Об утверждении порядка осуществления фармаконадзора
Н.В. Фирфарова,
к.э.н., редактор журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 11-17.
В соответствии с пп. 3 ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) фармаконадзор является составной частью федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств. Сущность его раскрыта в ст. 64 данного закона. По правилам, установленным названной нормой, лекарственные препараты, находящиеся в обращении в Российской Федерации, подлежат мониторингу эффективности и безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, индивидуальной непереносимости, предупреждения медицинских работников, ветеринарных специалистов, пациентов или владельцев животных и их защиты от применения таких лекарственных препаратов.
Фармаконадзор осуществляется Росздравнадзором путем анализа предоставляемой ему информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов.
20.03.2017 Минюст зарегистрировал Приказ Росздравнадзора от 15.02.2017 N 1071 "Об утверждении порядка осуществления фармаконадзора" (названный порядок далее - Порядок N 1071). Ознакомимся с данным документом.
Понятие фармаконадзора и его цели
Пункт 2 Порядка N 1071 определяет, что фармаконадзор - это вид деятельности по мониторингу эффективности и безопасности лекарственных препаратов, направленный на выявление, оценку и предотвращение нежелательных последствий применения лекарственных препаратов. Отметим, что аналогичное определение дано в п. 52.1 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ.
Целями мониторинга являются:
- выявление возможных негативных последствий применения лекарственных препаратов;
- выявление индивидуальной непереносимости;
- предупреждение медицинских работников, пациентов и их защита от применения таких лекарственных препаратов.
Проводя регулярный мониторинг лекарственных средств, аптечная организация получает соответствующую информацию о безопасности и эффективности лекарственных препаратов, что свидетельствует о соблюдении установленных стандартов качества.
На основании п. 3.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 757н мониторинг организуется при поступлении в аптечную организацию от покупателей информации в отношении лекарственных препаратов, в частности, следующего характера:
- о побочных действиях, в том числе побочных действиях, не указанных в инструкциях по применению лекарственных препаратов;
- о серьезных нежелательных реакциях, приведших к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющих собой угрозу жизни, требующих госпитализации или приведшей к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности;
- о непредвиденных нежелательных реакциях, в том числе связанных с применением лекарственного препарата согласно инструкции по применению, сущность и тяжесть которых не соответствовали информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении фармаконадзора, определен Приказом Росздравнадзора от 18.11.2016 N 12848*(1) (представлены ниже в таблице).
Наименование и реквизиты акта | Положения нормативно-правовых актов |
Федеральные законы | |
Федеральный закон N 61-ФЗ | |
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" | |
Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ | |
Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.10.2012 N 1043 | |
Нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти | |
Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России N 757н | |
Правила надлежащей клинической практики, утвержденные Приказом Минздрава России от 01.04.2016 N 200н |
Контролирующий орган
Фармаконадзор, как уже было сказано, осуществляется Росздравнадзором исходя из анализа поступающей в адрес ведомства соответствующей информации о безопасности и эффективности лекарственных препаратов от субъектов обращения лекарственных средств, выявленных на всех этапах их обращения:
- о побочных действиях лекарственных средств;
- о нежелательных реакциях (серьезных, непредвиденных) при применении лекарственных препаратов и индивидуальной непереносимости;
- об отсутствии эффективности лекарственных препаратов;
- об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в РФ и других государствах.
Фармаконадзор осуществляется, в частности, на основании сведений, полученных в виде сообщений от субъектов обращения лекарственных средств, а также информации, полученной в ходе государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств (п. 6 Порядка N 1071).
Субъекты обращения лекарственных средств
Согласно п. 29 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ субъекты обращения лекарственных средств - это в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
В соответствии с п. 28 ст. 4 закона обращение лекарственных средств включает в себя разработку, доклинические исследования, клинические исследования, экспертизу, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозку, ввоз в РФ, вывоз из РФ, рекламу, отпуск, реализацию, передачу, применение, уничтожение лекарственных средств.
Аптечная организация, в свою очередь, - это та организация, которая осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 35 названной статьи). Соответственно, аптеки (ветеринарные аптечные организации) также являются субъектами обращения лекарственных средств, наряду с их разработчиками (организациями, обладающими правами на результаты доклинических исследований лекарственного средства, клинических исследований лекарственного препарата, а также на технологию производства лекарственного средства), с производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами.
