Точность выборки профиля риска при применении системы управления рисками
О.А. Громенко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления
Российской таможенной академии
Н.А. Шаланина,
кандидат экономических наук, доцент
кафедры таможенных операций таможенного контроля
и технических средств таможенного контроля
Владивостокского филиала Российской таможенной академии
Журнал "Образование и право", N 2, февраль 2017 г., с. 212-215.
Современное состояние теории и практики таможенного дела в Российской Федерации позволяет в качестве исходного положения констатировать некоторые принципиально важные положения, которые необходимо учитывать при разработке и совершенствовании таможенных процедур вообще и процедур таможенного контроля в частности. К таким исходным положениям следует отнести следующее:
- таможенные органы оказывают услуги участникам ВЭД в реализации ими своего права перемещать товарно-материальные ценности через таможенную территорию;
- институт таможенного дела есть институт государства, который призван обеспечивать защиту национальных интересов страны вообще и ее граждан, регулируя порядок ввоза и вывоза ценностей;
- таможенные органы обеспечивают выполнение своих функций в условиях ограниченных трудовых, материальных ресурсов, что ставит перед ними одновременно задачи по эффективному их использованию на основе установленных перед системой показателей и критериев;
- интересы таможенного органа и его целевые ориентиры могут не совпадать с целевыми ориентирами отдельных участников ВЭД, что предполагает появление конфликта интересов;
- участники не обладают всей полнотой информации о действиях и намерениях сторон в процедурах оформления, декларирования, перемещения за содержательной частью процесса таможенного контроля, констатируя и воспроизводя тем самым условия для асимметричности информации;
- основные участники ВЭД и ответственные работники таможенных органов понимают опасности, риски, которые возникают при нарушении правил таможенного регламента, и могут принимать решения, вписывающиеся в сферу рационального и выходящие за рамки рационального поведения, обнаруживая тем самым "когнитивную несостоятельность субъекта".
В целях установления единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации разработаны Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).
Стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений определяют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствующих областях нормативно-правового регулирования.
Анализ и оценку рисков осуществляют должностные лица таможенных органов при помощи методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее - целевые методики анализа рисков).
Целевые методики анализа рисков позволяют автоматизировать процесс проведения таможенными органами оценки рисков.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер к минимизации рисков после выпуска товаров.
Алгоритм действий должностных лиц таможенных органов при разработке, согласовании, утверждении, актуализации и отмене профилей рисков утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 20 мая 2016 г. N 1000 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками".
В рамках реализации первого этапа (2013-2014 гг.) Стратегии развития таможенной службы до 2020 года предусматривалось выполнение приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в области системы управления рисками), ориентированных на эффективное использование системы управления рисками и целевых методик минимизации рисков для надежного предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Незначительный прирост эффективности за последние годы определяется применением в основном качественной экспертной методологии анализа данных, что в условиях неуклонного роста трансграничных товаропотоков не позволяет и в будущем ожидать резкого прироста эффективности СУР.
Согласно статистическим данным, целевые профили рисков наиболее эффективные, особенно на этапе декларирования товаров и транспортных средств. Региональные и зональные профили рисков признаны малоэффективными. А самыми неэффективными оказались общероссийские профили рисков, поскольку они действуют на всей территории государства и не учитывают особенностей конкретного региона.
Поскольку общероссийские профили риска признаны самыми неэффективными, то содержащиеся в них меры минимизации, в частности таможенный досмотр, приводят к следующим негативным последствиям:
- существенному увеличению времени таможенного оформления товаров участниками ВЭД;
- дополнительной нагрузке на бизнес в связи с необходимостью проведения разгрузочно-погрузочных работ, оплаты временного хранения товаров на СВХ, с простоем транспортных средств, нарушением сроков поставки товаров контрагентам, расходами на терминальную обработку грузов, порчи товаров в ходе таможенного досмотра и др.;
- отвлечению ограниченных ресурсов таможенных органов на проведение неэффективных таможенных досмотров, в том числе, по одним и тем же товарам и участникам ВЭД [34].
