Правовой режим центров по работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Российской Федерации*(1)
С.В. Янкевич,
кандидат юридических наук,
директор Центра правовых прикладных
разработок Института образования ФГАОУ ВО
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Журнал "Образование и право", N 2, февраль 2017 г., с. 163-170.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [9] одним из ориентиров государственной образовательной политики в Российской Федерации является выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, и оказание содействия в получении такими лицами образования. Данное направление государственной образовательной политики соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" [8].
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов устанавливает, что миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Одновременно закрепляется принцип сочетания государственных и общественных инициатив и ресурсов. В то же время развитие системы дополнительного образования детей и молодежи выделяется в числе основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р [2], также определяет сферу дополнительного образования детей как составляющую национальной системы поиска и поддержки талантов.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики поддержки талантливой молодежи в этом направлении является организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческие конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий. В соответствии с упомянутым Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями на определение перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий и правил присуждения премий по результатам этих конкурсных мероприятий.
Помимо специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования обучающихся, проявивших выдающие способности, законодательством предусмотрены институциональные меры поддержки талантливых обучающихся.
Согласно Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, предлагается создание с закреплением нормативным правовым актом Министерства образования и науки Российской Федерации единой сети центров по выявлению и работе с талантливыми детьми и молодежью, функционирующих в качестве структурных подразделений образовательных организаций и координируемых на федеральном и региональном уровнях некоммерческой организацией, обеспечивающей методическое и консультационное сопровождение центров, ведение базы портфолио обучающихся, разработку образовательно-воспитательных траекторий молодых талантов, формирование графика участия в конкурсных мероприятиях, являющихся основным инструментов выявления выдающихся способностей.
Кроме этого, из анализа положений Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов следует, что ключевым направлением деятельности центров является предоставление услуг дополнительного образования с ориентиром на достижение одаренным ребенком намеченного результата развития.
Вместе с тем в соответствии с ч. 5 ст. 77 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях могут быть созданы:
а) специализированные структурные подразделения образовательных организаций;
б) образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций - нетиповые образовательные организации.
Порядок комплектования нетиповых образовательных организаций определяется Правительством Российской Федерации. Так, например, в настоящее время действует Порядок комплектования обучающимися федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Международный детский центр "Артек", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 878 [7].
Порядок формирования специализированных структурных подразделений образовательных организаций определяется локальными нормативными актами образовательной организации.
В настоящее время в образовательных организациях высшего образования функционируют следующие специализированные подразделения: специализированный учебно-научный центр (факультет) имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, специализированный учебно-научный центр Новосибирского национального исследовательского университета, специализированный учебно-научный центр Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана и Академическая гимназия имени Д.К. Фадеева Санкт-Петербургского государственного университета.
Государственная поддержка программ упомянутых специализированных подразделений в период 2014-2016 гг. осуществлялась в рамках реализации мероприятия "Поддержка на конкурсной основе специализированных учебно-научных центров при образовательных учреждениях высшего образования, в том числе, с привлечением на эти цели средств внебюджетных источников, целевого капитала" Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 26 мая 2012 г. N 2405п-П8 [1].
Федеральной целевой программой "Развитие образование" на 2016-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 [6], в рамках мероприятия 3.3 "Создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов" предусмотрено создание и реализации программ развития не менее четырех новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых школьников в ведущих университетах. На эти цели начиная с 2017 г. предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 120 млн. рублей ежегодно.
Вместе с тем создаются центры по работе с обучающимися, проявившими выдающие способности, на уровне общего образования. Однако создание таких центров зависит от бюджетных способностей субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при отсутствии конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей полномочия на организацию предоставления дополнительного образования детей закрепляются за региональными и муниципальными органами власти, что позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования.
Таким образом, централизация и систематизация деятельности по выявлению и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности, сопровождению молодых талантов возможна исключительно на региональном уровне.
