Правовой статус социальных предприятий как субъектов социального предпринимательства по законодательству стран Европы: возможность использования зарубежного опыта в отечественной юрисдикции
Д.В. Калиниченко,
адвокат адвокатской палаты Тверской области,
аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин
НОУ ВО "Московская академия экономики и права"
Журнал "Право и экономика", N 4, апрель 2017 г., с. 71-78.
Экономический кризис и объективные политические процессы, происходящие в стране и в мире в целом, напрямую влияют на возникновение социальных проблем внутри государства. Для разрешения указанных вопросов необходимо использование новых правовых средств, применение которых будет способствовать развитию процесса социализации и, как следствие, возникновению новых моделей хозяйствующих субъектов. Такие модели способствуют установлению баланса между экономикой и обществом. В настоящее время в указанный процесс социализации втянуты практически все страны - члены Европейского союза.
Так, Бельгия в 1995 году инкорпорировала нормы, вводящие новую организационно-правовую форму юридического лица: "компания с социальной целью"; в 1998 году в Португалии был создан "кооператив социальной солидарности"; в 1999 году Греция закрепляет форму предприятия - "социальный кооператив с ограниченной ответственностью"; в 2001 году Франция ввела в законодательный оборот "социальный кооператив с коллективным интересом"*(1); в 2003 году Финляндия приняла закон "О социальном предприятии"*(2); в 2012 году Словения издает закон "О социальном предпринимательстве"*(3).
Указанные законодательные акты получили поддержку со стороны Европейской Комиссии в рамках проекта "Digestus", стартовавшего в октябре 1998 г. с целью разработки предложений по изменениям законодательства стран - членов Евросоюза по пути оказания содействия в развитии социальных предприятий по итальянской модели кооперативного предприятия*(4).
Таким образом, законодательство любой страны Евросоюза, какая бы ни была выбрана для исследования, так или иначе, строится на передовых принципах и нормах итальянского законодательства о социальных кооперативах. Также общее, что объединяет европейские социальные кооперативы, как отмечает Ю.А. Кицай, - это стремление к реабилитации и интеграции в общество лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение их трудовой занятости*(5).
Так, в Италии в 1991 году на законодательном уровне закрепляется социальный кооператив.
Об успешном развитии указанных предприятий свидетельствует официальная статистика. Так в 2005 году в Италии насчитывалось более 7 300 социальных кооперативов, на которых были задействованы 244 000 работников*(6). Данные национального института статистики Италии (ISTAT) показывают, что по состоянию на 31.12.2011 насчитывается 301 191 активное социальное предприятие в Италии, где заняты 680 811 работников*(7). В общем соотношении социальные кооперативы составляют 15% от общего числа всех зарегистрированных в республике кооперативов*(8).
Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствует о востребованности обществом указанных организаций, так как социальная направленность кооперативов призвана реагировать более эффективно на нужды граждан, устраняя существующий дисбаланс между экономикой и обществом.
Опорным источником правового регулирования положения итальянских социальных кооперативов является закон Италии от 8.11.1991 N 381 "Дисциплина социальных кооперативов" (Disciplina delle cooperative sociali) (далее по тексту - закон о социальных кооперативах)*(9). В соответствии со статьей 1 указанного закона социальные кооперативы призваны реализовывать общий интерес общества к продвижению человека и его социальной интеграции путем: а) управления социальным обеспечением, здравоохранением и образовательными услугами и/или б) проведения различных сельскохозяйственных, промышленных, коммерческих мероприятий или оказания услуг, направленных на обеспечение занятости лиц, находящихся в неблагоприятном положении. Статья 4 конкретизирует понятие таких лиц - это обездоленные люди с физическими, психическими и сенсорными недостатками, бывшие пациенты психиатрических учреждений, лица, находящиеся на психиатрическом лечении, наркозависимые и алкозависимые, трудоспособные несовершеннолетние, находящиеся в сложных семейных ситуациях, арестанты с альтернативными мерами задержания. Указанные лица должны составлять не менее 30% от общего количества кооперативных работников и должны быть членами самого кооператива. При этом согласно статистике лица, страдающие наркозависимостью, составляют 9,9% от общего числа занятых в кооперативе работников, 9,6% - лица с психическими заболеваниями, 14,7% - иные находящиеся в неблагоприятном положении*(10).