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования таможенного контроля товаров.
Таким образом, для разрешения данной проблемы целесообразно создать новую модель использования инструментов СУР, в рамках которой необходимо:
- сократить число общероссийских профилей рисков;
- увеличить число целевых профилей рисков, при этом срок действия целевого профиля риска не должен превышать двух недель, поскольку через две недели он будет неэффективен, вследствие чего его применение будет нецелесообразно.
- разработать автоматизированную интеграционную систему, позволяющую автоматизировать процесс создания целевых профилей риска.
Автоматизация создания целевых профилей риска позволит сократить временные ресурсы и значительно облегчить работу должностных лиц таможенных органов.
Основным принципом работы системы является категорирование и анализ деятельности участника ВЭД.
Можно сформулировать требования к созданию и функционированию автоматизированной интеграционной системы.
В первую очередь существует необходимость в разработке классификатора способов нарушения таможенного законодательства в связке с набором мер по минимизации риска и его поддержанием, так как набор мер напрямую зависит от способа нарушения. Количество и типы способов нарушения - это относительно постоянная величина на практике. Данный классификатор будет служить основной базой данных для интеграционной системы.
Основным принципом работы системы является категорирование и анализ деятельности участника ВЭД.
Основными критериями оценки риска должны стать: участник ВЭД, совершенные ранее правонарушения и перемещаемый товар. По этим данным можно проводить категорирование участников ВЭД и анализ перемещения товаров.
Принцип работы автоматизированной интегрированной системы:
1. Поступление электронного таможенного документа (например, сообщение о прибытии груза).
2. Система оценивает деятельность участника ВЭД, после чего на основе этого анализа происходит категорирование. Оценка деятельности ориентирована на добросовестность участника ВЭД (количество правонарушений, совершенных им).
В зависимости от числа совершенных правонарушений система относит участника ВЭД к определенной категории.
Разработка классификатора способов нарушения таможенного законодательства в связке с соответствующим набором мер по минимизации риска и его поддержанием, разработка автоматизированной интеграционной системы позволит увеличить эффективность деятельности системы управления рисками почти в два раза без расширения штата должностных лиц ОПСУР, а также позволит сократить время на разработку профилей риска и снизит нагрузку на инспекторов.
Таким образом, реализация предложенных путей совершенствования СУР приводит к повышению ее эффективности в целом. Это свидетельствует о целесообразности реализации предложенной модели и автоматизации разработки целевых профилей риска в таможенных органах, позволяющей таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне, сообразно новым требованиям к ее развитию и в соответствии с прогрессивными технологиями управления, в том числе на путях реализации международных стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Громенко О.А., Шаланина Н.А. Точность выборки профиля риска при применении системы управления рисками
Gromenko O.A., Shalanina N.A. The accuracy of the sample of risk management during the customs control
О.А. Громенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Российской таможенной академии
Н.А. Шаланина - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии
O.A. Gromenko - Candidate of Economic Sciences, associate professor of control Russian customs academy
N.A. Shalanina - Candidate of Economic Sciences, associate professor of customs operations of customs monitoring and technical means of customs monitoring Vladivostok branch of the Russian customs academy
Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Авторы рассматривают один из подходов к повышению эффективности системы управления рисками. Применение этого подхода позволит сотрудникам таможенных органов сосредоточить внимание на сферах повышенного риска и обеспечить более эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Customs authorities apply a control system of risks to definition of the goods, vehicles of the international transportation, documents and persons which are subject to customs control, the forms of customs control applied to such goods, vehicles of the international transportation, documents and persons, and also extent of carrying out customs control. Authors considered one of the approaches enhancing the efficiency of risk management systems has been examined. The application of this approach will help customs officers focus on high risk areas and ensure a more efficient use of available recourses.
Ключевые слова: система управления рисками, латентный эффект, таможенный контроль.
Keywords: risk management, the latent effect, customs control.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.