того, фамилия, имя и отчество автора (соавторов) объекта патентных прав содержится в свидетельстве о государственной регистрации РИД.
Важно отметить, что право на получение патента на объект патентных прав первоначально принадлежит автору РИД. Это право на получение может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в том числе по трудовому договору. Также право на получение патента может принадлежать государственному заказчику в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Исключительное патентное право на РИД является имущественным правом патентообладателя на использование объекта патентных прав. Патентообладателем может стать автор РИД, работодатель, правопреемники, а в случаях, предусмотренных контрактом, - государственный заказчик.
Название патентообладателя содержится в свидетельстве о государственной регистрации РИД.
Важно подчеркнуть, что правила об исключительном (имущественном) патентном праве патентообладателя на РИД обозначены в статьях 1229 и 1358 ГК РФ.
Патентообладателю принадлежит исключительное право использования РИД любым не противоречащим закону способом. К способам использования РИД пункт 2 статьи 1357 ГК РФ относит:
1. Ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец;
2. Совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом. Если продукт, получаемый запатентованным способом, является новым, идентичный продукт считается полученным путем использования запатентованного способа, поскольку не доказано иное;
3. Совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется запатентованный способ;
4. Совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении продукта, предназначенного для его применения в соответствии с назначением, указанным в формуле изобретения, при охране изобретения в виде применения продукта по определенному назначению;
5. Осуществление способа, в котором используется изобретение, в том числе путем применения этого способа.
Принадлежность патентообладателю исключительного (имущественного) патентного права использования РИД определяется в государственном (муниципальном) контракте.
В конце 90-х годов XX столетия исключительное право на РИД, созданный за счет средств бюджета, принадлежало Российской Федерации.
Так, Правительству Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.07.1998 N 863*(2) было дано поручение обеспечить в установленном порядке закрепление за Российской Федерацией предусмотренных действующим законодательством прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и средств федерального бюджета, и реализацию этих прав, а также рассмотреть вопрос в отношении прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет. В развитие этого указа Правительством Российской Федерации было принято постановление от 2 сентября 1999 N 982, согласно которому установлено, что права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией (пункт 1)*(3).
В соответствии с действующим российским гражданским законодательством исключительное право на использование РИД по условиям государственного контракта может принадлежать как государственному заказчику, так и самому исполнителю.
При этом согласно статье 1373 ГК РФ, привязанной к источнику финансирования научных разработок, связанных с созданием объектов патентных прав, предусматривается все-таки некое ограничение по распоряжению исключительным патентным правом на РИД.
Так, согласно пункту 4 указанной статьи, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 статьи 1373 ГК РФ не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.
Предметом простой неисключительной лицензии является предоставление лицензиату права использования РИД с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
Таким образом, исполнитель по государственному (муниципальному) контракту по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование РИД для государственных или муниципальных нужд.
Принимая во внимание все-таки ориентированность государства на дальнейшее использование полученных прикладных научных исследований, и в рассматриваемом случае этот исполнитель вправе предоставить третьим лицам только неисключительную лицензию.
Естественно, такая лицензия не будет полно востребована компаниями ни на российском, ни на международном рынках, так как она не создает приобретателю исключительного права (лицензиату) влиятельной позиции на рынках в области, относящейся к объекту РИД. По этой причине весьма сложно вовлечь РИД в экономический оборот, т.е. коммерцинализировать. Таким образом, получается, что научные разработки на РИД по сути находятся всего лишь на "хранении" у исполнителя, а это не может не сказаться отрицательно на развитии производства конкурентоспособной отечественной продукции в любой промышленной сфере с высокими и техническими характеристиками и обеспечении реализации национальных интересов.
За предоставление неисключительной лицензии лицензиату исполнитель по контракту может получить всего лишь небольшой размер вознаграждения, а это не способствует в последующем наращиванию финансирования исследований и разработок за счет собственных средств, а также лишает возможности нести расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования.
В целях реализации национальных интересов и развития науки, техники и создания конкурентной позиции в российской научной сфере и совершенствования гражданского законодательства представляется целесообразным внести изменения в статью 1273 ГК РФ, исключив из нее пункты 2-5, при этом закрепив в указанной статье принадлежность исключительного права на объекты РИД за исполнителем. Пункты 1, 6 и 7 указанной статьи нуждаются в иной редакции.
Безусловно, за использованием результатов прикладных научных исследований, созданных по государственному (муниципальному) контракту для государственных (муниципальных) нужд, нужен контроль (ограничение) со стороны государства. Этот контроль, на наш взгляд, может быть реализован в рамках статьи 1360 ГК РФ, предусматривающей ограничения исключительного права на объект патентных прав, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.