Указанный положительный зарубежный опыт социализации корпоративных организаций представляется бесценным. Процесс социализации возможен только в отношении личности, испытывающей проблемы при интеграции в социальную систему, то есть находящейся в неблагоприятном положении. В данном ключе верным представляется путь развития социального предпринимательства в Италии, который дает достаточно полную дефиницию понятия "неблагоприятное положение". Применимо к нашему правопорядку данное "неблагоприятное положение" тождественно понятию "трудная жизненная ситуация". Подобная дефиниция ранее существовала в пункте 4 статьи 3 отмененного Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" 1995 года, но в новый закон она так и не была инкорпорирована. В научной литературе встречается критический анализ такого законодательного решения, поскольку определение лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, является действенным, конкретным, системообразующим признаком "социального предпринимательства"*(11). В настоящий момент внутрироссийское законодательство такого определения не содержит. Однако некоторые законопроекты включают в себя указанное словосочетание, определить содержание которого не представляется возможным*(12). Таким образом, для развития третьего сектора в Российской Федерации необходимо закрепить во внутреннем законодательстве, в статье 3 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" 2007 года дефиницию "трудная жизненная ситуация", чтобы можно было точно определить объект социально-предпринимательской деятельности. В этой связи с учетом положений итальянского законодательства предлагаем следующий вариант дефиниции: "трудная жизненная ситуация - непредвиденные обстоятельства, нарушающие жизнедеятельность человека, которые не подлежат самостоятельному преодолению: обездоленность, физические, психические, сенсорные недостатки, наркозависимость и алкозависимость, сложные семейные ситуации, уголовные меры пресечения и т.д.". В данном контексте важно сделать перечень непредвиденных обстоятельств открытым, так как предусмотреть абсолютно все обстоятельства невозможно, в противном случае можно просто упустить группу людей, которые так нуждаются в поддержке. К указанному выводу также приходит профессор Я.С. Гришина: "Перечисление круга лиц, которые к тому же не все попадают под легальное определение лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, не вполне корректно. Вполне достаточно будет указание на то, что обеспечивается занятость лиц, признаваемых находящимися в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации"*(13). Также подобного подхода придерживается А.В. Барков, указывая, что указанный перечень лиц может быть дополнен такими категориями граждан, как ветераны боевых действий и Вооруженных сил, члены семей погибших в локальных войнах и военных конфликтах и некоторые другие группы граждан, нуждающиеся в социальной адаптации и реабилитации*(14).
Один из инновационных подходов закона Италии от 8.11.1991 N 381 ярко прослеживается в его статье 2, согласно которой, кроме самих работников, кооператив также включает добровольных членов, которые представляют свой бизнес бесплатно. Согласно официальной статистике количество указанных лиц в социальном кооперативе составляет в среднем 20% от общего числа занятых лиц*(15). Указанные члены зачисляются в специальный раздел реестра акционеров, и их количество не может превышать половины от общего числа членов. Указанным добровольным членам могут выплачиваться только документально подтвержденные и фактически понесенные расходы. Но несмотря на то, что они не получают заработную плату, на них распространяются гарантия государственного медицинского страхования*(16). Добровольными членами кооператива могут быть только физические лица. При этом участниками кооператива могут быть государственные и частные юридические лица, если это предусмотрено их уставами. Налоговые органы, аудиторы имеют право оспаривать произведенные выплаты акционерам кооператива, если они были незаконными.
Таким образом, специфической характеристикой третьего сектора Италии является его способность мобилизовывать добровольцев. Добровольцы являются инициаторами производственного процесса, дают возможность производить товары или оказывать услуги, которые ранее не были доступны или которые были доступны только с помощью оплачиваемых работников. Следует отметить, что добровольчество в Европе существенно изменилось в течение последних десяти лет. Сегодняшние добровольные работники довольно прагматичны и больше сосредоточены на "продуктивных" целях и видах деятельности, которые соответствуют их конкретным потребностям. Зачастую создание кооператива осуществляется исключительно силами добровольцев*(17). Какой бы из мотивов для себя доброволец не закладывал, его роль в социальном кооперативе сложно переоценить. Многочисленные более или менее организованные формы добровольной службы обеспечивают богатый резервуар для сотрудничества и возможности вырабатывания профессионализма. Добровольцы особенно заинтересованы во вкладе своих сил в общий проект, который позволяет обеим сторонам эффективно построить совместную работу. В основе выбора добровольцев лежат разные и не взаимозависимые мотивы.