Документооборот
При поступлении от покупателей соответствующей информации в отношении лекарственных препаратов субъекту обращения лекарственных препаратов (аптечной организации) предписано направить ее контролерам Росздравнадзора в виде сообщения по образцу "Извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата", представленном в приложении 1 к Порядку N 1071. В пункте 11 документа оговорено: в случае если характер сведений не соответствует предложенной форме (содержанию ее полей), допускается их представление в Росздравнадзор в произвольной форме.
Сообщения направляются через автоматизированную информационную систему Росздравнадзора либо по электронной почте по поименованному в п. 12 Порядка N 1071 адресу.
В целях оценки информации научного и клинического характера, указанной выше, Росздравнадзору предписано привлекать экспертную организацию - Федеральное государственное бюджетное учреждение.
О последствиях фармаконадзора
Оценка информации научного и клинического характера, содержащейся в сообщениях, поступающих в том числе от аптечных организаций в Росздравнадзор, осуществляется экспертной организацией в течение пяти рабочих дней с даты поступления. При выявлении сведений, отсутствующих в инструкции по медицинскому применению или документации клинического исследования, изменяющих отношение ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, экспертная организация направляет заключение о данных фактах в Росздравнадзор в срок не позднее пяти рабочих дней с даты выявления соответствующих сведений (п. 46 Порядка N 1071).
К сведению. При выявлении нежелательных реакций и иной информации по безопасности и эффективности, не содержащихся в инструкции по медицинскому применению, изменяющих отношение ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, контролирующее ведомство вправе запросить о держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата внеочередной периодический отчет о безопасности (п. 20 Порядка N 1071).
В случае если согласно экспертному заключению причиной нежелательной реакции или угрозы жизнью и здоровью человека могло являться нарушение субъектами обращения лекарственных средств законодательных требований к фармаконадзору, контролеры вправе принять решение о проведении проверки соблюдения ими требований, установленных Федеральным законом N 61-ФЗ, в том числе к хранению, отпуску, реализации лекарственных средств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместо заключения
Выше были приведены основные положения нового документа, касающиеся аптечных организаций в части осуществления ими как субъектами обращения лекарственных препаратов мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при их применении.
Положения Порядка N 1071 касаются также взаимодействия держателей (владельцев) регистрационных удостоверений лекарственных препаратов и юридических лиц, на имя которых выданы разрешения на проведение клинических исследований в РФ, с Росздравнадзором при осуществлении последним фармаконадзора:
- прописаны порядок, периодичность и сроки представления ими отчетности;
- установлены сроки для принятия необходимых мер по препятствованию увеличения вреда, связанного с обращением соответствующего лекарственного препарата;
- определены принципы организации документооборота (п. 12-19, 22-33 Порядка N 1071).
Кроме того, закреплен порядок работы медицинских организаций (также являющихся субъектами обращения лекарственных средств) по выявлению нежелательной реакции и иной информации по безопасности и эффективности по применению лекарственных препаратов (п. 34-38).
Документом также установлен уведомительный порядок Минздрава Росздравнадзором в части выявления новых данных по безопасности и эффективности лекарственных препаратов для рассмотрения вопросов:
- о необходимости внесения изменений в регистрационное досье лекарственного препарата;
- об отмене его госрегистрации;
- о проведении доклинических или клинических исследований либо иных дополнительных исследований качества, эффективности и безопасности лекарственного препарата;
- о необходимости (о ее отсутствии) приостановления его обращения на период проведения вышеназванных дополнительных исследований, либо на период, необходимый для внесения изменений в регистрационную документацию.
Росздравнадзор по результатам фармаконадзора размещает на своем официальном сайте информацию о принятых решениях Минздрава (п. 62 Порядка N 1071). Напомним, что в силу ст. 65-66 Федерального закона N 61-ФЗ в случае если по результатам мониторинга будет установлено, что применение лекарственного препарата представляет угрозу жизни или здоровью пациентов, сведения о лекарственном препарате не соответствуют сведениям о лекарственном препарате, содержащимся в инструкции по его применению, Минздравом принимается решение:
- о приостановлении применения препарата;
- о внесении изменений в инструкцию по применению;
- об изъятии лекарственного препарата из обращения.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Документом определены в целом перечни правовых актов и их отдельные части (положения), содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"