Естественно, созданный РИД должен быть принят к бухгалтерскому учету. Порядок постановки активов, принимаемых к бухгалтерскому учету, регламентирован Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н*(4) (далее - Инструкция). Следует отметить, что иногда организации испытывают трудности в квалификации этого объекта.
Согласно пункту 56 Инструкции РИД (надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив) признается нематериальным активом. Данный нематериальный актив подлежит к принятию к бухгалтерскому учету. Первоначальная стоимость созданного нематериального актива, т.е. РИД, определяется по правилам, предусмотренным в пункте 62 Инструкции.
Так, первоначальная стоимость созданного РИД складывается из следующих расходов:
1. Регистрационных сборов, государственных пошлин, патентных пошлин и иных аналогичных платежей;
2. Сумм, уплачиваемых учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;
3. Сумм, уплачиваемых за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
4. Расходов на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
5. Расходов на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установку и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
6. Иных расходов, непосредственно связанных с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Следует заметить, что действие патента может быть досрочно прекращено. В статье 1399 ГК РФ предусмотрены эти случаи.
Так, действие патента на РИД прекращается досрочно, в том числе при неуплате в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента на РИД в силе - по истечении установленного срока для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе. В данном случае в бухгалтерском учете должна быть отражена операция "выбытие нематериального актива", т.е. снятие с бухгалтерского учета (пункт 65 Инструкции).
Одним из оснований снятия с бухгалтерского учета РИД является прекращения срока действия исключительного права на РИД.
В завершение следует обратить внимание на пункт 1 статьи 1363 ГК РФ, согласно которому исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий это право патент действует при условии соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом, с даты подачи заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности или в случае выделения заявки (пункт 4 статьи 1381) с даты подачи первоначальной заявки:
- двадцать лет - для изобретений;
- десять лет - для полезных моделей;
- пять лет - для промышленных образцов.
Иные основания к выбытию нематериального актива предусмотрены в пункте 65 Инструкции.
Важно отметить, что исключительное (имущественное) патентное право на РИД согласно статьям 1225, 1226, 1229 и 1345 ГК РФ не является имуществом, и поэтому оно не может быть изъято учредителем у государственного научного бюджетного учреждения.
Библиографическим список:
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14.05.2015 // доступно по ссылке http:// government.ru.
2. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2810.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.05.2014. N 18, ст. 2150.
4. Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.03.2011. N 12, ст. 1628.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, см.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 14.05.2015 // доступно по ссылке http://government.ru; Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2810; государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.05.2014. N 18, ст. 2150; Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.03.2011. N 12, ст. 1628.
*(2) Российская газета. 1998. 28 июля.
*(3) Российская газета. 1999. 17 сентября.
*(4) Российская газета. 2011. 19 января.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Богданова О.В. Принадлежность государственному научному бюджетному учреждению исключительного (имущественного) права на РИД, созданный им в рамках выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту
Olga V. Bogdanova Belonging of the exclusive (property) right to a state-legal scientific budgetary institution for results of intellectual activity, established in accordance with the state (municipal) contract.
О.В. Богданова - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин МФЮА, третейский судья
В данной статье освещены вопросы передачи и принадлежности исключительного (имущественного) права на РИД, созданный государственным научным бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного задания на основании государственного (муниципального) контракта.
Не оставлены без внимания правила принятия к бухгалтерскому балансу нематериального актива (РИД), определение его балансовой стоимости, а также основания выбытия нематериального актива (снятие с бухгалтерского учета).
В целях совершенствования гражданского законодательства автором предложено внесение соответствующих изменений.
This article deals with the transfer and ownership of the exclusive (property) for results of intellectual activity, created by the state scientific budgetary institution within the framework of state or municipal contract.
The rules on taking in balance of intangible asset, the determination of its book value, as well as the grounds for getting out the intangible asset (removal from accounting) are not ignored.
In order to improve civil legislation, the author proposed the introduction of appropriate changes.
Ключевые слова: Лицензия, патент, исключительное право, коммерциализация, балансовая стоимость, нематериальный актив, учет.
Keywords: license, patent, the exclusive right, commercialization, the carrying value of, intangible asset, account.
Принадлежность государственному научному бюджетному учреждению исключительного (имущественного) права на РИД, созданный им в рамках выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту
Автор
Богданова Ольга Валерьевна - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин МФЮА, третейский судья.
Родилась 18 июля 1979 в г Москва.
Окончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности юриспруденция (диплом с отличием).
Специалист в области интеллектуальной собственности. Автор ряда публикаций в юридических журналах ВАК по проблемам интеллектуальной собственности.
Журнал "Право и экономика", 2017, N 4