В Российском законодательстве отсутствуют специальные нормы, регулирующие правоотношения в сфере добровольчества. Правовой статус добровольца лишь частично определяется в Федеральном законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". В настоящий момент предпринимаются попытки легализовать указанный институт, в частности, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении находится законопроект N 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)"*(18). Указанный законопроект вполне удачный, в нем достаточно подробно описываются цели, задачи, функции, формы добровольчества, приводится его дефиниция. В статье 5 законопроекта указываются основные виды добровольческой (волонтерской) деятельности, среди которых оказание помощи социально незащищенным слоям населения, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и пережившим жестокое обращение, включая социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, организацию доступности среды для инвалидов, содействие в работе по социальной адаптации, интеграции и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; участие в оказании помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф; оказание содействия уполномоченным органам в информировании населения о чрезвычайных ситуациях; участие в поиске пропавших без вести людей, останков участников Великой Отечественной войны и локальных войн; участие в защите окружающей среды, благоустройстве территорий; участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого гражданина; участие в развитии образования, науки, культуры, популяризации знаний, развитии инноваций; участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга. Указанный перечень законодатель оставил открытым. Данный законопроект должен, безусловно, быть принят ГД ФС РФ и впоследствии одобрен СФ ФС РФ и подписан президентом, но с некоторыми изменениями. Предусмотрев односторонние примеры основных видов добровольчества, субъект законодательной инициативы сузил возможное толкование подобной деятельности, так как свел возможные виды добровольчества к событиям, которые никак не зависят от воли лица, и задал соответствующий вектор применения. Но лицо в трудной жизненной ситуации могло оказаться и по своей воле - употребление алкоголя, наркотических, психотропных средств. Такие люди сами не смогут выйти из сложившейся ситуации, если им не помочь. В данном контексте можно говорить о пороках юридической техники, о которой так много пишут в литературе, в частности многие авторы указывают, что законодатель часто не просчитывает последствия и не оценивает возможные результаты, ввиду чего принятые законы зачастую декларативны, фрагментарны, не способны гарантировать права человека на социальное обеспечение*(19). Чтобы избежать подобной декларативности и позволить более эффективно применять законопроект в будущем, необходимо с учетом передового зарубежного опыта Италии дополнить его пункт 1 часть 2 статьи 5 словами "а также лиц с психическими заболеваниями, бывших пациентов психиатрических учреждений, наркозависимых, алкозависимых и подозреваемых с избранными в отношении них альтернативными мерами содержания под стражей". Указанное дополнение позволит применять будущий закон не только в отношении лиц, оказывавшихся в трудной жизненной ситуации помимо своей воли. Такой подход в полной мере соответствует Резолюции 56/38 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 2001 года "Рекомендации о поддержке добровольчества".
Другим немаловажным достоинством законодательства Италии является возможность участия в кооперативе инвестора. Указанная диспозиция содержится в статье 4 закона Италии от 31.01.1992 N 59 "Новые правила в отношении кооперативов компаний" (Nuove norme in materia di societa' cooperative)*(20). Для участия инвесторов в хозяйственной жизни организации необходимо, чтобы уставы кооперативов предусматривали возможность создания фондов для технологического развития или для реструктуризации активов для улучшения бизнес процесса. При этом вклады членов-инвесторов, как правило, представлены в виде переводных именных акций. Таким образом, социальный кооператив может включать до трех категорий рабочей силы (за исключением инвесторов). К ним относятся 1) члены-сотрудники, 2) обездоленные работники и 3) члены-добровольцы*(21).
Исходя из основных направлений деятельности итальянских социальных кооперативов, их можно разделить на две группы. Тип "А" - кооператив, оказывающий социальные услуги. К нему относятся: центры агрегации для детей, центры для пожилых людей, инвалидов, по уходу на дому за престарелыми. Кооперативы указанного типа составляют 60% от всех социальных кооперативов Италии. Тип "Б" - кооператив, осуществляющий производственную деятельность, основанную на предоставлении рабочих мест людям, находящимся в неблагоприятном положении, численность которых должна составлять не менее 30% от общего числа занятых в кооперативе работников. Члены указанного кооператива могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в различных отраслях, будь то сельское хозяйство, промышленность, транспорт, торговля*(22).
