Судебная защита как гарантия реализации конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства
М.Д. Тарасенко,
аспирант кафедры конституционно-правовых исследований
Российского государственного университета правосудия
Журнал "Образование и право", N 2, февраль 2017 г., с. 208-211.
В случае нарушения права на свободное передвижение индивид выбирает определенный способ его защиты, применение которого может привести к выполнению той цели, на которую направлена защита. Устранение препятствий при реализации субъектами рассматриваемого права возможно, согласно ст. 45 Конституции РФ, всеми способами, не запрещенными законом. В юридической литературе их подразделяют на судебные и внесудебные. Посредством данных способов восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и при необходимости осуществляется воздействие на правонарушителя.
Ратифицировав в 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, Россия обеспечила всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, право на обращение в Европейский Суд по правам человека за защитой своих нарушенных прав и свобод.
Однако реализовать данные возможности защиты индивид может только после того, как исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. К числу таковых принято относить:
- судебную защиту (правосудие) как наиболее эффективную и главную гарантию прав и свобод человека и гражданина;
- защиту государственными институтами несудебной защиты;
- защиту посредством иных министерств и органов исполнительной власти, а также общественных организаций.
Представляя собой основу внутригосударственных механизмов, данные способы определяют методы, процедуры и средства, функционирующие в единой системе защиты прав человека и обеспечивающие их реализацию, в том числе и права на свободное передвижение.
Защита конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства представляет собой важнейший институт конституционного права России. В свою очередь, он является составной частью более крупного конституционно-правового института - правового положения человека в Российской Федерации. Защита в данном случае рассматривается как государственно-правовая категория, и ее важнейшим элементом является правовая защита.
Рассматривая институт защиты конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, отметим, что он выступает как система правовых гарантий и средств его обеспечения и реализации [1, с. 120-124].
Способами защиты являются:
1) обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
2) обжалование действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов;
3) обращение в средства массовой информации, правозащитные организации и общественные объединения;
4) обращение в суд;
5) другие способы защиты, установленные в федеральной Конституции и законодательстве Российской Федерации.
Из всех перечисленных способов судебная защита является наиболее востребованной и авторитетной среди граждан.
В Российской Федерации каждый обладает правом на судебную защиту.
Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и др. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя. Это означает также, что таким правом обладает любое лицо, независимо от его гражданства. На это прямо указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР". В данном Постановлении сказано: "Право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации".
Данные конституционные положения полностью соответствуют требованиям международно-правовых актов и даже дополняют их. В статье 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом". В соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод "каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".
Суды в порядке, предусмотренном процессуальными кодексами, рассматривают и разрешают подведомственные им дела.
В рамках конституционного судопроизводства определяются пределы конституционного содержания права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; устраняются из системы законодательства неконституционные положения, регулирующие вопросы, связанные с реализацией права на свободное передвижение, формулируются доктринально-эмпирические позиции.
В рамках административного судопроизводства разрешаются дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля в сфере реализации права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, в случае необходимости принимаются решения:
- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
- об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
В рамках гражданского судопроизводства определяется, имело ли место нарушение права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, каковы пределы его реализации и т.д.
В рамках уголовного судопроизводства определяется, имеется ли потребность и необходимость пресечь его реализацию, соразмерность принимаемых мер для пресечения свободы передвижения характеру правонарушения.
Реализация судебной защиты права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, по сути, обеспечивает значительную надежность и гарантию его реального и полного осуществления.
В рамках судебной защиты обеспечиваются главные задачи - охрана и защита. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции РФ положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Сложносоставное право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства взаимосвязано при реализации его судебной защиты с рядом факторов, а именно с тем, что непосредственно будет подлежать охране и защите [2]. При этом при подаче обращения в суд имеются процессуальные особенности в зависимости от того, что выступает объектом охраны и защиты - возможность передвижения, возможность выбора места жительства, возможность выбора места пребывания; кто субъект, который обращается в суд - орган государственной власти, реализующий свои правомочия, направленные на защиту конституционных прав граждан или гражданин.
Следует отметить также, что важной является конституционно закрепленная возможность обжаловать в суд действия или бездействие, решения органов и должностных лиц.
По ряду вопросов, возникших у судов при рассмотрении дел по применению положений названного закона, были даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан". Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются, в частности, постановления Государственной Думы и Правительства РФ. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции РФ, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде РФ.
Очень важно, что Закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в регистрации по месту жительства или по месту пребывания, снятии с регистрационного учета, ограничении права на свободное передвижение, запрете выезда из Российской Федерации и др.
Полноценная и эффективная реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина имеет большое значение в жизни каждого индивида, соответственно немаловажное значение имеет их защита в случае нарушения.
Закрепленное в ст. 2 Конституции РФ положение о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", не только обусловливает необходимость создания системы органов, обеспечивающих защиту конституционных прав и свобод, но и предопределяет необходимость формирования, развития и действия правомерной правотворческой и правореализационной деятельности государственных органов.
В механизме защиты конституционных прав и свобод существенное место занимает судебная защита. Судебная защита имеет многоаспектную юридическую природу. При этом, выступая действенной гарантией конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, эффективность судебной защиты выражается в достижении позитивных результатов в процессе судебного разбирательства, выражающихся в обеспечении возможностей в сфере передвижения и выбора места пребывания и жительства, которые соответствовали бы его социальной и правовой сущности.
Общими критериями оценки эффективности судебной защиты являются цель, средства и результат. Специальными показателями оценки эффективности выступают: 1) доступность судебной защиты, 2) оперативность ее осуществления, 3) качество судебных актов, 4) их исполнение [3].
Конституционное право на судебную защиту означает, что для того, кто им обладает, существуют определенные правовые возможности, определенные правомочия совершать в рамках закона те или иные процессуальные действия. Пределы этого действия очерчены границами. Данное право возникает на основе юридических фактов, находится в рамках конкретного правоотношения.
Судебная защита как обязанность государства выражается в необходимости создания и выполнения организационно-правовых средств и мер судебной защиты. В их числе создание механизма судебной защиты, устранение неконституционных норм в отраслевом законодательстве и др. При этом стоит отметить, что судебная защита как обязанность государства характеризуется необходимостью обеспечения действенного механизма судебной защиты на основе реализации конституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов и норм международного права; как гарантия - выражается в закреплении конституционного права на судебную защиту.
Список литературы:
[1] Алешкова И.А. Способы судебной и внесудебной защиты права на свободное передвижение в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2007. N 9.
[2] Алешкова И.А., Исаков И.Н. Судебная защита права на свободу передвижения // Российский судья. 2005. N 11.
[3] Вершинин В.Б. Судебная защита как комплексный институт российского права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Пенза, 2011. - 224 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тарасенко М.Д. Судебная защита как гарантия реализации конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства
Tarasenko M.D. Judicial protection as implementation warranty constitutional right on the free movement, choice of the place of stay and residence
М.Д. Тарасенко - аспирант кафедры конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия
M.D. Tarasenko - post-graduate student of the Department of Constitutional Law research Russian state University of justice
В статье рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением судебной защиты права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
The article deals with issues related to the implementation of the judicial protection of the right to freedom of movement, choice of place of residence.
Ключевые слова: Конституция, права и свободы, право на свободное передвижение, судебная защита, правовые гарантии.
Keywords: Constitution, rights and freedoms, the right to free movement, judicial protection, the legal guarantees.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.