В субъектах Российской Федерации задачи по обеспечению условий для работы с одаренными детьми решаются в рамках региональных программ, направленных на поиск, поддержку и сопровождение одаренных детей, в том числе развитие сети образовательных организаций, работающих с одаренными детьми. Это вновь созданные или профилированные образовательные организации (губернаторские лицеи, интернаты по работе с одаренными детьми, школы на базе образовательных организаций высшего образования и научно-исследовательских центров, ресурсные центры). Во всех субъектах Российской Федерации создаются и функционируют общеобразовательные организации повышенного уровня: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Сегодня наиболее распространенные институциональные формы работы с одаренными детьми - профилированные образовательные организации дополнительного образования детей и центры по работе с одаренными детьми, которые являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Одним из примеров специализированной образовательной организации дополнительного образования является муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей" г. Казани [10] - многопрофильное образовательное учреждение, которое обеспечивает бесплатное дополнительное образование всем детям, подросткам и молодежи в возрасте от 4 до 18 лет.
Данная образовательная организация функционирует в качестве базовой площадки для реализации программы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский федеральный университет" по работе с одаренными детьми.
Учебный процесс в центре осуществляется по многоуровневой, многоступенчатой системе, предусматривающей возможность вхождения в него на любом возрастном этапе.
Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г. Казани осуществляет значительное число мероприятий, направленных на выявление одаренных обучающихся - открытые олимпиады для младших школьников "Магистр счета", "Техника чтения"; конкурсы и олимпиады для обучающихся основной и средней школы - "Духовно-нравственная культура народов России: единство и согласие", "Юный исследователь", "Ученик года".
Вместе с тем работа центра направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми. Здесь на постоянной основе проводятся семинары для педагогических работников по обсуждению практик работы с одаренными обучающимися. В 2017 г. запланировано проведение городской научно-практической конференции "Развитие одаренности в образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы" и конкурса инновационных проектов, программ и методических разработок по организации внеурочной работы с одаренными детьми "Учительские находки: работа с одаренными детьми" [3].
Как уже отмечалось ранее, согласно ч. 5 ст. 77 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в образовательных организациях предусматривается создание специализированных структурных подразделений, цель которых - выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности и добившихся успехов в учебной, научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности; механизмы комплектования данных подразделений обучающимися устанавливают учредители соответствующих образовательных организаций.
В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок комплектования таких специализированных структурных подразделений, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для обучающихся, проявивших выдающие способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, должен устанавливаться Министерством образования и науки Российской Федерации. На сегодняшний день такой документ до сих пор не принят.
Несмотря на отсутствие соответствующих положений федерального законодательства, в субъектах Российской Федерации создаются структурные подразделения общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, специализирующиеся на работе с одаренными детьми.
Одним из примеров такого структурного подразделения является Центр по работе с одаренными детьми Республики Марий Эл [11], открытый в 2009 г. в целях реализации Республиканской программы "Дети Марий Эл" (подпрограмма "Одаренные дети") [5]. Данный центр является структурным подразделением государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат".
Основные задачи центра:
- выявление обучающихся, проявивших выдающиеся способности в интеллектуальной деятельности;
- пополнение регионального банка данных одаренных детей (обучающихся, проявивших выдающиеся способности);
- подготовка обучающихся, проявивших выдающиеся способности, к Всероссийской олимпиаде школьников - региональному и заключительному этапам;
- организация и сопровождение исследовательской деятельности одаренных обучающихся;
- организация сотрудничества с университетами Республики Марий Эл в целях профориентации обучающихся и последующего обучения в организациях высшего образования;
- организация работы очно-заочной школы с использованием дистанционных образовательных технологий для одаренных обучающихся;
- создание сетевой системы непрерывного сопровождения обучающихся, проявивших выдающиеся способности, с помощью современных информационно-коммуникативных технологий в форме дистанционного обучения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся.