Первоначально эти два типа предприятий были строго отделены друг от друга. Однако в последнее время ситуация изменилась и социальные предприятия могут совмещать различные социальные цели, приобретая черты как предприятия типа "А", так и типа "Б"*(23).
13.06.2005 был принят важный для развития итальянского третьего сектора закон N 118 "О делегировании Правительству полномочий по регулированию вопросов социального предпринимательства" (Delega al Governo concernente la disciplina dell'impresa sociale)*(24). Указанный закон способствовал закреплению принципа плюрализма организационных форм без учета организационно-правовой структуры в качестве обязательного условия существования социального кооператива. Указанный закон определил социальное предприятие как частную организацию, которая стабильно осуществляет основной вид экономической деятельности по производству или обмену товаров, оказанию услуг социального значения, направленных на достижение целей, представляющий общий интерес. Закон расширил границы правовых и организационных форм, позволяя осуществлять различные виды социально направленной деятельности. Это могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие, инвестиционные организации. Я.С. Гришина указанный плюрализм организационно-правовых форм относит к правовой инновации, позволяющей представителям как коммерческого, так и некоммерческого сектора претендовать на статус "социального кооператива", предоставляющего право на получение государственной поддержки*(25). Указанный вывод вполне логичен и соответствует общемировым тенденциям социализации. Чтобы организация получила статус "социального предприятия", она должна отвечать двум критериям: осуществлять ограничение в перераспределении прибыли и представлять, поддерживать определенные категории заинтересованных сторон, в том числе работников и бенефициаров. Закон также предусматривает, что ассоциации и фонды, которые хотят быть зарегистрированы в качестве общественных предприятий, должны предоставить доказательства их предпринимательской природы. И, наоборот, компании, принадлежащие инвесторам, желающие заниматься социальным предпринимательством, должны соответствовать определенным требованиям, а именно, полностью соблюдать порядок ограничений на распределение прибыли и соблюдать требования по интеграции соответствующих заинтересованных лиц. Так, Гражданский кодекс Италии в статье 2514 установил запрет для кооперативов на распределение дивидендов в размере доли от реально внесенного капитала, которая превышает максимальную процентную ставку по сберегательным почтовым сертификатам, увеличенную на два с половиной пункта. Также указанная статья предусматривает запрет на распределение резервных фондов между членами кооператива*(26). При этом подобные правовые ограничения направлены исключительно на создание условий для удовлетворения социальных интересов общества. Указанного мнения придерживается А.В. Малько, который указывает, что "основная функция правовых ограничений вытекает из их целей и заключается в создании условий для удовлетворения интересов контрсубъектов и общественных интересов в охране и защите <...> Осуществляя функцию охраны и защиты, правовые ограничений призваны препятствовать активности противозаконной, антиобщественной <...> Они оберегают те общественные отношения, которые оказываются либо могут оказаться под воздействием стимулов противозаконных"*(27). Таким образом, невозможно сохранить уставную цель социального кооператива, не введя ограничения на распределение прибыли.
Закон о социальных кооперативах определяет ряд новых направлений предпринимательской деятельности, опосредованной понятием "социальная полезность". Указанное понятие включает в себя следующие элементы: а) социальная помощь, социальное обеспечение, б) медико-санитарная помощь, здоровье, в) социальная защита и здравоохранение, в) образование, обучение и профессиональная подготовка, г) защита окружающей среды, д) укрепление культурного наследия, е) социальный туризм, ж) академическое и постакадемическое образование, з) научно-исследовательская деятельность и оказание культурных услуг, и) внешкольное образование, к) поддержка социальных предприятий и т.д.*(28). Указанные сферы не являются ограничением деятельности кооперативов типа "Б", так как основная задача последних - это социальная интеграция в сфере труда*(29). Здесь необходимо отметить, что указанные направления социальной деятельности являются паровым ограничением, которые отсутствуют в британской компании общественных интересов, которая может быть адаптирована к любой хозяйственной деятельности, при условии, что основной интерес направлен к обществу. Также важно подчеркнуть, что итальянская модель социального предприятия сильно отличается от британской модели по критерию внешнего благосостояния. В Италии акцент сделан на трудоустройстве социально уязвимых работников, а в Великобритании на повышении эффективности рыночных показателей работы социальных предприятий. Основная цель британской компании общественных интересов - максимизация извлечения прибыли, и частичное ее направление на социальные нужды, а для социального кооператива - направление всех доходов в пользу своей миссии солидарности*(30). Более того британская компания общественных интересов имеет свою единственную нормативно-закрепленную организационно-правовую форму, а социальный кооператив может быть создан абсолютно в любой из действующих форм.
