Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 04.04.2017 N СА-4-7/6265@
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Оплата труда
в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2017 г., с. 15-17.
В комментируемом Письме ФНС РФ от 04.04.2017 N СА-4-7/6265@ ведомство разъясняло ситуацию по поводу взыскания налогового вычета по НДФЛ с физического лица, если таковой был неправомерно ему предоставлен. Например, в случае предоставления имущественного вычета в связи с покупкой жилья, которое приобреталось гражданином за счет бюджетных средств, а именно за счет целевого жилищного займа, который предоставляется гражданам на безвозмездной основе и не возвращается. Налоговая служба сделала вывод, что, если из-за ошибки налогового органа физическому лицу неправомерно был предоставлен налоговый вычет по НДФЛ, полученная налогоплательщиком денежная сумма может быть взыскана с него в порядке возврата неосновательного обогащения. Порядок взыскания налоговой недоимки, например, в части начисления пеней, направления требования об уплате задолженности в таком случае не применяется (Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П).
Корень проблемы в ситуации с предоставлением незаконного (ошибочного) налогового вычета по НДФЛ в том, что граждане и налоговые органы по-разному понимают образовавшуюся задолженность перед казной.
Первые считают, что при выявлении налоговым органом факта получения налогоплательщиком имущественного вычета при отсутствии на то законных оснований у государства образуется недоимка по налогу вследствие занижения базы по НДФЛ. Соответственно, и взыскание с гражданина рассматриваемых сумм должно осуществляться по налоговому законодательству: произвести досудебное урегулирование спора, то есть выставить требование и при неразрешенности вопроса обратиться в суд.
Налоговые органы считают, что при незаконном (ошибочном) получении вычета по НДФЛ у гражданина возникает неосновательное обогащение за счет бюджетных средств. Значит, применимы нормы гражданского законодательства и взыскание этих сумм должно осуществляться в соответствии с ГК РФ. То есть налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (ст. 31, 48, 69, 70, 101 НК РФ) обратиться в суд общей юрисдикции с исками о взыскании сумм неправомерно предоставленного налогового вычета по правилам ст. 1102 ГК РФ.
Согласно положениям НК РФ налогоплательщик, который израсходовал собственные денежные средства на новое строительство либо приобретение на территории жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме расходов, которые он фактически понес на приобретение соответствующего жилого помещения (п. 1 ст. 220). При этом по п. 5 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет не предоставляется в случае приобретения или строительства жилья за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ. Например, такие средства выделяются федеральным бюджетом в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Предоставление вычета в нарушение законодательства, даже в случае ошибки налогового органа, приводит к занижению налоговой базы по НДФЛ и образованию потерь бюджета. Соответственно, он подлежит взысканию.
НК РФ не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, но и не исключает возможность задействовать в этих целях общие механизмы. Соответственно, налоговые органы вправе без каких-либо процедур сразу обратиться в суд.
Обратите внимание! Обращение в суды налоговых органов с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.
Обращение налоговых органов в суд должно осуществляться в границах срока исковой давности. В частности, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"