Особое место в числе задач отводится профессиональному развитию педагогических работников. Центр обеспечивает:
- организацию творческих групп педагогических работников центра и других образовательных организаций Республики Марий Эл для работы в профильных группах;
- организацию курсов повышения квалификации учителей, руководителей общеобразовательных организаций и органов управления образованием, семинаров для педагогических коллективов, семинаров по проблеме выявления и развития обучающихся, проявивших выдающиеся способности в интеллектуальной деятельности;
- создание, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в выявлении и развитии одаренных обучающихся;
- написание методических пособий, материалов, сборников научных статей и рекомендаций в помощь педагогическим работникам и руководителям общеобразовательных организаций по проблемам выявления, поддержки, образования и воспитания, психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся.
Вместе с тем центр организует многоуровневую систему методической и консультативной помощи школам и муниципальным органам управления образованием, творческим группам и отдельным педагогическим работникам, родителям по проблеме выявления, поддержки, образования и воспитания, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
В соответствии с Положением о порядке приема в Центр по работе с одаренными детьми Республики Марий Эл в центр принимаются обучающиеся 7-8 классов общеобразовательных организаций Республики Марий Эл. Предварительный прием школьников в центр осуществляется через участие в ежегодной очно-дистанционной олимпиаде по профильному предмету (математика, физика, химия, биология, филология), через участие в муниципальном, региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, научно-практических конференциях, дистанционных интеллектуальных олимпиадах по профильным предметам [4].
Школьники, получившие высокий рейтинг по результатам очно-дистанционной олимпиады центра по профильному предмету (математика, физика, химия, биология, филология); призеры и победители муниципального и регионального этапов олимпиад; призеры и победители научно-практических конференций, дистанционных интеллектуальных олимпиад текущего года по профильным предметам включаются в список для рекомендации в летний профильный лагерь "УмКа".
Участников летнего профильного лагеря "УмКа", показавших положительные результаты в летней образовательной сессии, авторы рабочих программ по профилю и методисты рекомендуют к зачислению в центр для очно-заочного обучения. Школьники зачисляются в центр для очно-заочного обучения на три года (8-10 классы). По решению методического совета период обучения может быть продлен до четырех лет - до 11 класса.
Освоение образовательной программы осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Школьники, не зачисленные в центр для очного обучения, имеют возможность обучаться в дистанционной школе центра по работе с одаренными детьми с правом претендовать на место в очно-заочной школе.
Учебный план предусматривает два уровня обучения - основное общее и среднее общее образование. Подготовка обучающихся в центре ведется в классах с обязательным углубленным изучением английского языка по физико-математическому, химико-биологическому и робототехническому направлениям.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в центре является прохождение обучающимися практики на базе организаций высшего образования, предприятий - партнеров центра, участие в проектной деятельности с центрами молодежного инновационного творчества.
В целом работа с одаренными и высокомотивированными обучающимися направлена на развитие математического и инженерного мышления, способности к инновационной деятельности, формирование целостной картины мира, на подготовку к предметным олимпиадам и конференциям различных уровней и строится в тесном взаимодействии с ведущими университетами региона, советами молодых ученых, центрами молодежного инновационного творчества.
Как следует из проведенного анализа, центры по работе с одаренными обучающимися создаются в качестве структурных подразделений общеобразовательных организаций и организаций высшего образования и в виде самостоятельных образовательных организаций, чаще образовательных организаций дополнительного образования детей.
Вместе с тем, как было отмечено, Министерство образования и науки Российской Федерации, вопреки требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не разработало порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам в центрах по работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Представляется целесообразным создание единой сети центров по выявлению и работе с талантливыми детьми и молодежью, функционирующих в качестве структурных подразделений образовательных организаций и координируемых на федеральном и региональном уровнях некоммерческой организацией, обеспечивающей методическое и консультационное сопровождение центров, ведение базы портфолио обучающихся, разработку образовательно-воспитательных траекторий молодых талантов, формирование графика участия в конкурсных мероприятиях, являющихся основным инструментом выявления выдающихся способностей.