Подзаконные акты Италии также предусматривают предоставление социальным кооперативам налоговых льгот. В частности, в соответствии со статьей 11 Указа Президента Италии от 29.11.1973 N 601 доходы, полученные в результате работы кооператива, не облагаются доходом на прибыль юридического лица (IEPEG), если сумма "реальной заработной платы, выплачиваемых участникам, больше чем 50% от всех других расходов, за исключением тех, которые касаются сырья и расходных материалов. Если, однако, размер вознаграждения составит менее 50%, но не ниже 25% от общей суммы прочих расходов, налог на прибыль уменьшается вдвое"*(31).
Помимо указанного, социальные кооперативы имеют благоприятный налоговый режим. Обездоленные и работающие лица в кооперативе типа "В" освобождены от уплаты национальных страховых взносов. На предприятия распространяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость, в зависимости от товаров и услуг, о которых идет речь. Ставка НДС, применяемая к социальным предприятиям, составляет минимум 4% по сравнению со стандартной ставкой в 22% для других компаний. Также налоговые льготы предлагаются тем, кто покупает "облигации солидарности", используемые для финансирования некоммерческой деятельности*(32).
Таким образом, наглядно показана целая система налоговых льгот и преференций, которые применяются в Италии. Такой подход способствует стабильному развития социальных кооперативов и решению поставленных задач. Основываясь на указанных выводах, целесообразно учесть зарубежный опыт при совершенствовании отечественного законодательства о поддержке социального предпринимательства.
Такие предприятия во многих отношениях имеют уникальные возможности для борьбы с маргинализацией и десоциализацией, что укрепляет общее человеческое благосостояние. Система управления указанными кооперативами демонстрирует уникальную способность учитывать потребности социально незащищенных групп граждан.
Библиографический список:
1. Anastasio G-ugliemo. II Lavoro nelle cooperative sociali: adempimenti e disciplina previdenziale // URL: http://www.dottrinalavoro.it/wp-content/uploads/2015/08/Illavoro-nelle-co op-sociali-Anastasio.pdf (дата обращения 07.03.2017).
2. Antonio Thomas. The rise of Social Cooperatives in Italy // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 15. N 3. September 2004 // URL: http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/MultiStakeholder_Coops/T he_Eise_of_Social_Cooperatives_in_Italy.pdf (дата обращения 07.03.2017).
3. Carlo Borzaga, Giulia Galera and Flaviano Zandonai ITALY. From social cooperatives to a broader legal conception of social enterprise // URL: http://emes.net/content/uploads/publications/WP_08_01_SE_WEB.pdf (дата обращения 07.03.2017).
4. Codice Civile Italiano // URL: http://www.leggeonline.info/codicecivile/ (дата обращения 07.03.2017).
5. Cooperativa sociale // URL: http://www.sistema.puglia.it/portal/pls/portal/sispuglia.ges_blob.p_retri eve?p_tname=sispuglia.documenti&p_cname=testo&p_cname_mime=mime_type_test o&p_rowid=AAAh67AAAAAGLqiAAF&p_esito=0 (дата обращения 07.03.2017).
6. Daniel Edmiston. The Italian Social Innovation Policy Agenda. // URL: http://www.sbs.ox.ac.uk/sites/default/files/researchprojects/CEESSI/docs/ CEESSI_Working_Paper_23_Italy_Social_Innovation_Policy_dmiston.pdf (дата обращения 07.03.2017).
7. Decreto Legislativo 24.03.2006 "Disciplina dell'impresa sociale, a norma della legge 13 giugno 2005, n. 118" // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneG azzetta=2006-04-27&atto.codiceEedazionale=006G0176¤tPage=l (дата обращения 07.03.2017).
8. Delega al Governo concernente la disciplina dell'impresa sociale. N 118. 13.06.2005 // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneG azzetta=2005-07-04&atto.codiceEedazionae=005G0147 (дата обращения 07.03.2017).
9. Disciplina delle cooperative sociali 8.11.1991 N 381 // Итальянский портал законодательства "NOEMATTIVA" // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneG azzetta=1991-12-03&atto.codiceEedazionale=091G0410¤tPage=l (дата обращения 07.03.2017).
10. lanes A. Social Enterprise: Social Cooperation in the Italian Welfare System and its Eeproduction in Europe (from the 1970s to the Present). Euricse Working Papers. 88/16. 2016 // URL: http://www.euricse.eu/wp-content/uploads/2016/11/WP-88_16-Ianes.pdf (дата обращения 07.03.2017). Kerlin J. Social Enterprise in the United States and Europe: Under-standing and Learning from our Differences. Voluntas. Vol. 17. N 3. 2006 // URL: http://inovum.si/social/public/files/social_enterprise_in_the_uiiited_sta tes_aiid_europe.pdf (дата обращения 07.03.2017).
11. Lindsay, G., Hems, L., Noges, H., Liret, P., & Margado, A. Societal cooperative d'interet collectif: A research methodology. Paper presented at the 32nd Annual ARNOVA Conference. Denver. Colorado. 2003 // URL: http://link. springer.com/article/10.1007%2Fsl1266-006-9016-2 (дата обращения 07.03.2017).
12. L'lres per le cooperative // URL: http://www.fiscooggi.it:8080/attualita/articolo/lireslecooperative-3?quic ktabs_3=2 (дата обращения 07.03.2017).
13. Nuove norme in materia di societa' cooperative 31.01.1992 N 59 // Итальянский портал законодательства "NORMATTIVA" // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazioneG azzetta=1992-02-07&atto.codiceRedazionae=092G0082 (дата обращения 07.03.2017).
14. Zakon о socialnem podjetnijbtvu // URL: https://www.uradni-list.si/glasilouradni-list-rs/vsebina/102703 (дата обращения 07.03.2017).
15. Барков А.В. Пробелы в гражданско-правовом регулировании отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации // Пробелы в Российском законодательстве. N 1. 2008.
16. Васильева Ю.В. Недостатки законодательной техники в Российском законодательстве о социальном обеспечении // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. N 1 (3). 2009.
17. Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.03.
18. Гришина Я.С. О поддержке субъектов малого и среднего бизнеса в области социального предпринимательства: мнение эксперта о достоинствах и недостатках законопроекта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. N 1 (61). 2015.
19. Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. N 2 (16). 2012.
20. Кицай Ю.А. Европейские тенденции социализации корпоративных организаций и их влияние на развитие корпоративного законодательства // Молодой Ученый. N 19 (99). 2015.
21. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Юристъ. М. 2004.
22. Сайт Европейского Парламента. Генеральное управление внутренней политики. Исследование социальной экономики в ЕС // URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/578969/IPOL_STU(20 16)578969_EN.pdf (дата обращения 07.03.2017).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Kerlin J. Social Enterprise in the United States and Europe: Understanding and Learning from our Differences. Voluntas. Vol. 17. N 3. 2006 // URL: http://inovum.si/social/public/files/social_enterprise_in_the_united_stat es_and_europe.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(2) См.: lanes A. Social Enterprise: Social Cooperation in the Italian Welfare System and its Reproduction in Europe (from the 1970s to the Present). Euricse Working Papers. 88/16. 2016 // URL: http://vwwv.euricse.eu/wp-content/uploads/2016/11/WP-8816-lanes.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(3) См.: Zakon о socialnem podjetni/btvu // URL: https://www.uradni-list.si/glasilo-uradni-list-rs/vsebina/102703 (дата обращения 07.03.2017).
*(4) См.: Lindsay, G., Hems, L., Noges, H., Liret, P., & Margado, A. Societal cooperative dinteret collectif: A research methodology. Paper presented at the 32nd Annual ARNOVA Conference. Denver. Colorado. 2003 // URL: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11266-006-9016-2 (дата обращения 07.03.2017).
*(5) См.: Кицай Ю.А. Европейские тенденции социализации корпоративных организаций и их влияние на развитие корпоративного законодательства // Молодой Ученый. N 19 (99). 2015. С. 493.