В свою очередь, ключевым направлением деятельности центров станет предоставление услуг дополнительного образования с ориентиром на достижение одаренным ребенком или молодым человеком намеченного результата развития. Финансирование деятельности данной системы может осуществляться за счет предусмотренных в бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы средств на общее и дополнительное образование, а также привлекаемых на внебюджетной основе в рамках оказания услуг дополнительного образования.
Предлагаемое решение позволит централизовать и систематизировать деятельность по сопровождению молодых талантов на протяжении всего периода их развития на непрерывной основе, усилить понимание ценности дополнительного образования среди обучающихся и педагогов, увеличить долю внебюджетного финансирования сферы дополнительного образования и работы с молодыми талантами, поднять уровень заработной платы педагогических работников за счет их активного вовлечения в обучение лиц, проявивших выдающиеся способности.
Список литературы:
[1] Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержден Приказом Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26 мая 2012 г. N 2405п-П8) // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
[2] Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 37. Ст. 4983.
[3] План мероприятий муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г. Казани" на 2016-2017 учебный год // Режим доступа: http://odkzn.ru/ (дата обращения: 03.03.2017).
[4] Положение о порядке приема в Центр по работе с одаренными детьми Республики Марий Эл // Режим доступа: http://ruemcenter.ru/sites/default/files/Documents/metodicheskie_recomend acii/polozhenie_o_porjadke_priema_v_centr_po_rabote_v_c.pdf - Официальный сайт Центра по работе с одаренными детьми Республики Марий Эл (дата обращения: 03.03.2017).
[5] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 453 "О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие образования и молодежной политики" на 2013-2020 годы" // Режим доступа: http://www.portal.mari.ru - Официальный интернет-портал Республики Марий Эл (дата обращения: 03.03.2017).
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 2. Ст. 541.
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 878 "Об утверждении Порядка комплектования обучающимися федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Международный детский центр "Артек" // Российская газета. 05.10.2015. N 223.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 15. Ст. 1583.
[9] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
[10] http://odkzn.ru/ - Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей" г. Казани (дата обращения: 03.03.2017).
[11] http://ruemcenter.ru/ - Официальный сайт Центра по работе с одаренными детьми Республики Марий Эл (дата обращения: 03.03.2017).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья выполнена в ходе проведения исследования 16-01-0024 "Инструменты выявления и поддержки талантливых обучающихся в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование" в рамках Программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)" в 2016-2017 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Янкевич С.В. Правовой режим центров по работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Российской Федерации
Yankevich S.V. The legal regime of the centers for talented students in the Russian Federation
С.В. Янкевич - кандидат юридических наук, директор Центра правовых прикладных разработок Института образования ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
S.V. Yankevich - Candidate of Law Sciences, director Tsentra of legal application-oriented development of Institute of education of FGAOOU WAUGH "National research university "Higher School of Economics"
Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд мероприятий по поддержке одаренных обучающихся. Одна из таких мер носит институциональный характер и предполагает создание центров для работы с талантливыми школьниками и студентами. В статье рассматриваются правовые основы функционирования специализированных образовательных организаций и структурных подразделений образовательных организаций, осуществляющих работу с одаренными детьми. Такие центры создаются как на уровне общего, так и высшего образования. Основной целью центров является развитие творческого и научного потенциала обучающихся, подготовка к олимпиадам и конференциям различных уровней, стимулирование сотрудничества обучающихся с ведущими университетами и центрами молодежного инновационного творчества.
The legislation of the Russian Federation provides for a number of measures to support gifted students. One such measure has institutional nature and involves the creation of centers for talented pupils and students. This article analyses the legal bases of functioning of the specialized educational organizations and structural divisions of the educational organizations, which are carrying out work with gifted children. Such centers are created both at the level of secondary and higher education. The main goal of the centers is to develop the creative and scientific potential of students, prepare for olympiads and conferences, to stimulate cooperation between students and leading universities and centers of youth innovative creativity.
Ключевые слова: одаренные обучающиеся, выявление, поддержка, центры по работы с одаренными обучающимися.
Keywords: talented students, identifying, support, centers for talented students.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.