*(6) См.: Carlo Borzaga, Giulia Galera and Flaviano Zandonai ITALY From social cooperatives to a broader legal conception of social enterprise // URL: http://emes.net/content/uploads/publications/WP_08_01_SE_WEB.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(7) См.: Сайт Европейского Парламента. Генеральное управление внутренней политики. Исследование социальной экономики в ЕС // URL: http://vwvw.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/578969/IPOL_STU(2 016)578969_EN.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(8) См.: Сайт о праве "Профессионалы 24" // URL: http://vwwv.professionisti24.ilsole24ore.com/art/Professionisti24/Diritto /CASI%20PRATICI/COOPERATIVE%20A%20MUTUALIT_PRN.shtml (дата обращения 07.03.2017).
*(9) См.: Disciplina delle cooperative sociali 8.11.1991 N 381 // Итальянский портал законодательства "NORMATTIVA" // URL: http://vwvw.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazione Gazzetta=1991-12-03&atto.codiceRedazionale=091G0410¤tPage=1 (дата обращения 07.03.2017).
*(10) См.: Antonio Thomas. The rise of Social Cooperatives in Italy // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 15. N 3. September 2004 // URL: http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/Multi-Stakeholder_Coops/ The_Rise_of_Social_Cooperatives_in_ltaly.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(11) См.: Гришина Я.С. О поддержке субъектов малого и среднего бизнеса в области социального предпринимательства: мнение эксперта о достоинствах и недостатках законопроекта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. N 1 (61). 2015. С. 73.
*(12) См.: Проект федерального закона N 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)" // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/C2B5F0E0C3C0D56943257B9100 256DB5/$File/300326-6.PDF?OpenElement (дата обращения 07.03.2017).
*(13) См.: Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.03. С. 445.
*(14) См.: Барков А.В. Пробелы в гражданско-правовом регулировании отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации // Пробелы в Российском законодательстве. N 1. 2008. С. 108.
*(15) См.: Antonio Thomas. The rise of Social Cooperatives in Italy // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 15. N 3. September 2004 // URL: http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/Multi-Stakeholder_Coops/ The_Rise_of_Social_Cooperatives_in_ltaly.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(16) См.: Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. N 2 (16). 2012. С. 113.
*(17) См.: Carlo Borzaga, Giulia Galera and Flaviano Zandonai. ITALY From social cooperatives to a broader legal conception of social enterprise // URL: http://emes.net/content/uploads/publications/WP_08_01_SE_WEB.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(18) См.: Проект федерального закона N 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)" // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/C2B5F0E0C3C0D56943257B9100 256DB5/$File/300326-6.PDF?OpenElement (дата обращения 07.03.2017).
*(19) Васильева Ю.В. Недостатки законодательной техники в Российском законодательстве о социальном обеспечении // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. N 1 (3). 2009. С. 97.
*(20) См.: Nuove norme in materia di societa' cooperative 31.01.1992 N 59 // Итальянский портал законодательства "NORMATTIVA" // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettagiioAtto?atto.dataPubbiicazioneG azzetta=1992-02-07&atto.codiceRedazionale=092G0082 (дата обращения 07.03.2017).
*(21) См.: Anastasio Gugliemo. II Lavoro nelle cooperative sociali: adempimenti e disciplina previdenziale // URL: http://www.dottrinalavoro.it/wp-content/uploads/2015/08/11-lavoro-nelle-c oop-sociali-Anastasio.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(22) См.: Cooperativa sociale // URL: http://www.sistema.puglia.it/portal/pls/portal/sispuglia.ges_blob.p_retri eve?p_tname=sispuglia.documenti&p_cname=testo&p_cname_mime=mime_type_test o&p_rowid=AAAh67AAAAAGLqiAAF&p_esito=0 (дата обращения 07.03.2017).
*(23) См.: Antonio Thomas. The rise of Social Cooperatives in Italy // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 15. N 3. September 2004 // URL: http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/Multi-Stakeholder_Coops/ The_Rise_of_Social_Cooperatives_in_ltaly.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(24) См.: Delega al Governo concernente la disciplina dell'impresa sociale. N 118.13.06.2005 // URL: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto7atto.dataPubblicazioneG azzetta=2005-07-04&atto.codiceRedazionale=005G0147 (дата обращения 07.03.2017).
*(25) См.: Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. N 2 (16). 2012. С. 113.
*(26) См.: Codice Civile Italiano // URL: http://vwwv.leggeonline.info/codicecivile/ (дата обращения 07.03.2017).
*(27) Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Юристъ. М. 2004. С. 106.
*(28) См.: Decreto Legislativo 24.03.2006 "Disciplina dell'impresa sociale, a norma della legge 13 giugno 2005, n. 118" // URL: http://vwvw.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.dataPubblicazione Gazzetta=2006-04-27&atto.codiceRedazionale=006G0176¤tPage=1 (дата обращения 07.03.2017).
*(29) См.: Carlo Borzaga, Giulia Galera and Flaviano Zandonai ITALY From social cooperatives to a broader legal conception of social enterprise // URL: http://emes.net/content/uploads/publications/WP_08_01_SE_WEB.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(30) См.: Kerlin J. Social Enterprise in the United States and Europe: Understanding and Learning from our Differences, Voluntas. Vol. 17. N 3. 2006 // URL: http://inovum.si/social/public/files/social_enterprise_in_the_united_stat es_and_europe.pdf (дата обращения 07.03.2017).
*(31) См.: L'lres perle cooperative // URL: http://www.fiscooggi.it:8080/attualita/articolo/lires-le-cooperative-3?qu icktabs_3=2 (дата обращения 07.03.2017).
*(32) См.: Daniel Edmiston. The Italian Social Innovation Policy Agenda. // URL: http://www.sbs.ox.ac.uk/sites/default/files/research-projects/CRESSI/docs /CRESSI_Working_Paper_23_ltaly_Social_lnnovation_Policy_Edmiston.pdf (дата обращения 07.03.2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Калиниченко Д.В. Правовой статус социальных предприятий как субъектов социального предпринимательства по законодательству стран Европы: возможность использования зарубежного опыта в отечественной юрисдикции.
Dmitry V. Kalinichenko The legal status of social enterprises as subjects of social entrepreneurship according to the legislation of European countries: the possibility of using foreign experience in domestic jurisdiction.
Статья посвящена актуальным вопросам в области развития социального предпринимательства в Италии и в других странах Европы. Анализируется возможность применения зарубежного опыта в Российской Федерации. Проанализирована особая форма социального предприятия - "социальный кооператив". Изучено его нормативно-правовое регулирование. Обращается внимание на необходимость использования западного опыта в построении отечественной модели предприятия.
The article deals with the urgent issues in the area of development of social entrepreneurship in Italy and in other European countries. A special form of a social enterprise - social cooperative - is analyzed. Its legal regulation has been studied. A special attention is paid to a necessity to use western experience when building a domestic model of enterprise.
Ключевые слова: социализация права; социальное предпринимательство; социальные кооперативы.
Keywords: socialization of the law; social entrepreneurship; social cooperatives.
Правовой статус социальных предприятий как субъектов социального предпринимательства по законодательству стран Европы: возможность использования зарубежного опыта в отечественной юрисдикции
Автор
Калиниченко Дмитрий Валентинович - адвокат адвокатской палаты Тверской области.
Является аспирантом кафедры гражданско-правовых дисциплин НОУ ВО "Московская академия экономики и права".
Автор родился 17 марта 1988 года в городе Калинине.
В 2012 закончил юридический факультет ФБГУ ВПО "Тверской Государственный Университет".
Является специалистом в области социального предпринимательства, арбитражного и гражданского процесса.
Основные направления научных исследований: формы и субъекты социального предпринимательства
Осуществляет консультирование российских и зарубежных компаний по корпоративным, трудовым и хозяйственным спорам.
Является автором следующих статей:
1. Британская "компания общественных интересов" как образец успешного социального предприятия: результаты деятельности и применимость их в российской правовой действительности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2015. N 4. С. 176-184;
2. Правовое положение компании общественных интересов по законодательству Великобритании // В сборнике: Право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности. Сборник статей участников IV Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н.М.. Ответственный редактор Ю.С. Харитонова. 2015. С. 481-485.
3. Ошибки в подсудности при подаче жалобы на пристава // Корпоративный юрист. 2014. N 11.
4. Двенадцать нюансов взыскания неосновательного обогащения. Что учесть перед спором в суде // Юрист компании. 2016. N 10.
Журнал "Право и экономика", 2017, N 4